Новости

Как поляк Духинский придумал теорию об «азиатском» происхождении русских

В середине XIX века польский этнограф Францишек Духинский выдвинул так называемую туранскую теорию - о якобы "неславянском" происхождении великорусской народности. Вообще говоря, эта "теория" Духинского в наше время однозначно была бы истолкована как расистская. Но в середине XIX века она пользовалась в Западной Европе достаточно большой популярностью.

Духинский и его "теория"

Сам Духинский принадлежал к польской шляхте. Некоторое время он преподавал в Киеве, а в 1849 году эмигрировал во Францию. Где, собственно, и расцвел его этнографический "талант".

Русских он именовал не иначе как "москалями". По мнению Духинского, "москали" присвоили себе имя русских, которое должно было бы принадлежать малороссам и белорусам. Знакомое утверждение, не правда ли?

"Москали" же, по теории Духинского, относились к некоему "туранскому" племени и монголами. Говорят они на искаженном церковнославянском языке, который вытеснил какой-то "туранский" язык. И вообще "москали" не имеют права именовать себя славянами.

Естественной границей обитания "туранского племени" Духинский считал реки Двина, Днепр и некие "речки Финляндии". А вообще, по его мнению, "москали" склонны к кочевничеству и "коммунизму", тогда как истинным "арийцам" все это чуждо.

Как к "теории" отнеслись в Европе

При всей бредовости теории Духинского она пользовалась определенной популярностью. Хотя со временем даже ее адепты начали понимать, что поддерживать "изыскания" Духинского - себя не уважать.

Но определенная цель у "этнографа" была - как и многие польские эмигранты, он ратовал за восстановление прежней Речи Посполитой. То есть в границах, включавших в себя украинские и белорусские земли. Которым за это, так и быть, можно будет именоваться русскими.

Ну а кроме того, следует помнить о политической ситуации в Европе в середине XIX века. Правительство Российской империи и лично император Николай I выступали последовательными противниками революционных движений. Соответственно, недоброжелатели России были готовы поддержать любой (ну или почти любой) бред, лишь бы уязвить русских.

Со временем была признана антинаучность "теории" Духинского. Впрочем, и по сей день находятся люди, которые пытаются апеллировать к изысканиям "этнографа". К науке это, конечно, не имеет никакого отношения.

Михаил Арсаков