Новости

Как «Росатом» завоевывает мир: ищем таинственную русскую площадку в Европе

Как вы думаете, что должен сказать нормальный западный капиталист, при виде джентльмена в белом костюме с чемоданом денег, которыми тот хочет с ним поделиться? Думаете, откажется потому, что тот русский? Ага, сейчас. Да он скорее удавится.

Вчера во время пресс-выхода старшего вице-президента компании ТВЭЛ Олега Григорьева была озвучена настоящая информационная бомба. Российская компания намерена производить ядерное топливо в Европе. Григорьев не стал раскрывать подробности, а мы попытаемся при помощи дедукции вычислить эту таинственную площадку, тем более, что для этого у нас есть все что нужно. Есть пример, как «Росатом» уже вошел на один очень перспективный и закрытый для него ранее американский рынок ядерного топлива.

 

Давайте разберемся с подходом

Осенью 2016 года в ядерном мире взорвалась первая мощная русская информационная ядерная бомба. ТВЭЛ и GE (CNF) будут совместно производить ядерное топливо для американского рынка по российской технологии. 

Некоторые причины, по которым ТВЭЛу удалось договориться с американцами, и которые позволяют ему с оптимизмом смотреть в будущее более подробно были описаны во вчерашней моей статье и возвращаться к ним нет смысла:

«Росатом» громит Westinghouse на его территории

Лишь подчеркнем, что российская компания заинтересовала американских операторов АЭС своим вниманием к клиенту, что резко контрастировало с наплевательским отношением к своим покупателям со стороны «Westinghouse».

А еще в этой истории есть очень интересный момент. Дело в том, что рынок ядерного топлива в США поделен между несколькими кампаниями, главными из которых являются всего три поставщика «таблеток» GE (CNF) Areva и Westinghouse.

Причем, Westinghouse, компания, бросившая ТВЭЛу перчатку на постсоветском рынке ядерного топлива, поставляет топливо только для реакторов PWR и имеет 60%-ную долю этого рынка в США. В то же время GE, с которой ТВЭЛ договорился осенью 2016 года, до сегодня поставляет топливо исключительно для реакторов BWR и являясь также монополистом в этом сегменте рынка. AREVA пытается откусить кусочек то у Westinghouse, то у GE (CNF).

А еще Westinghouse всегда мог ударить GE в спину, производя топливо для BWR реакторов на других своих площадках. В Европе Westinghouse обеспечивает топливом около четверти парка реакторов этого типа.

Так они и жили «дружной» «шведской семьей», пока не пришел ТВЭЛ (в белом костюме и с чемоданом технологий) и не сделал GE (CNF) предложения, от которого та не смогла отказаться. То есть соглашение между ТВЭЛом и GE (CNF) никак не попытка россиян вытеснить нового партнера с его рынка. Скорее это предоставление возможности новому партнеру в борьбе за свое капиталистическое будущее в мире безжалостных акул бизнеса.

Враг моего врага, мой друг. С точки зрения капиталистической теории устройства мира это освоение нового и перспективного рынка, причем сами американцы рискуют немногим. Кто же из капиталистов от такого откажется?

Не знаю, насколько это сработало, но есть в этой истории еще одно примечательное обстоятельство. GE (CNF) это единственная из трех главных конкурентов чисто американская кампания, к которым так благоволит нынешняя администрация Белого Дома. 

Итак, мы видим, что прошлогоднее соглашение между ТВЭЛом и GE (CNF) было отнюдь не случайным. Россияне сыграли на противоречиях между американскими транснациональными корпорациями и … выиграли.

Давайте, вооружившись этой мыслью, поищем, а на кого и по какой причине могут опереться «русские» в Европе.

 

Кому «Росатом» может помочь выжить в Европе

Вот заметка восьмилетней давности на сайте российского атомного сообщества (от 4 марта 2009 года):

«Российская Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и компания «Сименс АГ» объявили сегодня о подписании Меморандума о взаимопонимании, в котором выразили свое намерение создать совместное предприятие в области ядерной энергетики.
Это совместное предприятие должно охватить разработку существующих и новых проектов по технологиям российского ядерного реактора типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), маркетинг и сбыт, а также строительство новых атомных электростанций, равно как и модернизацию и совершенствование существующих атомных электростанций.

Совместное предприятие может быть нацелено на реализацию возможностей для бизнеса по всей цепочке ядерного топливного цикла - от фабрикации топлива и вплоть до утилизации атомных электростанций - при условии экономической целесообразности».

Как звучит в свете озвученного вчера Григорьевым? Какие мысли появляются? Как видим, в одной из стран ЕС подобные идеи витали уже давно. Идем дальше и вспоминаем, что за месяц до этого фирма «Сименс АГ» объявила о будущем (в 2012 году) выходе из консорциума с французами в проекте AREVA NP. Видите ли ядерный бизнес ее уже не интересует (!!!) Я, конечно, не думаю, что аварию в Японии устроили специально и видимо правительство Германии просто воспользовалось удобным поводом, но в июне 2011 года Бундестаг принимает решение о закрытии в Германии всех атомных станций до конца 2022 года, после которого один из заводов AREVA NP, а именно находящийся в г. Лингене (ФРГ) останется практически не у дел и его ждет закрытие (на фоне колоссальных финансовых проблем у компании и переизбытка мощностей по фабрикации топлива), если его не спасет джентльмен в белом костюме с чемоданом денег, идей и технологий. И он судя по всему, появился, в самое нужное время, когда немецкие бюргеры уже начали задумываться о поиске новых рабочих мест и подсчитали убытки с этим связанные. И кто-то думает, что немцев остановит национальность джентльмена?  Не смешите капиталиста.

Думаю, разговор больше касался деталей будущего соглашения, а не принципиальных моментов.

В общем, вчерашняя многозначительная улыбка Григорьева и не менее многозначительное упорное молчание со стороны Areva NP (автор специально решил полюбопытствовать на форуме сразу же после выступления вице-президента ТВЭЛа) сходятся пока в одной точке: г. Линген, земля Нижняя Саксония, ФРГ.