Новости

Как США и ЕС помогают России снять Украину с российской «газовой иглы»

Прощальные визиты завершающей активную политическую карьеру Ангелы Меркель в Москву и Киев, как становится очевидным, главным образом были посвящены газовому вопросу.

Как известно, 20 июля Германия и США заключили соглашение по урегулированию конфликта вокруг газопровода «Северный поток ― 2». В частности, Соединенные Штаты и Германия обязуются использовать рычаги для продления договора о транзите российского газа через Украину, истекающего в 2024 году, на 10 лет.

Германия обязуется предоставить Украине дополнительную финансовую помощь в размере более 200 миллионов евро. Около 70 миллионов евро будет направлено на реализацию двусторонних проектов в сфере энергетики. Кроме того, США и Германия пообещали создать фонд объемом не менее одного миллиарда долларов. В его задачи будет входить финансирование инвестиций для перехода Украины на возобновляемые источники энергии и повышение энергетической безопасности. Берлин также обязуется направить усилия на достижение договоренности в ЕС об инвестициях в украинский энергетический сектор до 1,77 миллиарда долларов США в период до 2027 года.

Кроме того, власти ФРГ гарантируют, что будут в полной мере соблюдать параметры Третьего энергетического пакета ЕС в ситуации с «Северным потоком ― 2». Было договорено и то, что «переговоры (по транзиту после 2024 года) должны начаться как можно скорее, но не позднее 1 сентября».

Вот фрау Меркель и отправилась выполнять взятые обязательства (или, во всяком случае, демонстрировать их выполнение). Однако во вступительном слове на брифинге по итогам переговоров с Владимиром Путиным, подробно рассказав о большом количестве обсуждавшихся тем (наверняка не всех), включая Ливию, Белоруссию и Алексея Навального (нужно же показать «принципиальную позицию»), «проблемы 2024» для Украины она даже не коснулась.

Этот «пробел» восполнил, отвечая на вопросы журналистов, российский лидер, сообщивший, что «мы готовы, и я хочу это сказать ещё раз, публично уже говорил и хочу подчеркнуть, мы готовы и после 2024 года транзитировать газ через территорию Украины. Но мы должны понять, на какой срок, в каком объёме. А для этого мы должны получить ответ, в том числе от наших европейских партнёров, сколько же они у нас готовы закупать. Это же очевидная вещь.

Мы не можем подписать транзитный контракт, если у нас нет контрактов на поставку нашим потребителям в Европе. А с учётом “зелёной” повестки, которая сейчас, по сути, уже осуществляется в Европе, у нас стоит вопрос, будут ли у нас вообще закупать газ и сколько. Это предмет для обсуждения».

Также им было отмечено, относительно «Северного потока ― 2» следующее: «Кто-то говорит о том, что это политический процесс, ― это заблуждение или попытка ввести кого-то в заблуждение. Он на две тысячи километров короче, чем украинский транзит. И это современная, экологически чистая система, это не пустые слова, это новое оборудование, которые в разы, по-моему, раз в пять сокращает выбросы углерода в атмосферу в ходе транзита наших углеводородов в Европу. Просто мы все должны это знать, понимать. И это намного дешевле, чем транзит через украинский канал».

«Перевод мяча» в сторону западных партнеров, прежде всего Германии, сделанный президентом России, можно смело назвать гроссмейстерским: хотите продолжения транзита через Украину, так гарантируйте объемы, особенно с учетом вашей «антиуглеродной» повестки, а «транзита ради транзита», дабы содержать проводящую антироссийскую политику Украину, не будет.

Судя по всему, в ходе переговоров за закрытыми дверями это было сказано предельно четко, и с этой печальной для незалэжной вестью Ангела Меркель отправилась в Киев. В публичной форме это было озвучено на совместном брифинге Меркель и Зеленского.

Германский лидер заявила, что Украина должна быть готовой к уменьшению транзита газа, если его потребление в Европе упадет, т. е. повторила, по сути, то, о чем накануне сказал Владимир Путин. «Через 25 лет Европа может отказаться от закупок российского газа или же потреблять его меньше, ― сказала Меркель. ― Поэтому Киеву нужно заниматься производством водорода и "зеленой" энергетикой». Дежурной попыткой подсластить пилюлю стало обещание, что ЕС рассмотрит новые санкции против России, если она будет использовать газопроводы как «энергетическое оружие».

Украинский президент на это вставил реплику, что «зеленая» энергия и водород ― работа на дальнюю перспективу. А «Северный поток ― 2» заработает уже сейчас. «Мы обсуждали с госпожой канцлером вопрос относительно продления договора о транзите газа через территорию Украины после 2024 года, но пока что, я считаю, это очень общие вещи. Я хочу понять, что будет получать Украина и что может потерять наше государство после того, как закончится договор 2024 года и кто дает конкретные гарантии Украине», ― заявил Зеленский, выразив надежду, что будет знать больше после переговоров с министрами энергетики США и Германии во время «Крымской платформы».

Действительно, замена ранее анонсированных представителей США и Германии на министров энергетики указывала на планируемые переговоры, и они состоялись. Но, как сообщил исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко, «времени было мало (зачем тогда было собираться? ― Авт.), потому это не были переговоры или детальные консультации, скорее ― обмен мыслями. Украинская делегация напомнила об угрозе газовой монополизации европейского рынка, европейские коллеги успокоили ― кроме газа (транзит которого через украинскую ГТС, напомним, под вопросом) есть еще водород и его тоже можно качать через "трубу"».

Как сообщил изданию «Страна.ua» источник, знакомый с ходом переговоров, министры Германии и США намекнули, что Украине «стоило бы занять более мягкую позицию по отношению к “Северному потоку ― 2”. Но наши продолжали настаивать на санкциях по отношению к России и гарантиях по продлению транзита газа после 2024 года. Но по риторике министров было понятно, что ни Германия, ни США не готовы сейчас поддержать Украину».

Также украинская сторона предложила новую схему ― чтобы европейские трейдеры перенесли в своих текущих контрактах с «Газпромом» точки получения газа на границу с РФ и уже затем заключали контракты на транзит через Украину.

«Теперь мы ждем консультаций на уровне компаний, которые обещала попытаться организовать Германия. Также ждем реакции Конгресса США на очевидные факты использования Россией газа как геополитического оружия и несоответствие “Северного потока ― 2” европейским правилам», ― написал в фейсбуке Витренко.

«Попытаться организовать» ― очень «многообещающая» ремарка, как, впрочем, и все остальные «обязательства» Германии, сводящиеся к обещанию «направить усилия» и т. п. И в самом деле, ну какой интерес европейским трейдерам переносить точку получения газа, если по «потокам» путь короче и дешевле, а главное, как посмотрит на такое предложение «Газпром»?

На самом деле близкие к паническим настроения в Киеве объясняются просто ― речь идет не только и не столько о финансовых потерях от сокращения или полного прекращения транзита. Ни для кого не секрет российское происхождение «венгерского» и «словацкого» газа, которым сейчас удовлетворяет свои потребности Украина. Не секрет и то, что западную границу Украины этот газ пересекает (в обоих направлениях) лишь виртуально. Предложение о переносе «точки приема» ― последняя отчаянная попытка сохранить нынешнюю схему виртуального реверса «отказа от российского газа».

Исчезновение потребности в украинском транзите делает Россию свободной в вопросах поставки газа для Украины. Получать российский газ «окольными путями» и дальше у Украины не получится. Именно в этом причина такой обеспокоенности не только в Киеве, но и у его ключевых западных партнеров не только в Вашингтоне, но и в Берлине.

Не случайно в американо-немецком соглашении есть и такие слова: «Это будет включать усилия по защите и увеличению возможностей для обратных потоков газа на Украину с целью полностью защитить Украину от потенциальных будущих попыток России сократить поставки газа в страну».

Но позвольте, как можно сократить в будущем то, чего, по заявлениям Киева, нет уже несколько лет? «Мы соскочили с российской "газовой иглы", на которой сидели много лет... Казалось бы, обречены были сидеть на ней вечно, но уже два года не покупаем газ в России», ― хвастался в свое время Порошенко.

Очевидно, что имелась в виду именно возможность прекращения поставок российского газа на Украину в случае нового серьезного кризиса, когда в американо-немецком соглашении говорилось об обязательстве ограничить экспорт российских энергоносителей в Европу «в случае попыток Кремля использовать энергоносители в качестве оружия против Украины либо агрессии РФ в отношении Украины».

Однако такие гарантии, к тому же данные в весьма расплывчатой форме, не вызывают особого доверия в Киеве, цену слова «джентльменов» там начинают понимать, особенно на фоне последних событий в Афганистане. Собственно, Германия в лице своего уходящего канцлера для того и инициировала (вместе с Россией) и столь активно отстаивала СП-2, скорый запуск которого уже практически ни у кого не вызывает сомнений, дабы обеспечить энергетическую безопасность своей страны на случай любых «сюрпризов» на территории Украины.

Причем в Берлине отлично понимают, что «сюрпризов» больше всего можно ожидать от теряющей адекватность украинской власти, что наглядно показали события весны этого года. Более того, этого опасаются и в Вашингтоне, который пытается (причем как раз после спровоцированного Киевом весеннего кризиса) несколько снизить напряженность в американо-российских отношениях.

В западных столицах понимают, что любое серьезное обострение на Украине вынудит их «реагировать», хотя бы ради сохранения политического лица. Т. е. отношения с Россией снова опустятся до «точки замерзания», при этом неизбежно придется столкнуться с критикой со стороны наиболее «ястребиных» кругов (или просто непримиримых политических оппонентов, таких как трамписты) за «мягкотелость».

Судя по всему, «партнеры» не хотят напрямую требовать от Киева поиска пути улучшения отношений с Россией, давать прямые поводы для обвинения их в «предательстве» Украины, им нужно, чтобы это выглядело как инициатива самой украинской власти.

Во всяком случае, отказ дать любые мало-мальски внятные гарантии поддержки в случае сложностей с «транзитом» нужно понимать именно так. Но официальный Киев пока не внемлет голосу разума. По имевшимся инсайдам, реальный размер «компенсаций» за СП-2 должен быть привязан к готовности Киева к разумным компромиссам с Россией, в первую очередь по Минским соглашениям, которые и позволили бы снизить риски нового кризиса из-за Украины, да и подойти к разумному решению вопроса о газоснабжении самой Украины.

Но, что характерно, будучи в Киеве, Меркель (как и Зеленский, а также другие украинские комментаторы) даже не упомянула о компенсациях, которые вроде бы прямо предусмотрены соглашением с американцами, а предложение заняться водородной энергетикой (которая пока существует только в теории и в благих пожеланиях, реальных примеров реализации и даже детальной проработки крупных водородных проектов нет), без всяких намеков на то, «за чей счет банкет» будет (а дело это крайне дорогое), выглядело откровенной издевкой.

По имеющейся информации, это вызвано тем, что Зеленский фактически отказался от любых шагов, которые могли бы сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс и, похоже, фрау Меркель это даже не очень расстроило ― это уже не её «головная боль», а то, что можно будет обойтись и без компенсаций Киеву, имеет свои очевидные плюсы.

В любом случае с вводом СП-2 (что дело ближайших недель, в крайнем случае месяца-двух) проблему надежности поставок российского газа в Германию и в целом в Европу можно считать закрытой, а это главное для уходящего немецкого лидера. В случае же кризиса руководство Германии и ЕС будет действовать «по ситуации», и практически наверняка можно сказать, что не в ущерб своим странам.

Хоть какие-то гарантии Зеленский рассчитывал получить в ходе долгожданного визита в Вашингтон, более того, даже публично озвучивались надежды «убедить» Байдена в последний момент сделать «нечто», что остановит практически готовый СП-2.

А небезызвестная «бригада Госдепа» (Залищук, Найем, Лещенко и др.) даже написала отчаянное открытое письмо Джо Байдену, в котором раскритиковала его решение об отмене санкций против «Северного потока ― 2» и его гендиректора Матиаса Варнинга. Заявление опубликовал американский аналитический центр Atlantic Council, что указывает на то, что инициировали резкое обращение «украинской общественности» заокеанские круги, недовольные нынешним курсом администрации Байдена. Однако этот «крик души» так и остался «гласом вопиющего в пустыне».

Видимо, дабы ответить на претензии своих внутренних критиков, у Байдена сделали несколько жестов, призванных «подтвердить приверженность Америки суверенитету, территориальной целостности и евроатлантическим устремлениям Украины» (цитата), но в «энергетическом» разделе пространного совместного заявления лишь констатируется, что «Украина и Соединенные Штаты продолжают выступать против СП-2, а Соединенные Штаты намерены продолжать применение предусмотренных законодательством мер и энергетической дипломатии... с целью сохранения транзитной роли и обеспечения безопасности поставок Украины в этот переходный энергетический период, а также недопущения использования Кремлем энергетики как геополитического оружия».

И снова отметим, что говорится не о транзитных доходах, а о поставках самой Украине, причем об усилиях США сказано в чрезвычайно расплывчатой форме. Ни словом не упомянуты и компенсации за потери от СП-2.

По словам Зеленского, ему удалось выклянчить у Джо Байдена обещание следить за поведением России и немедленно включить режим санкций против «Северного потока ― 2», если Москва каким-то образом будет создавать «небезопасную ситуацию и энергетические проблемы для Украины».

«С нашей стороны это большая победа... (ну как без «пэрэмог». ― Авт.) Но все-таки вопрос этот хрупкий, его еще нужно будет проговаривать», ― признал Зеленский. Действительно, «дедушка старый» и то, что принимать всерьез сказанное им за закрытыми дверями, дабы назойливый гость успокоился, не стоит, понимает и сам Зеленский.

А главное, все понимают, что после пуска СП-2 никакие американские санкции не будут в силах его остановить, а могут лишь привести к грандиозному скандалу с их главным союзником в континентальной Европе ― Германией.

Тем паче что ситуация на европейском газовом рынке весьма сложная для европейской экономики ― спотовые цены на газ продолжают беспрецедентное ралли, достигая на момент написания этих строк уже 650 долл. «Газпром» же, на который «вся надежда», недвусмысленно дает понять, что на доппоставки можно будет рассчитывать только после пуска СП-2.

Таким образом, можно констатировать: СП-2 будет запущен в самом скором времени без всякой привязки к «проблеме 2024» и вопрос о газоснабжении Украины после завершения действия нынешнего контракта практически полностью зависит от российского руководства.

Причем любые «неразумные» шаги Киева могут создать ему соответствующие проблемы и ранее, при этом шансов на то, что западные партнеры должным образом защитят, все меньше и меньше. Поэтому нынешние опасения и настроения в столице незалэжной вполне понятны.

В глобальном же плане можно говорить о завершении 30-летней «эры» украинского транзита, который действительно все эти годы был главным геополитическим козырем незалэжной, во многом обеспечивавшим её существование. Теперь она просто потребитель российского газа, причем на «на птичьих правах».

Дмитрий Славский,
специально для alternatio.org