Новости

Как СССР создавал образованную и культурную Западную Украину

Среди важнейших направлений работы советского государства на освобождённых территориях УССР было восстановление, а на Западной Украине – фактическое создание системы отраслей культурной жизни.

Признанный сегодня «культурной столицей Украины» Львов до войны действительно был мощным очагом культурной жизни, но не украинцев, место которых поляки определили в «безграмотной» сельской зоне. Тот их небольшой процент, допускаемый до творчества, науки и высшего образования, хоть и обнаруживал уникальные образцы, но был частью культуры польской.

Актуальность этого вопроса понимали и в Москве, и в Киеве. Культура становилась важнейшим элементом оформления на вновь воссоединённых с УССР землях единого украинского народа как части народа советского.

Во главу угла поставили систему образования. Регион, где грамотные составляли чуть более 30%, надо было научить читать. Ещё шла война, а здесь уже строили школы, наполняя их учебной литературой и оборудованием. Только из Москвы прислали 12,5 тыс. учебников.

Поэт П. Воронько передает книги для библиотеки колхоза Новомилятинского района Львовщины, 1950

Поэт П. Воронько передает книги для библиотеки колхоза Новомилятинского района Львовщины, 1950

Острую нехватку педагогов тоже решали за счёт союзных республик и добровольцев из восточных регионов УССР. В западные области ЦК КП(б)У через Минпросвет отправил 50 тысяч учителей. Для подготовки собственных кадров осенью 1944 года начались занятия в учительских институтах Львова, Черновцов, Ровно, Станислава, Кременца, чуть позже – Дрогобыча и Луцка. Были организованы педучилища в Бориславе и Бродах, некоторое время действовали одиннадцатые педагогические классы в средних школах Львова, открывались вечерние школы и школы рабочей молодежи. К концу четвёртой пятилетки грамотности обучили более ста тысяч человек.

Темпам образованности населения серьёзно мешали выходки бандеровцев, начавших настоящую охоту за приезжающими учителями, зверскими убийствами которых пытались запугать остальных.

Учителя и культработники находились на особом прицеле «борцов за Украину». Тот же глава Службы безопасности ОУН Арсенич настаивал на тотальной войне с советским просвещением.

Бандиты сжигали школы и учебные классы, уничтожали литературу, подменяя её своими унылыми политическими брошюрками и листовками. В 1944–1945 гг. только на территории Ровенской области УПА* сожгла 50 школьных помещений. Были нередки случаи, когда избивали и казнили тех, кто посещал учёбу, – неграмотность удобна для формирования свидомости.

В одном из сёл Черновицкой области за одну ночь бандиты жестоко расправились со всем населением, убили 20 учащихся и их учительницу М. Золотухину. В Ровенской области зверски убили двух учительниц в с. Шпаново.

В Луганской области хорошо знакомы с трагической судьбой молодых девчонок-выпускниц Старобельского учительского института, поехавших учить грамоте западенцев. Одной из первых была убита Александра Перевышко. 1 декабря 1945 года в с. Гаи бандиты УПА изнасиловали, пытали и убили учительницу Раису Борзило – ей выжгли раскалёнными углями глаза, на теле вырезали звезду.

Замученная УПА учительница Раиса Борзило

Замученная УПА учительница Раиса Борзило

Памятник Раиса Борзило

Натянув на шею проволоку, они таскали тело по полю. Раису обнаружили только когда сошел снег. Затем погибла Неонила Гарькавенко. 5 марта 1950 года была убита Клавдия Груздо. Убийц нашли сразу, но к высшей мере приговорили лишь одного. На суде хозяйка дома, в котором убили Клаву Груздо, опознала преступников и свидетельствовала против них. В отместку за это бандеровцы поиздевались над её дочкой.

Убитая бандеровцами Клава Груздо

Убитая бандеровцами Клава Груздо

Девушкам были установлены памятники на месте их работы, судьба обелисков неизвестна, но в Луганске и Сватово установлены памятники местным жителям, убитым ОУН-УПА*.

Современные памятники луганчанам, убитым УПА

Современные памятники луганчанам, убитым УПА

В селе Шалыгино Сумской области есть памятник местной девушке – учительнице, отправленной на Волынь и убитой там, Парасии Палятыкиной. Увы, до сих пор не подсчитали, сколько учителей вырезали кровавые «защитники нации».

Кроме школ, восстанавливали и строили вузы. Среди первых приняли студентов Черновицкий и Львовский университеты, ветеринарный, лесотехнический институты и политех во Львове.

Страна вкладывала в высшее образование галичан огромные средства. На восстановление Львовского университета им. И. Франко в 1944/45 учебном году было ассигновано 6,9 млн рублей, а на строительство двух корпусов, лабораторий и общежитий политеха – 8 млн рублей. Эшелоны везли на запад оборудование, мебель, только во Львовский политех отправили из Москвы и Ленинграда 25 тысяч книг.

Юбилейный значок Львовского политеха, 1944

Юбилейный значок Львовского политеха, 1944

Профессорско-педагогический состав тоже приезжал со всего Союза. В Львовский госуниверситет им. И. Франко за 1944 – 1946 гг. из восточных областей прибыло 5 академиков, 97 профессоров и доцентов, 152 старших преподавателя, в том числе академики О. Вялов, Г. Савин, К. Карандеев. Преподавать в Львовской консерватории из Ленинграда приехал известный Сергей Павлюченко. Летом 1944 года во Львове возобновил деятельность филиал АН УССР с отделами 13 институтов академии.

Мощные усилия прилагались для создания специализированных вузов. Мы писали о создании системы медицинского образования.

В 1945 году из Харькова во Львов перевели советский институт кооперативной торговли. Решением Совмина СССР от 30 сентября 1946-го был создан Львовский сельскохозяйственный институт, чуть позже Институт физической культуры. Вместо экономического лицея имени королевы Ядвиги в 1948 году создали финансово-кредитный техникум. Появилось пожарно-техническое училище.

На базе работающей даже при немцах Художественно-промышленной школы и студии Олексы Новаковского в 1946 году открыли институт прикладного и декоративного искусства (сегодня Нацакадемия искусств). Среди его выпускников Валентин Борисенко – автор львовского памятника Ивану Фёдорову и монумента бойцам Первой конной армии, разрушенного евроинтеграторами после майдана; Виктор Гаврилов – создатель белорусского фарфора и бывший глава Союза художников Львова скульптор Иван Самотос, который в советские времена ваял памятники Ленину и жертвам фашизма.

Любопытно, что ещё до вхождения Закарпатья в состав УССР 5 декабря 1944 года Народная рада Закарпатской Украины приняла декрет об организации высших школ в регионе и решение о создании университета. Москва идею поддержала, и осенью был открыт Ужгородский университет – первый вуз в Закарпатье. Его ректором стал русофил, бывший партизан Степан Васильевич Добош, к сожалению, выехавший из-за травли завистников в Чехословакию.

В конце 1950 года в регионе работали 25 вузов, в которых обучалось 24 тысячи студентов. И это при том, что часть молодёжи ещё не была демобилизована, а другим посещать занятия под угрозой смерти запрещали «свидомиты из схронов».

70% студентов составляли украинцы, на треть выходцы из рабочих и селян. Высшее образование стало доступным, и это тоже взламывало смыслы бандеровской пропаганды.

Возрождалась и театральная жизнь. В 1944 году во Львов из Новокузнецка вернулась труппа драмтеатра им. М. Заньковецкой, которая пополнилась актерами из Запорожья. В 1946 года заработал кукольный театр. На Западную Украину переводили театры из восточных областей республики. В Тернополь переехал театр из Ахтырки, в Ровно – из Мелитополя.

4 ноября 1944 года спектаклем «Чому не гаснуть зорі» была восстановлена работа Черновицкого театра, работавшего доселе в эвакуации.

Создавали культурную нацию и «на местах». Летом 1946 года Комитет по делам культпросветучреждений при Совмине УССР направил сюда 1267 специалистов, создавалась сеть клубов и киноустановок. Восстанавливались музеи Юрия Федьковича (с. Путила Черновицкой области), Ольги Кобылянской (Черновцы), Ивана Франко (Нагуевичи Дрогобычской области), Марка Черемшины (Снятын).

Посетители районной библиотеки г. Косова Станиславской области, 1945 г.

Посетители районной библиотеки г. Косова Станиславской области, 1945 г.

Помимо того, что в регион отправлялось несметное количество литературы, была создана система массового книгоиздания, строились библиотеки. В 1946 году здесь работало 207 районных и городских типографий, начали издаваться журналы «Радянський Львів» (с 1951 года – «Жовтень») «Буковинский Кобзарь», книги Шевченко, Франко, Леси Украинки, других украинских писателей. Насколько опасно было там и тогда быть писателем, показала судьба Ярослава Галана, убитого 25 октября 1949 года.

С каждым годом население УССР становилась грамотнее, культурнее, отвергая перспективы засаленной и тупой бандеровщины. Свидетельством «выздоровления» стало участие региона во всесоюзном праздновании 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в июне 1949 года. Тогда в Ленинграде УССР официально представляли академик А.В. Палладин и Павло Тычина.

Разрушенный современными бандеровцами памятник Пушкину в Золочеве

Разрушенный современными бандеровцами памятник Пушкину в Золочеве

Во время торжественного заседания во Львове вспоминали, что в 1907 году первый памятник поэту за пределами Российской империи установил в с. Заболотовцы под Жидачивым русинский священник Иоанн (Савюк) и даже собирались его восстановить, что было сделано с большой задержкой, лишь в 1988-м, когда у Пушкина опять появились враги, как недобитки, так и новые. Судя по разрушенному в 2018 году памятнику поэту в Золочеве, потомки УПА продолжают войну с ним, с культурой и здравым смыслом.

На заглавном фото. В одной из лабораторий Ужгородского госуниверситета,1949 год

Виталий Захарчук