Новости

Как в Украине проверяют получателей субсидий. Репортаж «Вестей»

Инспекторов часто не пускают в дом. Но это грозит тем, что семью лишат льгот. Фото: С. Харченко, "Вести"

В ближайшее время по квартирам украинцев пойдут социальные инспекторы проверять на "богатую жизнь". "Вести" провели день с одним из таких "ревизоров" в Киевской области. Мы увидели, как он оценивает бытовые условия и что думают о подобных визитах украинцы.

 

 

"100 ТЫС. В БАНКЕ, НО С СУБСИДИЕЙ"

С 1 мая в Украине вступил в силу новый порядок начисления субсидий, который, кроме всего прочего, предполагает обязательную «ревизию» жилья получателей льгот органами социальной защиты. Пока проверки идут выборочно, но в скором времени они могут стать массовыми.

Однако есть категория граждан, для которых такие визиты давно стали нормой. Это те, кто получает различную материальную помощь от государства: матери-одиночки, переселенцы, инвалиды и другие малозащищенные слои населения. К ним социальные инспекторы наведываются несколько раз в год.

Марш-бросок по пяти адресам города Боярка мы совершаем вместе с социальным инспектором Киево-Святошинского района Киевской области Людмилой Филаретовной. К слову, она пока единственный инспектор на весь район. "Есть открытые вакансии, но никто не хочет идти на эту должность — зарплаты небольшие, а день нужно провести на ногах. Да еще и люди нахамить могут", — сетует Людмила Филаретовна.

Сегодня у нас визиты к переселенцам и одной матери-одиночке. "Мы должны проверить, действительно ли переселенцы живут по месту, указанному в заявке на получение матпомощи, предварительно оценить их материальное положение. Что касается матери-одиночки, то здесь важно обратить внимание на условия, в которых живет ребенок, не пьет ли мать и так далее", — инструктирует инспектор.

По дороге разговариваем о том, нужны ли такие проверки. "Я к этому отношусь положительно, так как злоупотреблений очень много. Знаю человека, у которого большой дом и $100 тыс. в банке на депозите, а он по сей день получает субсидию. И, я уверена, он не один такой. Такая же ситуация и с матерями-одиночками. Есть меркантильные мужчины, которые специально не ведут женщин в загс, чтобы после рождения ребенка им государство по 800 грн платило. И проверить это очень сложно, но мы работаем. Опрашиваем соседей, воспитательниц в детсадах", — рассказывает Людмила Филаретовна.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Изрядно отшагав по грунтовой дороге, подходим к первому адресу. По данным инспектора, здесь, в одноэтажном старом доме, должна жить семья переселенцев из Луганска. Именно это нам и надо подтвердить. Возле калитки нас встречает хозяйка. Приглашает в дом. Как переселенцы Лариса с мужем получают от государства по 1300 грн материальной помощи. Естественно, этого ни на что не хватает. "У нас в доме старый котел, зимой за отопление по 7 тысяч гривен ежемесячно платить приходится, а субсидия нам не положена, так как мы арендуем этот дом", — сокрушается женщина. К слову, новый порядок начисления субсидий предполагает, что после обследования материально-бытовых условий и составления акта, субсидия должна быть назначена по тому адресу, где проходила проверка. 

По пути к следующему дому инспектор рассказывает, что в день ей удается обойти порядка 13 адресов. "Иногда люди скандалят, не хотят пускать меня во все комнаты, кричат. А бывает, и вовсе двери не открывают. Но если я не попаду в жилье, будут все основания отказать в материальной помощи. Ведь как часто бывает: люди приезжают к нам в область, регистрируются для получения матпомощи и уезжают к себе на неподконтрольные территории. Поэтому нам нужно четко понимать, что человек живет здесь", — раскрывает "кухню проверок" инспектор.

В следующем доме мы задержались не долго. Невооруженным глазом видно, в каких условиях живут люди. "Однозначно им нужна помощь", — отмечает Людмила Филаретовна.

По третьему адресу ситуация оказалась иной. "Сейчас мы идем к молодому человеку. Он оставил нам заявку на получение матпомощи, но я уже неделю не могу к нему дозвониться, телефон вне зоны доступа. Кроме того, он указал, что учится на стационаре в Харькове, а живет в Боярке — это очень странно", — рассказывает по дороге социальный "ревизор". Мы поднимаемся в квартиру, указанную в заявке. Дверь открывает женщина, представившаяся родственницей заявителя. В глаза сразу бросаются огромный коридор и много дверей в комнаты. На глаз — квартира около 90 квадратных метров. "Это у вас коммунальная квартира или вы одни тут живете?" — интересуется инспектор. "Одни, мы ее снимаем. Нас здесь трое, включая маленького ребенка", — отвечает женщина. "Никогда еще не видела таких квартир", — удивляется инспектор и просит передать, чтобы молодой человек, который претендует на матпомощь, зашел к ним в управление в течение трех дней. "Если его не будет, в матпощи мы откажем", — предупреждает она.

 

УКРАИНЦЫ СТАЛИ СУДИТЬСЯ С ИНСПЕКТОРАМИ

В то же время, как рассказал "Вестям" начальник департамента социальной защиты КОГА Игорь Мещан, некоторых субсидиантов уже начали проверять.

"Проверки ведутся, но пока не по всем параметрам. В частности, сложно проверить наличие авто до пяти лет, так как пока не синхронизированы базы данных между Минсоцполитики и МВД. А все, что касается финансовых доходов, верификации, — это все ведется, и инспектора наносят визиты в те семьи, где есть спорные моменты. Но пока они немногочисленны", — рассказывает Мещан.

 

 

К слову, согласно имеющейся в распоряжении "Вестей" статистике, только в первом квартале управление соцзащиты КОГА выявило в Киевской области нарушений на 1,8 млн грн. Чаще всего людей лишали субсидий за покупки на сумму больше 50 тыс. грн, оформление субсидий по украденным паспортам и на "мертвых душ". В реестре судебных решений "Вести" нашли многочисленные иски, по которым людей через суд заставляют вернуть деньги за лжесубсидию. Но также в реестре мы нашли и иски обычных граждан, которые оспаривают решения социальных инспекторов, лишившим по разным причинам сусидий нуждающихся в матпомощи. Причем часто суды становятся на сторону истцов. Но это уже тема наших следующих публикаций.

Антон Дранник