Новости

Как выиграть «войну» на Украине: изучаем чеченский опыт

Двадцать лет назад раздувавшие войну в Чечне и помыслить не могли, что Чеченская республика будет гордостью России, а спецназ Чечни будет воевать в Сирии.

Сегодня одним из самых болевых мест России является Украина. Как и в Чечне 20 лет назад, там идет война, и многим сейчас кажется, что так будет всегда. Украина: что делать с ней дальше? Какой она будет? Как выйти из украинского кризиса с наименьшими потерями? Как найти ответы на все эти вопросы? А надо просто обратиться к недавнему опыту России и вспомнить, что спецназ Чечни сегодня воюет в Сирии.

Как была решена «чеченская проблема»

Первая и вторая чеченские войны не прошли бесследно для России. Десятки тысяч убитых, разрушенные города и села, сотни тысяч вынужденных переселенцев: всё это стало итогом физического противостояния. Но самым страшным итогом войны стала атмосфера страха, недоверия и озлобленности между жителями Чечни и России. И это давило на общество сильнее любых материальных и человеческих потерь. Как разрушить эту взрывоопасную атмосферу, как заставить мозг слушаться голоса разума, а не эмоций?

С одной стороны, правительство России попыталось полностью переключить жизнь республики с войны на мирный труд. Это стоило бюджету Российской Федерации колоссальных средств, но все равно обходилось много дешевле, чем война.

В 2017 году дотации составили 40,4 млрд. рублей, в 2016 году — 41 млрд. рублей. А за девять лет до этого, с 2007 по 2015 гг., Чечня получила из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и дотаций 539 млрд. гораздо более полновесных рублей, то есть в среднем по 60 млрд. рублей.

Как видим, с каждым годом дотаций из госбюджета требуется все меньше.

Жители Чечни постепенно возвращаются к мирной жизни, и скоро уже вырастет целое поколение молодых людей, которые не знают ужасов той войны. Но это было лишь половиной дела. Нужно было еще залечить моральные раны, найти то общее, что объединяет усилия всех людей.

В 2012 году увидел свет фильм «Волчий след в истории России». Это фильм о чеченцах и русских. Как раз о том, что их не разъединяет, а объединяет.

Я много раз обращал внимание на то, что главное оружие наших общих врагов, толкающих нас к войнам друг с другом, — это поиск линий раскола между народами, а значит, главное наше оружие против этого — поиск путей к сближению. И фильмы, подобные «Волчьему следу», должны выходить не поштучно, а стать системой, поддерживаемой государством.

Очень важно, что созданию этого фильма наряду с русскими (продюсер фильма, Александр Макеев — генеральный директор «ВДВ-Боевое братство») активно способствовали и представители чеченской элиты (например, один из авторов идеи фильма Апти Тевсиев — заслуженный тренер России по легкой атлетике). Они смогли разобраться в сути проблемы и предложили пути ее решения, которое, как показали события, было верным.

И уже окончательно это стало понятным российскому обществу в связи с крымскими событиями, где русские и чеченцы действовали как единый и хорошо отлаженный механизм России. Именно после Крыма стало понятно, что русские и чеченцы не просто не враги, а партнеры и дополняющие друг друга товарищи.

Например, крымско-татарскую проблему в Крыму без чеченцев было бы решать много сложнее. Это автору строк неоднократно подтверждали крымские правоохранители.

На примере Крыма и Сирии мы уже видим, как общие интересы и ценности оказались превыше старых обид. А теперь обратим внимание на Украину.

Дела «украинские»

Сегодня мы видим, как по тому же самому «чеченскому сценарию» кукловоды стравливают два братских народа (который многие жители обеих стран до сих пор считают одним целым). При этом наши противники ищут любые линии раскола и недопонимания между жителями Украины и России и делают все, чтобы раздуть их до уровня неразрешимой проблемы.

Как мы видим, проблематика русско-украинских отношений сегодня очень схожа с проблематикой русско-чеченских отношений вчера… И очевидно, что решение этой проблемы нужно искать в той же плоскости.

Именно поэтому я был очень рад появлению фильма «Крым», в котором впервые майдановцы показаны людьми, многие из которых просто заблудились в поисках выхода. В фильме многократно подчеркнуто, что между русскими-крымчанами-украинцами не просто много общего, а что все мы одинаковы и у нас общие проблемы, которые лучше всего решать сообща.

Опыт решения проблемы Чечни крайне важен и его надо использовать. И в первую очередь надо начинать изменять информационное поле. Причем не только на Украине. Я верю, что проблема Украины рано или поздно будет решена в том же ключе, что и проблема Чечни. И здесь все будет для нас проще, ведь у нас столько общего.

Я очень надеюсь, что рано или поздно и в русско-украинской истории найдутся такие же настоящие патриоты своих народов, как Александр Макеев и Апти Тевсиев, которые будут продвигать в массы объединяющие нас идеи. Очень важно, чтобы подобные идеи шли сразу с двух сторон и тем самым сами были отличным примером для подражания.

Это должно стать концом той гражданской войны, которая идет у нас вот уже на протяжении четверти века. А далее придет время строить новые планы, одни для всех, где каждый, русский, украинец, чеченец, казах, белорус и т. д. будет видеть свою личную и общую одновременно для всех цель. И это станет базисом той новой идеологии, которая сможет объединить наши устремления. Нам этого так сильно сегодня не хватает.

И именно этого больше всего боятся наши враги.

Автор: Юрий Подоляка