Новости

Как выживала Венеция: Рождение республики. Часть I

Восхитительная Венеция, воплощение изящества и романтики, драгоценная жемчужина Адриатики.

Сегодня это город роскошных палаццо, богатых храмов, памятников, знаменитой площади Сан Марко, ну и, конечно же, каналов со снующими по ним старинными гондолами и современными катерами.

Но в глубоком прошлом город славился отнюдь не как воплощение изящества и романтики. Основанный в V веке н.э. в день Благовещения Девы Марии спасавшимися от грабежей и убийств людьми, он больше напоминал прибежище от Армагеддона в лице Аттилы Разорителя. Сами условия её существования сделали войну против всех и вся неизбежной частью ее истории. Но с чего всё началось?

В период «темных веков», когда Римскую Империю наводнили орды варваров, жители италийских городов искали от них спасения и нашли его на пустынных островах болотистого побережья Северо-Западной Италии. Основанные там поселения больше походили на осажденные крепости. Чтобы выжить, людям пришлось сперва бороться с неприветливой природой той местности, а потом, обжившись, заняться тем, что вдоволь позволяло море – рыболовством и солеварением. Мало-помалу излишки произведенных продуктов продавались, торговля развивалась, в центре лагуны вырос новый город. Затем после короткого периода затишья Италию наводнили орды лангобардов, и жителям города вновь пришлось взяться за оружие.

Лангобарды

Лангобарды

Венеция не могла наслаждаться беззаботным миром. Такие суровые условия жизни сделали из древних венецианцев твердых, предприимчивых и знающих себе цену людей. Когда на их владения посягали конкуренты, горожанам оставалось только драться: море – вот главное богатство Венеции, и оно не терпит конкуренции, оно не делится на границы, каждый чужой корабль – твой враг.

Венецианцы знали, как применять силу, когда это требовалось. Они быстро наносили удар, когда представлялась возможность. Одно завоевание приводило к другому завоеванию. В государстве, которое никогда не чувствовало себя в безопасности, состояние мира всегда было опасным. Неудачливых же генералов и адмиралов бросали в тюрьмы, ссылали или убивали.

По этой причине Венеция славилась своими бойцами-мореходами.

Венецианская галера

Венецианская галера

Картины знаменитого венецианца Якопо Беллини, написанные в середине XV века, содержат множество изображений всадников и арбалетчиков, готовящихся к бою. Половину жизни этот художник провел в битвах за Венецию против других держав. «Этот народ моряков, - писал Петрарка, - был настолько умелым в управлении лошадьми и оружием, настолько энергичным и выносливым, что превзошел все другие воинственные народы, будь то в море или на суше».

Конечно, спартанскими условия жизни здесь нельзя было назвать, но то, что мужское начало проявлялось во всех аспектах, отрицать нельзя. Правительство Венеции было патриархальным во всех своих элементах, а общество Венеции считалось патрилинейным по своей природе. Образ города целиком зависел от осуществления отцовской власти.

Общие военизированные настроения в Венеции доходили до того, что на иконах в этом городе святых часто изображали с мечами в руках. Святой Георгий был архитипичным представителем подобного вида святых-воинов и посему являлся одним из покровителей Венеции.

Рельеф с изображением Святого Георгия, деталь фасада базилики Святого Марка, на площади Сан-Марко

Рельеф с изображением Святого Георгия, деталь фасада базилики Святого Марка, на площади Сан-Марко

Подобные факты не сильно вяжутся в умах людей с представлением о венецианцах как о сообразительных торговцах или серьезных государственных деятелях. Но рыцарская доблесть когда-то была частью их культуры. Как еще венецианцы могли создать империю?

В начале истории колонии в одноименной лагуне были отнюдь не едины. Меньшие острова имели автономные общины: на каждом острове был свой монастырь и своя церковь. Но довольно скоро они оказались поглощены огромным городом, что рос посреди них. Случилось это по множеству вполне объективных причин: к примеру, остров Торчелло не то из-за мора, не то из-за загрязнения воды обезлюдел и превратился в соляную ферму. Остальные острова либо тонули, либо не переживали конкуренцию, либо подвергались разорительным набегам варваров. Мертвых селений становилось всё больше, и распорядись судьба иначе, они могли бы процветать и становиться сильными. Но самой безмятежной и стойкой оказалась Венеция. Печально лишь то, что позднее по решению властей некогда прекрасные окраинные острова становились местом содержания изгоев: здесь строили госпитали для прокаженных и тюрьмы. Другие же земли использовались в качестве сельскохозяйственных фабрик или портов.

Исходя из вышеназванных условий, сформировалось и правительство города. Дело в том, что близкие к материку острова чаще других подвергались набегам и разорению, это заставляло наиболее состоятельных граждан искать спасения в безопасном центре Венеции. Переехав в город, они постепенно изменили социальные реалии, составив наиболее влиятельный и богатый класс. Жившая на демократических основах Венеция вскоре приобрела аристократический орган управления в лице Совета Представителей, избираемого главу – дожа, - и помощников из видных горожан для него. И хотя в разные периоды менялись и ужесточались законы и порядки избрания, принцип меритократического республиканского устройства оставался неизменным.

Дворец дожей

Дворец дожей

История Венецианской республики вне лагуны начинается в IX веке. Венеция тогда еще не была ведущей морской державой — эта позиция сохранялась за Византийской империей. Однако островам жизненно необходимы были новые земли и продовольствие для растущего населения. Кроме всего прочего, необходимо было защищать торговые пути. Так Венеция стала расширяться по материку.

К концу IX столетия молодая республика разграбила города-конкуренты на итальянском побережье и взяла под контроль устья рек Адидже и По — они дали им доступ к рынкам северной Италии. Венецианских купцов теперь можно было найти торгующими и в Вероне, и в Кремоне. Венецианцы заняли замок на берегу реки Ливенца, чтобы их товары могли добираться до немецких княжеств близ Альп. К X веку колонии Венеции дошли до Марселя и Тулузы. В этот период венецианцы начали неспешно выкупать материковую собственность и территории: богатые горожане и крупные монастыри приобретали поместья вдоль прибрежной равнины. Это постепенное расширение венецианских владений продолжалось в течение семи веков. Как вы уже могли понять, ключевую роль в вопросах расширения для Венеции играли торговля и поставки зерна.

Как только торговать с Северной Италией и большей частью Европы стало безопасно, губернаторы Венеции обратили свое внимание на море. Хотя венецианские купцы уже промышляли торговлей с Востоком, для эффективности требовалось укрепить и защитить маршруты. Море должно было стать безопасным для массовых перевозок грузов. И им это удалось: к концу X века Венеция фактически контролировала Среднюю Адриатику и приступила к завоеванию Далмации (ныне Хорватии).

Облегчалась задача расширения тем, что многие острова и прибрежные города региона сами сдавались превосходящей силе и численности венецианцев. Некоторые искали спасение от пиратских налетов и сами приглашали дожа с его войсками войти в свои ворота. Другие были измучены капризами мелких деспотов, которые, как правило, жили вне города, и предпочитали их венецианцам. В конце концов торговые города были просто рады вступить в стабильные финансовые отношения с великой морской республикой. Славит венецианцев и то, что все, кто просился под их крыло, рассматривались владыками города, прежде всего, как партнеры и союзники, а не как подданные. Все те, кто мешал спокойной жизни региона, были побеждены или изгнаны новыми владыками морей.

Венеция в X веке

Венеция в X веке

Для увеличения трафика с Египтом и Византией венецианцы открыли несколько новых морских путей. Таким образом Венеция стала единственным важнейшим торговым партнером этих древних государств, отправляя рабов и древесину в обмен на вино, масло и пшеницу. Уже к концу X столетия греческие и арабские посланники приезжали с Востока, чтобы отдать дань уважения новому дожу республики, а год спустя Византия заключила договор, согласно которому византийский базилевс предоставил Венецианским купцам торговые льготы. Взамен республика предоставляла свои корабли в качестве транспорта для византийских армий, пересекающих Адриатическое море.

Венеция стала доминирующей торговой державой Западной Европы, ее коммерческое превосходство поддерживалось энергичным и расширяющимся флотом. Обороняемый сильными моряками и надежным ополчением, город был почти неприступным. Тем не менее, предусмотрительные венецианцы для надежности во время нашествий мадьяр (предков современных венгров) в Ломбардию в конце X века построили каменную стену для защиты своих островов. Была проложена и огромная цепь через гавань, что закрывала вражеским кораблям вход в Большой канал. Такие меры предосторожности кажутся излишними, но жители знали, что только такой дотошный подход позволит Венеции стать великой.

План средневековой Венеции. Со старинной гравюры

План средневековой Венеции. Со старинной гравюры

Именно таким образом и рождалась новая «империя». К XI веку Венеция стала полностью самостоятельным и влиятельным игроком на международной арене. Теперь ее ждали гораздо большие ставки и грозные противники, и у республики нашелся для них достойный ответ…

Автор: Эдуард Комнин

Продолжение следует...

Продолжение Часть II