Новости

Какие крымские памятники культуры могут войти в список ЮНЕСКО

Как говорил Максим Горький, Крым — это настоящее «золотое дно археологии», огромный археологический заповедник под открытым небом. Здесь находятся уникальные памятники разных эпох, начиная с каменного века и продолжая античностью и средневековьем. При этом официально на полуострове числится всего один объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — Херсонес Таврический, да и с тем специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры после воссоединения полуострова с Россией не поддерживает никаких связей. В преддверии одного из главных крымских праздников — Дня археолога, который отмечается 15 августа, о перспективах включения других крымских объектов в список ЮНЕСКО «Парламентской газете» рассказал директор Института археологии Крыма Российской академии наук, доктор исторических наук Вадим Майко.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089  

Археология и политика

В Крыму много объектов, достойных быть в списке Всемирного наследия, но сейчас этому препятствует политическая конъюнктура, считает Вадим Майко. По его словам, ближе всего к получению такого статуса были в последние украинские годы генуэзские памятники полуострова — Судакская крепость, Генуэзская крепость в Кафе-Феодосии, Чембало в Балаклаве и Алустон в Алуште. Они должны были войти в единую транснациональную номинацию вместе с генуэзскими памятниками Лигурии, Корсики, Сардинии, южной Франции и Греции. «Проект был уже полностью готов, но воссоединение Крыма с Россией приостановило его реализацию. В то же время, насколько я знаю, сейчас и мэрия Генуи, и весь Лигурийский регион заинтересованы в том, чтобы эту номинацию возродить», — сказал доктор исторических наук.

Похожая ситуация сложилась также с Ханским дворцом и пещерными городами, входящими в Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник — Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Бакла. Номинация была полностью готова, и эти объекты даже уже были включены в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наконец, всерьёз стоял вопрос о включении в список городища Солхат на территории города Старый Крым, где расположены уникальные объекты периода Золотой орды.

«Номинационные досье — это большие сложные документы, и они были практически готовы, то есть это не абстрактный, а абсолютно конкретный разговор. И если политическая ситуация поменяется в лучшую сторону, а она не может не поменяться, рано или поздно мировое сообщество признает российский статус Крыма, то возродить эти проекты будет вполне реально», — отметил Майко.

Это прекрасно понимают многие иностранные археологи из Франции, Болгарии, Румынии и других государств, которые раньше работали на полуострове в составе совместных экспедиций. Сейчас им сложно поддерживать официальные связи с крымскими коллегами, но на неформальном уровне все контакты сохраняются.

 

Опять о «скифском золоте»

На нашей стороне многие иностранные учёные и музейные работники и в деле о так называемом скифском золоте. «Вся научная и музейная общественность прекрасно понимает, что коллекция должна вернуться в Крым, но когда именно это произойдёт, сейчас сказать сложно, — подчеркнул Майко. — Ясно, что для этого нужны кардинальные политические изменения в отношении к статусу Крыма на Западе. В то же время я бы хотел отметить, что ситуация более или менее стабильная. Все крымские экспонаты находятся в Амстердаме, в музее Алларда Пирсона, и хранятся в соответствующих условиях».

ВАДИМ МАЙКО. ФОТО: ARHEO.INC.RU

Что ж, это действительно лучше, чем если бы их отдали Украине. Кроме того, учёный обращает внимание на то, что за пять российских лет работающие в Крыму экспедиции добыли археологический материал, по классу не уступающий тому, который оказался «арестованным» в Нидерландах. Это ни в коем случае не означает, что мы можем отказаться от коллекции «скифского золота», тем не менее находки последних лет существенно пополнили коллекции пострадавших в этой истории Херсонесского, Бахчисарайского и Восточно-Крымского заповедников, а также Центрального музея Тавриды.

 

Археологический бум

Масштаб археологических работ в Крыму после воссоединения полуострова с Россией вырос во много раз. Это связано с проектами хозяйственного освоения полуострова, которые сопровождаются обязательным проведением археологических исследований. Как результат, федеральная целевая программа развития региона стали своеобразным драйвером для археологической науки.

АНТИЧНОЕ ГОРОДИЩЕ ПАНТИКАПЕЙ, ОТ КОТОРОГО ВЕДЁТ СВОЮ ИСТОРИЮ САМЫЙ ДРЕВНИЙ ГОРОД РОССИИ КЕРЧЬ. ФОТО: АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ / ПГ

«Никогда прежде, даже вспоминая советские времена, такого масштаба работ по освоению Крыма не было, — подчёркивает учёный. — У нас на полуострове сейчас работают не только местные археологи, но и специалисты Института археологии РАН из Москвы, Института истории материальной культуры из Санкт-Петербурга, Новосибирского отделения РАН, казанского Института археологии имени Халикова. И, соответственно, уникальных находок очень много».

Новые туристические объекты и маршруты

Важный вклад вносят археологи и в увеличение туристической привлекательности Крыма. «Создание новых экскурсионных объектов и маршрутов — важнейшая задача, в решении которой участвуют в том числе и археологи, — напоминает Майко. — Необходимо, чтобы проведению археологических исследований сопутствовала консервация и охрана памятников, как это происходит, например, на Эски-Кермен, где раскопан и доступен для туристов целый городской квартал византийской застройки IX-XIII веков».

 

ХЕРСОНЕС-ТАВРИЧЕСКИЙ. ФОТО: PIXABAY

Среди новых перспективных туристических археологических маршрутов крымские учёные выделяют «золотое кольцо» памятников в Ленинском районе — Полянка, Артезиан, Мирмекий, Илурат, Нимфей, интереснейшее поселение Манитра, которое было раскопано недалеко от Керчи Институтом археологии РАН в Москве. Кроме того, большим туристическим потенциалом обладают памятники на территории Тарханкута — Беляус и Кульчук.

Ну и в заключение — об объектах, находящихся в опасности. Прежде всего, говорит Майко, это погребальные памятники — некрополи Опушки и Усть-Альма, которые, к сожалению, подвергаются разграблению мародёров, а также памятники, не входящие в состав музеев-заповедников и находящиеся в отдалении от них. Это, в частности, уже упоминавшиеся городища Беляус и Кульчук, крепость Кутлак в Судакском регионе недалеко от села Весёлое и средневековый замок Чобан-Куле возле села Морского.

Памятники, которые могут войти в список ЮНЕСКО:

  1. Генуэзские памятники Крыма (Судакская крепость, Генуэзская крепость в Кафе-Феодосии, Чембало в Балаклаве и Алустон в Алуште).
  2. Ханский дворец и пещерные города Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
  3. Городище Солхат в Старом Крыму.

Памятники, которые находятся в опасности:

  1. Некрополь Опушки.
  2. Некрополь Усть-Альма.
  3. Городище Беляус.
  4. Городище Кульчук.
  5. Крепость Кутлак.
  6. Замок Чобан-Куле.

Кстати

Более двухсот новых находок обнаружили археологи во время ежегодной, уже девятой по счёту экспедиции в ушедшем под воду античном городе Акра на Керченском полуострове. Организаторы этой экспедиции — Институт истории материальной культуры РАН, Государственный Эрмитаж, Русское географическое общество и Черноморский центр подводных исследований. За всё время работы со дна «Крымской Атлантиды» подняли более восьми тысяч артефактов, относящихся к эллинистическому, римскому периодам и средневековью.

Загрузка...

 

заглавное фото: МАНГУП-КАЛЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА СТАТУС ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОМПЛЕКСЕ С ДРУГИМИ ПЕЩЕРНЫМИ ГОРОДАМИ КРЫМА

Александр Мащенко