Новости

Канонизация «революции достоинства»: перманентный вассалитет, экономический катабасис и война до Кремлевской стены

Провозглашение Верховной Радой  «Революції Гідності одним з ключових моментів українського державотворення» и выразителем «национальної ідеї свободи» есть нечто большее, чем просто политическая оценка событий 2013–2014 годов – в плане идеологической рамки нынешней государственной политики.

Сложность сущностной оценки решения Рады заложена именно в определении понятия «державотворення».

Трудности перевода

В дословном переводе на русский можно сформулировать это понятие как «становление государства» или «государственное строительство». В английском языке – это State-building (в 1975 г. в научный оборот это определение ввел американский социолог, историк и политолог Чарльз Тилли). Однако украинская версия «державотворення» несет в себе печать очень выразительных особенностей, которыми его в последнее время щедро нафаршировали (с помощью «научных изысканий» отдельных ученых, специализирующихся на государственном праве и не только).

Определение «державотворення» используется в двух наиболее важных документах периода независимости Украины. Во-первых, эта дефиниция есть в Акте провозглашения независимости Украины 1991 г.: «… продовжуючи тисячолітню традицію державотворення …».

В-вторых, схожее упоминание имеется в преамбуле к Конституции Украины 1996 г.: «…спираючись на багатовікову історію українського державотворення…».

С точки зрения унифицированного понятийного аппарата, в двух вышеприведенных примерах нет осмысленности того, какую «тысячелетнюю традицию» продолжали и на «многовековую историю» чего опирались. Это не более чем красноречивое и пафосное апеллирование к смысловой пустоте.

Но ведь подразумевается отсыл к некоему «базисному» процессу, который как раз и должен продолжать Акт о независимости и на который должен опираться Основной Закон Украины.  

Первые трактовки «державотворення» в научной литературе появились только в начале «нулевых».

В большой украинской Юридической энциклопедии 2001 г. «державотворення» имеет следующую дефиницию: «это исторический процесс строительства государства, создания и развития ее правовых, политических, экономических, идеологических, военных, финансовых и других институтов и обеспечение их функционирования».

В словаре-справочнике «Государственное управление», изданном в 2002 г., имеется уже более развернутая трактовка «державотворення (державного будівництва)»: «Государственное строительство охватывает определение и правовое закрепление формы государственного правления; политического режима; государственно-территориального устройства, основных целей и функций государства, их приоритетности; распределения полномочий между ветвями и высшими органами государственной власти; стратегии развития государства; структуры органов государственной власти в соответствии с функциями государства и его стратегическими целями».

«Свежие идеи» от фанатов Фукуямы

Правда, «ретроградная» Юридическая энциклопедия и прочие справочники 20-летней давности уже безнадежно отстали от полета современной «научной мысли». Спустя десять лет после первых научных дефиниций отечественная наука «откроет» весьма причудливые грани «державотворення», начав изучать его «уникальность и неповторимость».

В 2012 г. примечательным трудом, который описывает набирающий обороты тренд, стала статья «Державотворення як управлінська категорія» кандидата наук по государственному управления Коника.С.М. Делая первые успехи в «морфологических раскопках», кандидат наук писал: «В украинском языке употребляется термин «творение» государства, а не «строительство» государства, что свидетельствует о большем масштабе и уникальности процесса державотворення».

Де-факто указывая на приземленность и некую примитивность определения государственного строительства (State-building), автор научной (!) статьи апеллирует к религиозным сентенциям: «Что есть и будет источником государства? Кстати, только в нашем языке такого рода понятие происходит от главного Слова – «СОЗДАТЕЛЬ». В большинстве научных трудов это масштабное явление трактуется как «государственное строительство», тем самым приравнивая его к строительной площадке с прорабами, каменщиками и малярами».

Вот и первые нотки «богоизбранности по-украински».

Спустя еще 10 лет отечественные светила в сфере государственного права пришли к еще большим открытиям. Для примера, возьмем научную статью 2020 г. доктора юридических наук Нестеровича В.Ф. «Поняття «Державотворення в Україні» та його сучасні риси».

Согласно современным подходам «державотворення» уже стало «сложным и многоаспектным процессом, должное понимание которого требует отдельного изучения». Еще немного, и у нас скоро начнут создать целые научные «Институты державотворення». По одному на каждый из многих «аспектов процесса».

Не сложно догадаться, что послужило актуализации изучения вопроса «державотворення» в интерпретации г-на Нестеровича: конечно же, «события, произошедшие в течение 2013–2020 годов, которые вылились в защиту демократических ценностей, европейского пути развития, территориальной целостности и государственного суверенитета Украины против агрессивных и коварных посягательств Российской Федерации».

По словам доктора юридических наук, «коварное посягательство РФ» стало «моментом истины» в развитии современного Украинского государства», а также «испытанием на прочность» государственных институтов и «единства всего украинского народа».

Заключительную часть вступления просто необходимо привести цельной цитатой, дабы получить истинное наслаждение, вкушая сей плод научного труда: «Без преувеличения можно констатировать, что в настоящее время Украина является одним из основных ключей в дальнейшем развитии современной архитектоники международных отношений и установлении нового мирового порядка (!!!).Резонным в этом контексте является мнение Ф. Фукуямы: «Сейчас Украина находится на передовой большой глобальной битвы за демократию и современное правительство. И если эту битву Украина выиграет – это станет примером для всего мира».

Комментировать приличному человеку здесь нечего. Вот оно, долгожданное наполнение исконным смыслом нашего «тысячелетнего» государственного строительства. Теория «морфологической богоизбранности», умноженная на статус «мессии в архитектуре нового мирового порядка» – это квинтэссенция «державотворення» Украины, в прочтении нынешних адептов теории государственного права и госуправления.

Самовоспроизведение смыслов

В этом отношении наиболее точным средством изображения «непрерывного процесса державотворення» послужит творчество двух архетипических украинских мастеров художественного слова. Поема «Кавказ» Тараса Шевченко и «Каменярі» Ивана Франко.

Борітеся – поборете!

Вам Бог помагає!

За вас правда, за вас слава

І воля святая!

Праведная борьба, сакральные жертвы и героические лишения, возложенные на алтарь фукуямовской «передовой глобальной битвы за демократию», непременно окупятся! Уже завтра мы в числе победителей будем строить новый мировой порядок и мстить коварным врагам.

Ми знали се, і в нас не раз душа боліла,

І серце рвалося, і груди жаль стискав;

Та сльози, ані жаль, ні біль пекучий тіла,

Ані прокляття нас не відтягли від діла,

І молота ніхто із рук не випускав.

 Отак ми всі йдемо, в одну громаду скуті

Святою думкою, а молоти в руках.

Нехай прокляті ми і світом позабуті!

Ми ломимо скалу, рівняєм правді путі,

І щастя всіх прийде по наших аж кістках.

Да, западные партнеры не ценят и воздают нам почести и уважение за наш героический вклад в историческую «битву цивилизационных мировоззрений». Более того, они нас обманывают и даже пользуются нашим незавидным положением для собственной выгоды и корысти. Но мы более европейские, чем европейцы, которые «торгуют ценностями» и предают сакральные смыслы ради торговых выгод, строительства газопроводов и прочих благ от «договорняков с коварным врагом». Но мы смиренно будем продолжать нашу миссию ради общего светлого будущего, ведь «ніхто, крім нас!»

Вот, пожалуй, и наглядное раскрытие смысла постановления Верховной Рады. Наш путь – «праведный» путь воина, путь безутешного страдальца, путь помазанного избранника, путь исключительного мессии, и путь истинного предтечи «нового мирового порядка».

«Триада» простых решений

Евромайдан и последовавшие за ним события в Крыму и развертывание конфликта на Донбассе – все это большая рамка «российско-украинской войны» – идеологическая система, ставшая источником «державотворення», видимости государственного суверенитета, субъектности Украины и легитимности правящих группировок. Это действительно «видимость» легитимности, или некий «дух легитимности», поскольку реальная «буква» легитимности постмайданного «политического бомонда» обеспечивается внешним управлением.

Отказаться от этого живительного источника «интерпретаций», обращенного на внутреннего потребителя, означает обнажить грабительское наполнение Соглашения об ассоциации с ЕС, иезуитство «европейских ценностей», полную бесперспективность и ущербность «цивилизационного выбора», алчную циничность, с которой Украину использовали западные «друзья», а также напрасность жертв, катастрофичность потерь и абсолютное убожество текущего зависимого положения.

Каждой новой власти, оказавшейся на «гребне туземных симпатий», удобнее, проще и безопаснее, продолжать такую традицию «державотворення». А это создает порочный круг обязательной необходимости единства «триады» условий:

– поддержание режима внешнего управления и сведения к минимуму национального суверенитета;

– примитивизация национальной экономики, демонтаж остатков экономического потенциала и добровольный отказ от возможного пути социально-экономического прогресса;

– поддержание конфронтационного градуса и безоговорочная непримиримость с «коварными врагами».

Канонизация «положительной исключительности евромайдана» – это необходимость вести войну до последнего солдата, разлагать экономику до последней высокотехнологичной отрасли и сдавать внешним игрокам в аренду свой суверенитет до последней государственной функции.

Роман ГУБРИЕНКО