Новости

Катастрофа лучше продается

Шокирующие новости о «кончине» океана, страшные кадры безжизненной рыбы, осьминогов разлетелись недавно со скоростью света.

Для интернета расстояния нет, поэтому картинки под заголовками «Экологическая катастрофа», «Все погибло!», «Спасите, помогите!», а также панические призывы активистов: «Тысячи редких животных, морских дельфинов и нерп выбрасываются на берег замертво. Виновных надо привлечь к ответу!» – облетели пол мира. Поднялась настоящая буря. Люди требовали к ответу «Росприроднадзор», минприроды, прокуратуру, СК, МЧС, власти Камчатки и вообще России.

Еще большую сенсационность произошедшему придало сообщение о том, что пострадали от отравления неизвестным веществом люди. Речь шла о самом живописном на Камчатке Халактырском пляже – с километрами черного вулканического песка, который облюбовали серфингисты. Очевидцы рассказывали, что несколько серферов обратились в больницу с жалобами на пелену в глазах и рвоту. Т.е. с признаками отравления.

Между тем местные государственные службы, несмотря на поднявшуюся «народную волну негодования», ничего не обнаружили после проведенных многочисленных исследований самого пляжа, а также воды из океана.

Мы все скептически относимся к словам власти, тем более когда сами для себя уже нарисовали мрачную картинку экологической катастрофы, основываясь на сообщениях соцсетей. «Да, они врут!», «Точно скрывают! А значит, последствия катастрофы гораздо серьезней, чем мы видели на фото!» Именно такие мысли в первую очередь посещают обывателя. К тому же кто-то выложил в сеть фото первых анализов, которые были сделаны после поступившего сигнала. Результаты проб воды (самые первые, потом их будут тысячи, но в головах остались только эти) показали превышение по фенолу в 2,5 и по нефтепродуктам в 3,6 раза. Никто не полез в свой любимый интернет, чтобы посмотреть: опасное превышение по этим веществам начинается с десятков раз, а никак не с двух–трех. Превышение, значит, все! Караул!

 

Не успокоили накалившуюся обстановку даже видео с места произошедшей «экокатастрофы» – чистый пляж, без многочисленных трупов животных и рыбы на фоне умиротворяющего заката.

«Мы осмотрели пляжи, все чисто», – уверенно заявил начальник МЧС Камчатки Игорь Махно.

И это несмотря на распространяющееся в интернете фото погибшего осьминога.

«То есть всех этих тонн трупов животных нигде нет?» – недоумевает диктор ситуационного центра в Петропавловске-Камчатском.

«Нет. Ни запахов, ничего. Наши специалисты погружались в воду, ни у кого проблем со здоровьем не возникло. Приезжайте, посмотрите сами».

«Вы все продажные!»

И тут же на Камчатку полетели многочисленные журналисты, активисты, депутат ГД от Камчатки Ирина Яровая, полпред на Дальнем Востоке попросил направить туда главу «Росприроднадзора» Светлану Радионову – лично все проверить и наказать виновных. Но все чиновники, как один, возвращались ни с чем. Только с пробами. Яровая привезла в Москву аж 250 кг камчатской земли и воды и раздала по лабораториям.

На полуостров потянулись и ученые – из Питера, Москвы, Владивостока.

Но интернет не успокаивался: стали озвучивать свои версии, и они были одна другой страшнее – утечка нефтепродуктов, розлив гептила (ракетного топлива) с военного полигона, выброс ядохимикатов с Козельского полигона (с советских времен у подножья вулкана Козельский зарыты пестициды).

Чиновники вынуждены были все проверять и отмели одну версию за другой: «Не обнаружено».

И вот здесь спокойно, не поддаваясь психозу, ученые (у которых мнение почему-то спросили в последнюю очередь) высказали свой взгляд на произошедшее. Но он явно не устраивал тех, кто решил заработать себе какие-то балы, а кто-то и средства на поднявшейся шумихе, которая, по мнению ученых, была в прямом смысле слова высосана из пальца. Научный вердикт звучал так: «Сезонное цветение водорослей, которые при отмирании выделяют ядовитые токсины, способствовало гибели единичных экземпляров морских ежей, нескольких осьминогов и незначительного количества рыбы. Гниющие водоросли образовали на акватории пятно диаметром 400 метров, которое приобрело маслянисто-желтый цвет. Данное пятно дрейфует (с первой половины июля этого года). Из-за этого обнаружены погибшие водные обитатели в 150 километрах от первоначального нахождения данного пятна (в Халактырской бухте в районе пляжа). Это явление ежегодное. Но в этом году из-за прошедших штормов образовалось аномально большое по размерам пятно отгнивающих водорослей. Также нужно признать, что воздействие токсинов на водных обитателей усилилось, и ему подвержены водные ресурсы не только в толще воды, но и донные. С этим впоследствиями науке нужно будет разобраться».

Но это никак не вписывалось в программу тех, кто затеял в соцсетях всю эту шумиху. Поэтому народная игра в «Верю/не верю» слилась в единый крик: «Продажные, вы все врете и замалчиваете. Какие еще водоросли придумали?!»

Пострадали фактически все журналисты и блогеры, которые срочно выехали на Камчатку в место, где должна была развиться экодрама. Все они были обвинены в продажности.

Конечно, Камчатка – край богатый, но не настолько, чтобы «купить» с головой сотни корреспондентов, освещавших эту тему. Ну не смогли они найти и сфотографировать то, чего не было…

Как только очередной журналист начинал писать свой первый отчет, как тут же слышалось: «О! Еще один продажный журналюга приехал. Свисти дальше».

 

Океан на всех газетных полосах

А город Петропавловск-Камчатский действительно в те дни напоминал улей. Делегации чиновников, ученых, различных служб, журналистов. Номер в гостинице нельзя было снять, все занято. И это несмотря на то, что туристический сезон уже закончился. Растиражированная интернетом новость о «грандиозной экологической катастрофе» привела в город всю эту массу народа.

 

«Ой, что творилось, – рассказывает местный блогер Максим Артемьев, владелец популярного тут паблика «Камчатский репортер». – Мне рассказывали, что журналисты перекупали места на самолет втридорога, только чтобы попасть к нам сюда. А потом тут по городу бегали, приставая к серферам и всем-всем-всем. А пляжи-то пустые! Снимать нечего. На нашем городском нашли горстку морских звезд и ежей. Сгребли в кучу, щелкнули. Что-то же показывать надо. И сотрудник «Гринписа» тут позировал в костюме химзащиты и серьезном таком респираторе... Только фильтры прикрутить к нему забыл. Смешно.

На самом пляже атмосфера радужная, воскресная. Гуляют люди, пикники… У журналистов немой вопрос: «А где выброшенные животные? Писали же в новостях...»

Действительно, где? Ни одного нет. Хоть сколько ни вглядывайся в черный океанический песок – ничего, слава богу!

 

По берегу едет машина.

«Тут все время машины ездят, даже колея. А блогеры писали, что это следы от техники МЧС, которую ночью пригнали – трупы животных вывозить», – говорит Максим.

В Малой Лагерной бухте, откуда были самые страшные снимки, – тоже ничего. Ну как, есть немного остатков морских ежей. На участке в 10 кв. метров собрали штук пять. Сфотографировали. Зато сколько мусора!!! Пластиковые бутылки, какие-то тряпки, веревки, пакеты, одноразовые маски. И ни одного эколога и активиста, чтобы все это собрать.

В волнах носится серфингист, в воздухе ничем не пахнет.

В большой Авачинской бухте, где и стоит Петропавловск-Камчатский, резвятся нерпы. Их целая стая уже много лет живет в маленькой Бабьей бухточке, где корабли и завод жестяных банок. И никуда не делись, не потравились. И сивучи (морские львы) греют спинки у рыбзавода.

В Авачинской бухте спокойно чувствуют себя нерпы, морские львы. А в августе заплывали киты.

Если бы вода была отравлена, разве ж они выжили бы?

Вообще Авачинская бухта – она живая. Кого только нет! В августе заплывали киты, чайки устраивают птичьи базары на камнях. Все на месте. По крайней мере, над водой. Под водой тоже чисто. Рыбы плавают, водоросли растут. Но почти нет донных животных. Только потихоньку начинают приползать крабы.

«Морских ежей совсем не стало, – вздыхает владелец маленького туристического судна Александр Соколов. – Я раньше всегда для своих туристов их со дна доставал, тут же угощал, я дайвер. А теперь их просто нет, а если бы и были, есть их не стал бы. Мало ли...»

Ищите черную кошку в черной комнате…

Но что-то же было? Ну не может такой скандалище на ровном месте возникнуть!

«Было, – говорит блогер Максим Артемьев. – Я вот думаю, может, дело в том, что у нас тут летом конфликт экологический с золотодобычей на реках возник. Стали намывать там, где рыба нерестится, и всю грязь в нерестилища смывать. Может, потому и раздули другую эко-тему и раскрутили ее, чтобы отвлечь внимание? Не знаю... А, может, совпало все. Вода же и вправду и в Авачинской бухте, и здесь, на пляжах, была странного, желтого цвета с густой пеной. И никаких толком объяснений. Песок на Халактырском как добывали, так и добывают. А вдруг он опасный? Рыбу продают в магазинах, а мы не знаем, есть то ее можно?

 

Серферы с их отравлением, я их тоже понимаю, люди имеют право знать, что с их здоровьем. И ответов ни от кого долго не было. Конечно, сразу многие подумали, что, наверное, скрывают что-то. Мы с местными журналистами и блогерами провели собственное расследование, – добавляет Максим. – Я перерыл весь интернет и нашел снимки: а вода-то пожелтела на Халактырском пляже еще в июле! А в октябре, когда скандал пошел на всю Россию, мы за свои деньги взяли лодку и поплыли в сторону этого жёлтого пятна на воде. Оно сместилось тогда уже вниз, на юг, к Вилючинской бухте. Там мы его догнали...»

 

Как оно выглядело? Максим поясняет: «Ну, такой биобульон. Пахло тухлыми огурцами какими-то. Но не нефтью, не гептилом. Я военный химик по образованию, сразу бы такое распознал. Взяли много воды для анализов. Я потом лично развез пробирки в СК, в правительство, в «Роспотребнадзор», «Гринпису». Всем! Сам даже нашел микроскоп, смотрел. Стал гуглить. И нашел! Подобное было с другой стороны Тихого океана, у берегов США в 2015-м. Это водоросли. И у нас тут иногда случаются «красные приливы», когда вода меняет цвет. Но почему вдруг водоросли стали такими ядовитыми? На эти вопросы должна ответить наука. Скорее всего, здесь целый комплекс обстоятельств, которые и привели к локальному отравлению».

К этому моменту версия цветения токсичных водорослей была уже у всех на устах. О ней как об основной заявили ученые. И уже отправили экспедиции на юг и на север от Петропавловска, исследовать, откуда это цветение началось, и какая обстановка там, куда пятно ушло.

 

Губернатор Камчатки Владимир Солодов с самых первых сигналов в соцсетях начал вызывать сюда ученых. Принимал у себя экоактивистов из «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природа. Разослал обращения и в российские, и в международные институты, чтоб приехали, помогли разобраться.

– Солодов даже меня, очень занятого человека, сумел на Камчатку затащить, – рассказывает директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров. – Волна пошла из интернета, да. Мне еще 1 октября дочь сказала: «Смотри, на Камчатке катастрофа!» Я эти места хорошо знаю. Но был сильно занят. А как освободился, 4 октября, сел в самолет. Уже в полете накидал версии. Конечно, первым делом думал: «Козельский полигон». Через него текут реки прямо в океан. Но мы все эти реки проверили. Вода соответствует норме «питьевая». Понимаете? Питьевая! Вот можно взять кружку и оттуда пить! Чище, чем из крана в Москве.

– А как же получилось, что рядом с берегом океана залежи токсичных отходов?

– Слушайте, ну в Советском Союзе еще построили, далеко от города. Ничего здесь тогда не было. Никогда никто сюда не заезжал. Конечно, его надо бы сейчас убирать. И срочно.

– И еще есть военный полигон...

– Да, и вокруг него все проверили. Тоже ничего не подтвердилось.

– Но народ требует срочно посадить кого-то на кол! Вон что пишут в интернете. Не верят в ваши водоросли.

– На кол надо сажать «красные приливы» токсичных гниющих водорослей и глобальное потепление! За последние двадцать лет вода Авачинской бухте стала теплее на пять градусов. У вас вот температура тела на два градуса поднимется – и уже плохо, постельный режим. А тут на пять! Эти динофлагелляты (одноклеточные водросли, которые поглощают кислород и вырабатывают окадаевую кислоту), может, раньше так не размножались. И вдруг в таких масштабах оказался угнетен бентос (донные организмы)! Может, он и раньше в такое состояние при цветении водорослей впадал? Но никто же на дно не заглядывал! И на серфах не катался! А что до всех этих криков про гигантские выбросы на берег... У меня скепсис к этому. Тут всегда берега морскими звездами и ежами после штормов завалены. Просто теперь у всех телефоны с камерами и интернет. Подняли люди тревогу, ну, правильно сделали. Теперь вместе будем изучать.

Но люди не верят. Все хотят чернухи, катастроф, даже когда их нет. Катастрофа лучше продается…

 

Вместо послесловия

Конечно, моментально хочется отыскать виновного – кто-то что-то сбросил, и вот он, негодяй. Но, отбросив всю эту нагнетаемую шумиху, хочется услышать правду. А правда такова, что этот кто-то – мы сами. И правда гораздо страшнее…

Глобальное потепление настолько глобально, что океан уже не такой холодный, и поэтому успевает разрастись целая колония губительных водорослей. Плюс они подпитываются с суши. Все эти техногенные нагрузки и стоки никто не отменял. А сколько на пляже и под водой мусора! Если грубо – океан превращается в болото. И это, возможно, первый звоночек. Не факт, что подобное не повторится. На Камчатке или еще где-то.

Вместо тонн морских животных на Малолагерном пляже можно увидеть только мусор: пластиковые бутылки, одноразовые маски. И ни одного желающего это собрать

Да, сделать перепост с дивана – раз плюнуть. И совесть чиста – «защитил природу». Гораздо проще, чем выкинуть мусор куда следует или собрать его за другими в лесах и на берегах. К тому же нужно научиться отходы сортировать.

P.S. Пока писались эти строки, пришло сообщение, что после сильного многодневного шторма в Магадане весь берег усеян выброшенной океаном ракушкой (спизулой и мия). Отрабатываются многие версии произошедшего. Но вряд ли это случилось по вине человека. Там дикие, малодоступные места, нет промышленности, да и судоходные пути тоже в стороне. Скорее всего, это природный случай.

Хроники похожих ЧП

1. 1799 г. – у западного берега Ситхи на Аляске всего за два часа в мучениях умерло 115 местных охотников. Причиной трагедии стали ядовитые мидии, собранные в проливе между островами Ситха и Чичагов.

2. 1945 г. – после употребления в пищу мидий, собранных в Авачинской губе, отравились шесть членов экипажа флотилии «Алеут», двое умерли.

3. 1973 г. – в Петропавловске-Камчатском во время «красного прилива» отравились мидиями двенадцать человек, в основном дети, двое умерли.

4. «Красный прилив» привел к гибели трех сотен черепах в Мексике.

5. На пляж во Флориде вынесло сотни туш погибших морских животных: рыбы, черепахи, ламантины. Причиной мог стать «красный прилив».

6. «Красный прилив» привел к гибели 18 тыс. тонн лосося на аквафермах Чили.

7. 22 сентября 2020 г. речные водоросли убили 300 слонов в Африке.

Александр ЧИСТЯКОВ