Новости

Католики Украины хотят прирастать православными раскольниками. Но Папа Римский против

Ещё на этапе подготовки к созданию ПЦУ православная общественность выражала обеспокоенность по поводу того, не является ли внесение раскола в украинское православие подготовкой к новой унии? Особенно, учитывая евроинтеграционный курс власти и экуменические настроения Вселенского патриарха. В последнее время эти подозрения получили некоторую почву

Ещё в начале года предстоятели ПЦУ и УГКЦ — митрополит Епифаний и верховный архиепископ Святослав Шевчук — подписали «дорожную карту» сотрудничества церквей. Ничего вроде бы особенного, но такого уровня сотрудничества у других украинских церквей нет. Тем более что митрополит УГКЦ Борис Гудзяк прямо обозначил цель сотрудничества — единство.

В сентябре в Виннице состоялся крестный ход УГКЦ, в котором приняли участие трое иерархов ПЦУ, среди которых — митрополит Симеон (Шостацкий). Наблюдатели сочли, что роль ПЦУ там была чисто демонстративной, но такая демонстрация дорогого стоит.

В октябре во время литургии в городе Вараш на Волыни вместе с Епифанием служил католический священник. Сам факт вызвал локальный скандал, и митрополит Евстратий (Зоря) был вынужден оправдываться — дескать, их неправильно поняли, совместной службы не было, а греко-католик присутствовал в знак уважения (примерно так же, как Симеон в Виннице).

В ноябре подобный же инцидент имел место в Тернопольской области, только уровень представительства был ниже — со стороны УГКЦ в службе участвовал епископ.

23 ноября в Киеве в рамках официальных мероприятий, посвящённых памяти жертв голодоморов, прошла общая панихида ПЦУ и УГКЦ, которые возглавляли предстоятели обеих церквей. Присутствовала и делегация УПЦ, но участия в богослужении она не приняла.

Позже митрополит Александр (Драбинко) провёл службу в католическом соборе в Брюсселе, оказавшись там самым высокопоставленным священнослужителем.

В общем, сотрудничество между церквями продолжается и постепенно выходит за рамки приличий. Правда, о прямом объединении вроде бы речь ещё не идёт, а 17 сентября 2019 года во Львове Епифаний заявил, что ключ к объединению ПЦУ и УГКЦ находится не в Украине, а в Риме и Константинополе. Тем не менее, православные выражают обеспокоенность. Но, думается, обеспокоенность эта направлена немного не в ту сторону.

Пожалуй, следует напомнить, что с самого начала процесса конструирования ПЦУ руководитель УГКЦ архиепископ Святослав выступал против этого. Более того, и его предшественник Любомир Гузар тоже очень осторожно относился к этим вопросам, из-за чего имел не слишком публичную, но вполне реальную дискуссию с Виктором Ющенко.

Святослав назвал причину своей обеспокоенности совершенно прямо — он опасался перехода не только части верующих, но даже целых общин в ПЦУ. Опасения его не оправдались — ПЦУ не была признана большинством православных церквей и её притягательность для греко-католиков оказалась преувеличенной.

Между церквями происходят и совершенно явные конфликты относительно первенства. Например, в августе архиепископ Святослав заявил, что София Киевская является материнским храмом для всех ветвей украинского христианства и поэтому должна использоваться ими совместно. На это митрополит ПЦУ Иоасаф (Василик) ответил, что «украинская греко-католическая иерархия потеряла восточную материнскую преемственность».

Происходят трения между УГКЦ и престолом Святого Петра — Святослав добивается для своей церкви статуса патриархата, что, как считается, даст ему козыри для объединения с ПЦУ (такой статус имеют, например, копты-католики). Однако тут всё упирается в позицию Папы Франциска I, который не просто не поддерживает УГКЦ, но и саму идею униатства, как оказалось, не очень-то воспринимает (хотя совместная позиция на встрече Папы и Патриарха Кириллана Кубе, в которой было констатировано, что униатство не путь к объединению, могла быть результатом компромисса).

Часть священноначалия УГКЦ, имея в виду неопределённость статуса ПЦУ, всерьёз рассматривает возможность напрямую перейти к Константинопольскому патриархату. Правда, совершенно непонятно, как именно Варфоломей будет разруливать эту ситуацию, если она действительно сложится. Но Святославу и правда не позавидуешь.

В общем, получается так, что это Константинопольский патриархат и ПЦУ могут поглотить часть католиков, а не наоборот. И это очень сильный ход. Ведь таким образом снимаются обвинения в окатоличивании, а преодоление (пусть даже частичное) длящегося уже свыше 400 лет раскола делает Варфоломея и Епифания героями православного мира и увеличивает шансы на признание ПЦУ поместными церквями. Эта опасность более реальна, чем переход ПЦУ в унию.    

Василий Стоякин