Новости

Киев не отказывается от планов ассимилировать закарпатских венгров

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев выполнил рекомендации Венецианской комиссии касательно принятого в 2017 г.закона «Об образовании» и не будет вносить в него дополнительные изменения по требованию Венгрии. Он имел в виду рекомендацию Венецианской комиссии сбалансировать ст.7 закона «Об образовании», которую комиссия сочла дискриминирующей по отношению к негосударственным языкам, не являющимся официальными языками ЕС.

Венгрия – наиболее последовательный критик данного закона. Будапешт видит в нём механизм ассимиляции украинских венгров (156 тыс.), компактно проживающих в Закарпатье, поскольку закон расширяет использование украинского языка в системе образования в ущерб региональным языкам. Одновременно Киев отменил принятый в 2012 г. закон о функционировании языков нацменьшинств как неконституционный.

Таким образом, закарпатских венгров лишают возможности получать образование на родном языке и заставляют больше изучать украинский. Это объясняется тем, что закарпатские венгры – одно из самых консервативных нацменьшинств Украины. Оно почти не поддаётся ассимиляции, и многие закарпатские венгры почти не владеют украинским.
С другой стороны, эта ситуация лишь подчёркивает искусственный характер украинской государственности, сотканной в советское время из разных лоскутков (Крым, Донбасс, Одесса – от России, Буковина – от Румынии, Закарпатье – от Венгрии, Галиция и Волынь – от Польши). Буковина, Закарпатье, Волынь и Галиция – древнерусские земли, отобранные в разные эпохи румынами, венграми, поляками.

Став самостийной, Украина отреклась от древнерусского исторического наследия, заменив его идеологией украинского национализма. В рамках этой идеологии осуществляется насильная украинизация нацменьшинств в данных регионах. Но исторически у этих нацменьшинств, особенно венгров, больше оснований претендовать на эти территории, если отталкиваться от даты объявления украинской самостийности (1992 г.).

Закарпатье в составе самостийной Украины пребывает всего 28 лет, а в составе Венгрии находилось тысячу лет. За эти десять веков в регионе сформировалась своя культурная идентичность, в т.ч.у местного русинского населения. Чтобы последние не тянулись к России и не считали себя частью единого русского народа, Венгрия насаждала идеологию угрорусинизма. Угрорусы – это венгерские (угорские) русы, т.е. провенгерски настроенные русины.

Появление в 1992 г. незалежной Украины, как чёрта из табакерки, стало дестабилизирующим фактором. Венгры и русины Закарпатья оказались словно не в своей тарелке. Их всех назвали украинцами и заставили изучать украинский язык, что было, в общем-то, исторической случайностью, а не закономерностью.

Киев согласился под давлением Венгрии создать отдельный «венгерский» район на Закарпатье (Береговский), где венгры составят большинство. Теперь ждёт от Будапешта разблокирования работы комиссии Украина – НАТО. А чтобы «венгерский» район не вздумал «уйти» в Венгрию, Украина надеется ассимилировать венгров через систему образования. Потому и не идёт Будапешту на уступки.

РЕ