Новости

Киев уже свободно торгует с ЕС, хочется с Израилем и Китаем

На днях Кабмин Украины одобрил проект соглашения о зоне свободной торговли с Израилем. Соглашение подпишет вице-премьер Степан Кубив во время визита Порошенко в Израиль. В Киеве это воспринимается как перемога.

 

В начале ноября состоялся визит вице-премьера Степана Кубива в Китай, в ходе которого украинский гость предложил обсудить создание зоны свободной торговли Украины и Китая. Если учесть то значение, которое Киев придавал подписанному четыре года назад соглашению об ассоциации с ЕС, то предложение весьма интересное, учитывая экономическую мощь Китая. 

Соглашение об ассоциации с ЕС для сторонников европейской интеграции Украины стало «нашим всё», от него ожидали волшебного экономического эффекта, но чудес не бывает. Украина не получила полного доступа на рынки европейских стран и теперь вынуждена искать партнёров на Ближнем и Дальнем Востоке.

В изложении пана Кубива экономическое будущее Украины просто блестяще: «У Украины прочные торговые отношения с ЕС, мы добились ощутимого прогресса в расширении доступа на рынки Северной Америки. На очереди – Китай». 

Эти слова могут впечатлить только тех, кто не знает, что экспорт с Украины в Северную Америку составляет всего 2,3%, а экспорт в Европу ограничен преимущественно сельхозпродукцией с наложенными на неё квотами.

С Китаем не всё легко и просто. Китай – экспортно зависимая страна, её экономическое выживание зависит от наращивания поставок своих товаров за рубеж. К 2023 г. объём китайского экспорта достигнет $8 трлн. 

С китайским объемом экспорта украинский экспорт вообще несравним. «Украина рассматривается Китаем как одна из стран, которая может обеспечить местных потребителей качественным, конкурентным и уникальным импортом», - благовествует пан Кубив, не уточняя, какой конкретно это импорт. 

Китай – значимый торговый партнёр почти всех развитых стран мира (США, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии). И Украина не сможет втиснуться в эту компанию на равных правах. В 2018 г. Поднебесной удалось привлечь в свою экономику иностранных инвестиций на $107 млрд., и среди них украинских инвестиций нет. 

По итогам 2017 г. Украина поставила Китаю товаров на $2,1 млрд., а получила из Китая товаров на сумму $5,7 млрд. Китайцы могут предложить Украине больше, чем Украина китайцам.

Речь не об объёмах, а о перечне товарных позиций: более 50% украинского экспорта в Китай – всё та же сельхозпродукция, которой не нашлось места на рынках Европы. Далее идут минеральная продукция (30%), машинное оборудование (10%) и древесина (4%). Высокотехнологичная продукция в структуре украинского экспорта в Китай составляет всего 10%.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

За восемь месяцев 2018-го экспорт товаров Украины в Китай вырос на 0,9% (на $12 млн.), достиг $1,32 млрд. А импорт из Китая на Украину увеличился на 28,4%, достиг $4,52 млрд. Отрицательное сальдо Украины в торговле с Китаем за девять месяцев 2018 г. - $3,2 млрд., больше, чем с любой другой страной.

В экономике Украины Китай занимает второе место по импорту и пятое – по экспорту. Доля Украины в структуре мирового экспорта  всего 0,3%, доля Китая – 13,5%.

Цифры слишком разные, чтобы Пекин воспринимал Украину в качестве ключевого партнёра в Восточной Европе. На фоне торгового противостояния с США Пекин ищет новые рынки сбыта для своих товаров и рассматривает сотрудничество с Украиной именно с этой позиции.

Другим аспектом украинско-китайского сотрудничества остаётся распродажа Украиной остатков наукоёмкой промышленности. Китай активно переманивает к себе украинских специалистов легендарных авиакосмических предприятий «Южмаш», «Мотор-Сич», «Антонов», выкупает актуальные технологии и техническую документацию. Теперь наступила очередь «Турбоатома»…

В Верховной раде вдруг прозрели от того, что власть хочет отдать 500 млн. долл. китайцам, заказав у них турбины для третьей очереди строительства Днестровской ГАЭС. Меморандум между «Укргидроэнерго» и китайской CNEEC на поставку китайских гидротурбин для крупнейшей в Европе ГАЭС был подписан в присутствии вице-премьера Степана Кубива.

После госпереворота для Украины стало невозможным встроиться в товарно-логистическую цепочку в рамках китайского проекта НШП. Этот проект для Киева имеет смысл только в случае восстановления прежних объёмов сотрудничества с Россией.

А как поставлять в Европу китайские товары через Украину, если министр инфраструктуры Владимир Омелян мечтает прекратить ж/д сообщение с Россией, откуда по Транссибу эти товары доставлялись бы до границы с Украиной? Проще запустить составы через Белоруссию и оттуда в Европу. Вот почему китайский лидер Си Цзиньпин назвал не Украину, а Белоруссию «важной узловой платформой Нового шёлкового пути».

В 2013 г. накануне евромайдана Китай посетил тогдашний президент Украины Виктор Янукович. Итогом визита стала договорённость об активизации сотрудничества в промышленной и финансовой сфере. Киев приготовился сделать поворот на восток, к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и Китаю – одному из ключевых торговых партнёров ЕАЭС.

США, Германия и Франция увидели в этом угрозу своему экономическому и политическому влиянию в Европе: вырисовывался самостоятельный геоэкономический коридор Китай – Россия – Украина – ЕС, где не было Вашингтона, Берлина и Парижа. Тут же был организован европутч, Янукович свергнут и объявлен бескомпромиссный курс на европейскую интеграцию. 

При сотрудничестве с Пекином Киев будет боязливо оглядываться на США. В 2016 г. Госдеп устроил украинским политикам крепкую взбучку из-за продажи китайцам ракетных двигателей украинского производства аккурат после получения $200 млн. финансовой помощи от Вашингтона. Американцы были злы: Киев пользуется деньгами американских налогоплательщиков для оснащения геополитического конкурента Соединённых Штатов современным военным оборудованием! 

 

Евроинтеграция, декоммунизация, десоветизация не спасают украинскую экономику. Что даст торговля с коммунистическим Китаем?

фото: odnarodyna.org

Владислав Гулевич