Новости

Кинбурнская коса – экология не в приоритете

Руководитель Национального природного парка «Белобережье Святослава» Юрий Козловский рассказывает о том что сейчас происходит на Кинбурнской косе.

О планах расширения населённых пунктов на Кинбурнской косе шла речь в программе «Добрый вечер» Николаевской областной телерадиокомпании НИС-ТВ. Ниже приводим текстовую версию разговора в студии с исполняющим обязанности директора Национального природного парка «Белобережье Святослава» Юрием Ивановичем Козловским.

Ведущий. Сегодняшняя тема: планы Очаковского городского совета расширить границы сёл Покровка, Покровское и Васильевка, находящихся на Кинбурнской косе. И, в том числе, расширить за счёт заповедных и особо ценных земель, которые относятся к Национальному парку «Белобережье Святослава». Эти планы вызвали большой резонанс и возмутили не только жителей косы и жителей Николаева, Николаевской области. Мне кажется, и во всей Украине немало людей, которые с удивлением наблюдают за этой ситуацией.

Юрий Козловский: Мы узнали о том что будут проводить общественные слушания (первый этап по разделу «Экология») на сайте Очаковского городского Совета. Тогда впервые было объявлено о том, что в территорию населенных пунктов включается часть земель, которые согласно Указу Президента Украины передаются национальному парку в постоянное пользование. Это около 400 гектаров кефальных озер1, на которых действует полный заповедный режим, и около 100 гектаров орхидейного поля, которые также находятся в Национальном парке.

На Кинбурнской косе всего три населенных пункта – это сёла Покровское, Покровка и Васильевка. По разным данным в них проживает от 400 до 600 человек. Что касается производственных объектов, то их на Кинбурнской косе практически нет. Работает только лесхоз и Национальный природный парк «Белобережье Святослава». Также есть штат регионального парка областного подчинения «Кинбурнская коса». Из социальных объектов – школы в Васильевке и Покровке, детские сады.

История создания «Белобережья Святослава»

В новом генеральном плане не учтена предыстория непростых взаимоотношений между местными жителями и объектами природно-заповедного фонда.

Национальный парк создавался с огромными усилиями, было противодействие. Вплоть до того, что в 2010 году были предложения к органам власти ликвидировать Национальный парк. Были противоречия между лесхозом и администрацией Парка. Население также поначалу приняло создание природно-заповедного фонда в штыки, поскольку на территории парка было запрещено рыболовство и охота.

На протяжении десяти лет мы шаг за шагом двигались к достижению согласия на этой территории. И в последние годы, как раз накануне объявления нового генплана, мы достигни наивысшего уровня консенсуса между всеми субъектами этого процесса –жителями, национальным парком, региональным парком и лесхозом.

Сельская община уже не воспринимает национальный парк как своего врага. То же я могу сказать и про лесхоз. Мы совместно работаем, особенно по вопросам охраны территории от пожаров. У нас согласовываются все действия связанные с природопользованием – рубка деревьев, выпас скота, покос трав и тому подобное.

Кинбурнская коса с высоты птичьего полёта

Так видят Кинбурнскую косу многочисленные редкие птицы, гнездящиеся на полуострове

Экология – не в приоритете

С 1 января 2021 года у нас, как известно, поменялось административное устройство. Раньше был Покровский сельский совет, который входил в Очаковский район. А теперь все три села вошли в другое территориальное образование – это Очаковская объединенная территориальная община. И именно это стало спусковым механизмом, который запустил тот процесс, который многих удивляет.

Да, когда произошла смена административного устройства центр принятия решений переместился в город Очаков и стал рассматриваться под другим углом. Поэтому вся предыстория отношений, которую я описал, выпала из рассмотрения. Ведь, когда все эти вопросы согласовывались власти города Очакова не имели к нам отношения. А ведь это сложный баланс, к которому мы шли десять лет, находя компромиссные решения по всем спорным вопросам. Я думаю что тут нет злого умысла. Это просто недостаточная информированность – для чего был создан заповедник, с какой целью он работает, и как это должно соотноситься с интересами местных жителей.

На международном уровне широко распространена такая концепция как устойчивое развитие (sustainable development – прим.ред.). Она предусматривает, что при принятии любых управленческих решений должны обязательно учитываться три составляющие – экономическая, социальная и экологическая. Причём, экологическая составляющая приобретает всё большее значение, поскольку природных ресурсов остаётся всё меньше.

Когда Национальный парк создавался Указом Президента в 2009 году местная община отказалась от того, чтобы населенные пункты вошли в территорию парка. И это оказалось полезным, ибо когда четко обозначены границы, то проблемных вопросов на порядок меньше. Люди чётко понимают где что можно делать, а где что нельзя.

И это нам позволило найти баланс между вопросами социальными и экологическими. Часть людей пошла работать в Национальный парк, община начала получать немалые деньги от налога на прибыль от Национального парка. И в то же время Национальный парк при зонировании территории учитывал потребности населения в выпасе скота и покосе трав.

При этом жилая и хозяйственная застройка разрешена только в границах населённых пунктов. На территории Национального парка были отменены все зоны стационарной рекреации и запрещено любое строительство отелей, мотелей и других подобных капитальных строений.

Дикие лошади на Кинбурнской косе

На Кинбурнской косе есть даже табун дикий лошадей

Министерство экологии ситуация не волнует

Но ведь есть и другая сторона медали. Землеустроительная документация Национальным парком до сих пор не оформлена. При том, что Национальный парк существует уже больше 10 лет…

На самом деле, процесс изготовления проекта землеустройства продолжается уже много лет. В 2015 году у нас была фирма, которая выиграла тендерные закупки на изготовление проекта землеустройства. В 2016 году она изготовила первый этап проекта, но к сожалению в следующем году, когда нужно было изготавливать второй этап, она просто исчезла. Нами подавались материалы в прокуратуру, в суд. Но на сегодняшний день эта организация уже не существует как юридическое лицо. Мы вынуждены были искать другого исполнителя, который бы завершил эту роботу. Но тут случились финансовые проблемы и в последние годы мы не получали средств на эти цели. В министерстве экологии нам только обещают, что этот вопрос будет решен.

Что касается нового генплана, то четкой позиции министерства экологии в этом вопросе нет. Когда мы об этом сообщили, то в ответе в ведомстве отделались общими фразами.

Экономическая целесообразность – сомнительная

Все кто был на Кинбурнской косе видел, что населенные пункты там специфические, то что называется хуторского типа. От участка до участка – огромные площади пустырей. Зачем расширять границы населённых пунктов в три раза, как в случае Покровки, или в семь раз, как в случае Васильевки, если и так полно пустырей: пожалуйста, осваивайте!

Все эти пустыри на самом деле уже выданы под строительство, но ещё не освоены собственниками. Таких неосвоенных, но имеющих владельцев земельных участков в этих селах – около тысячи (т.е. на один жилой дом приходится три проданных и неосвоенных участка – прим. ред.).

С 2000 до 2008 года на Кинбурнской косе был ажиотаж. Скачкообразно росли цены за сотку земли, люди хотели там строиться. Но сейчас большинство этих участков выставлено на продажу, на них нет покупателей и цены очень сильно упали. Почему у вас не возникает подозрения: а что вы делаете и зачем? Что тут нет экономического обоснования?

Я далек от того, чтобы давать оценку что подвигло власть. Надеюсь, что намерения были благими, но не все благие намерения ведут к положительным результатам.

Например, включение кефальных озер в границы населенных пунктов… они непригодны ни для строительства, ни для создания каких-то хозяйственных объектов. Целесообразности я в этом не вижу.

Часть орхидейного поля уже пошла под застройку…

Украина взяла на себя множество международных обязательств в отношении охраны растений и животных. Особенно это касается водно-болотных угодий международного значения, которые входят в Рамсарскую конвенцию2. Практически вся Кинбурнская коса входит в Изумрудную сеть3, то есть находится под охраной на европейском уровне. Расширение границ населённых пунктов приведёт к застройке и уничтожит заповедную территорию.

Решения по селам на Кинбурнской косе принимают… жители города Очакова

На сегодня состоялись общественные слушания. И Зиновий Осипович Петрович руководитель регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» областного подчинения опубликовал протокол этих слушаний. И согласно этим протоколам все участники слушаний согласились с тем что все хорошо.

На этих слушаниях был я лично и были жители села Покровка, которые проявили наибольшую активность против утверждения этого генплана. Они провели сборы на котором из 130 жителей 95 поставили подписи против генплана. С этими подписями они и приехали на слушания чтобы представить их как мнение жителей села. Свое несогласие высказал Национальный парк и представители покровского сельского совета.

В итоге председатель городского совета заявил что собрано 700 подписей которые поддерживают этот генплан, таким образом по всем законам демократии большинство побеждает. При этом подавляющее число тех, кто поддержал генплан – это жители города Очакова. Ибо сейчас это единая территориальная община и считается, что все её жители имеют равный голос, независимо от того живут они на косе или нет.

Мнение Национального парка власть Очакова игнорирует

Сложилась ситуация, когда на территории действует природоохранный объект государственного подчинения и люди которые представляют этот природоохранный объект не получают информации о том каким образом кто-то может распорядиться землей, за которую отвечает этот природоохранный объект. Тут нет какого-то диссонанса?

Действительно он есть. Если бы люди, которые готовили проект генплана, с нами с самого начала проконсультировались, множество неувязок было бы снято в самом начале. Но когда готовился этот проект нам никто не задал ни одного вопроса. И сейчас также мы не наблюдаем желания властей Очакова с нами что-то согласовать и получать от нас какие-то консультации по этому вопросу.

Наверно поэтому у представителей общественности и возникают подозрения насколько доброе дело затевают.

Птицы на Кинбурнской косе

Птицы на Кинбурнской косе

Курортный сезон: дожди и комары

Как прошёл курортный сезон? У вас были участки так называемой организованной рекреации. Этим летом были непростые погодные условия – ливни, грозы, какое-то колоссальное количество комаров.

В этом году отдыхающих было на треть меньше чем в прошлом году. Этому можно было бы только порадоваться, но нет. Про уменьшение нагрузки на природу речь не идёт, поскольку заметно увеличилось количество автотранспорта, в том числе спортивного: багги, квадроциклы, джипы.

Если раньше мы рассуждали о том как ограничить негативное влияние от пешего туриста на окружающую среду, то сейчас гораздо более серьезной проблемой стало движение автотранспорта, который на порядки превышает тот вред, который наносят пешие туристы.

Служба охраны в количестве 40 человек работает, останавливает транспорт. Но если это не будет решено системно, то у нас не хватит ни людей ни ресурсов. Я надеюсь, что мы сможем решить этот вопрос совместно с органами местной власти.

И здесь я вижу только одно решение – жесткое ограничение въезда со стороны Херсонской области путем установки заграждений и оборудование места проезда с контрольно-пропускным пунктом. Затем – создание в селах платных автостоянок и дорог с твёрдым покрытием для подъезда к этим автостоянкам. Это требует очень высокого уровня консолидации всех усилий Национального парка, бизнеса и органов власти.

Всего же за три летних месяца Кинбурнскую косу посетило около 8 тысяч человек, за весь сезон – 10 тысяч. Это количество соответствует нормативам и не угрожает окружающей среде. Если бы не автотранспорт, то мы бы имели вообще нормальную картину.

Примечания

1. Кефальные озера – небольшие, мелководные солёные озера, соединённые с морем. Весной из моря приходят мальки рыбы, растут и осенью снова выходят в море.

2. Рамсарская конвенция – Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, принята 2 февраля 1971 года в г. Рамсар (Иран).

Украина является членом Рамсарской конвенции с 1 декабря 1991 года. В настоящее время на Украине водно-болотными угодьями, имеющими международное значение признаны 50 мест общей площадью 802,604 гектаров.

3. Изумрудная сеть (англ. Emerald Network) – сеть территорий особого природоохранного значения (Areas of Specіal Conservatіon Іnterest, ASCіs) на территориях стран – членов Бернской конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания, но не являющихся членами ЕС.

заглавное фото: исполняющим обязанности директора Национального природного парка «Белобережье Святослава» Юрий Иванович Козловский

Ирина Керимова