Новости

Кинбурнская коса может снова стать закрытой военной базой

Перипетии последнего времени вокруг Кинбурнской косы могут свидетельствовать о том, что полуостров облюбовали военные.

Проблемы полуострова

Кинбурнская коса – райский уголок девственной природы. С реликтовыми лесами, идеально чистым морем, уникальными орхидными полями и кефальными озерами. Здесь есть три небольших поселка – Покровское, Покровка и Васильевка. Сколько проживает в них людей точно сосчитать никто не может – по разным данным от 400 до 600 человек. Но назвать их счастливчиками не получается.

Основная проблема – это то, что Кинбурнская коса фактически является островом, отрезанным от материка Черным морем с запада, Днепровским лиманом с севера, зыбучими песками – с востока и Егорлыцким заливом (Ягорлицька затока - укр.) - с юга. Из предприятий – один лесхоз. В Советские времена тут было устричное хозяйство, но при независимости его постигла та же участь, что и почти все другие украинские предприятия.

Летом вся логистика завязана на расположенный по ту сторону Днепровского лимана город Очаков. Зимой лиман замерзает и добраться до Очакова на катере становится невозможно. В случае, например, неотложного состояния со здоровьем – остается только прорываться по зыбучим пескам и бездорожью несколько десятков километров до села Геройское в Херсонской области и далее – по плохой, но уже хоть какой-то дороге до райцентра Голая Пристань. К этому следует добавить постоянные перебои с подачей зимой электроэнергии.

Неожиданное расширение

Вплоть до прошлого года все три села на Кинбурнской косе подчинялись Покровскому сельсовету. Однако неожиданно они были переподчинены городской общине города Очакова. Странное решение, учитывая вышеуказанные проблемы с логистикой, но, оказывается, это был только первый ход в сложной многоходовке. Следом за этим Очаковский городской совет изъявил желание значительно расширить границы трёх сел. В итоге в границы населенного пункта вошли даже 400 гектаров кефальных озер и 100 гектаров орхидного поля, принадлежащих Национальному природному парку «Белобережье Святослава». Причём, руководитель этого парка, исполняющий обязанности директора Юрий Иванович Козловский узнал об этом случайно на сайте Очаковского городского совета.

Местные жители выступили категорически против, но… оказалось, что по результатам общественных слушаний местные жители «за». Ну как местные, после присоединения сел Кинбурнской косы к Очаковской городской общине принимать решения по ней получили все жители этой общины, то есть жители Очакова. Понятно, что мэру города Сергею Бычкову собрать нужное количество голосов среди своих ничего не стоило.

Вот как это описывает экс-депутат горсовета Анатолий Дюмин:

Косу ввели в состав Очаковской ОТГ и хотят раздуть границы населенных пунктов настолько, чтобы земель под отводы участков и застройку стало в разы больше. Говорят, это, мол, ради блага самих кинбурян. Да неужели?! Что даст простым людям хищническая земельная экспансия? Ровным счетом ничего!

Обратило на себя внимание и поведение мэра при обсуждении данного вопроса. Экс-директор КП «Центр защиты животных» Александр Голобродский описывает его так:

Высокомерие, хамство, абсолютное непонимание что такое природоохранное законодательство, презрение к европейскому выбору Украины – всё это чиновник, мэр Очакова, исполнитель схемы дерибана Кинбурской косы Сергей Бычков.

Вряд ли мэр такого небольшого городка как Очаков позволил себе так вести себя, если бы не чувствовал за собой солидную крышу.

Какая страна такие и «мальдивы»

Для чего же, цитируя николаевский сайт «ПреступностиНЕТ», «мер Очакова Сергей Бычков возомнил себя князем и решил отхватить более полутора тысяч гектаров заповедных земель на Кинбурнской косе», называемой иногда украинскими «мальдивами»? Первое, что всем приходит в голову – это строительство пансионатов, баз отдыха и дач новых украинских нувориш.

Действительно, после аннексии Крыма количество отдыхающих на Кинбурнской косе выросло. В этом году здесь отдохнуло около 10 тысяч человек. Однако по сравнению с другими украинскими курортными городами это всё равно ничтожное количество. Не говоря уже о Крыме, где количество отдыхающих исчисляется миллионами. И этому есть объективное объяснение.

Первое – это та же логистика. Добраться до Кинбурнской косы с материка – то ещё приключение, требующее здоровья, сил и терпения. Да и на самом полуострове испытания не заканчиваются – добраться до заветного жилья тоже очень непросто – вызвать по телефону такси не получится.

Добавьте к этому просто полчища комаров, полное отсутствие не то что досуговой, но даже элементарной коммунальной инфраструктуры, и вы поймёте, что отдых на Кинбурнской косе – удовольствие на любителя. Надо быть очень влюблённым в природу, чтобы ради того, чтобы посмотреть на краснокнижное растение или стаю редких диких птиц отказаться от почти всех достижений цивилизации.

Кинбурнская коса как военный форпост

С давних времен турки прекрасно понимали, что Кинбурнская коса – это ворота из Черного моря в самое сердце европейского континента – через реки Днепр и Южный Буг. И построили в этом месте крепость. Не хуже турок понимали это и русские войска, которые взяли Очаков штурмом в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов. В конце ноября 1787 года на Кинбурнской косе состоялся парад войск победителей во главе с Потемкиным и Суворовым и заложена Свято-Покровская церковь.

В Советские времена здесь была закрытая для посторонних пограничная зона. И это понятно, ведь теоретически диверсанты (например, из члена НАТО – Турции), пройдя мимо Кинбурнской косы через Днепровский лиман могли по воде добраться аж до Киева! По этой же причине на расположенном посередине лимана острове Майский было уникальное элитное подразделение боевых пловцов – 17-я отдельная бригада специального назначения ВМФ СССР, при Украине реорганизованная в 73-й морской центр специальных операций (73 МЦ СпО, в/ч А1594).

Статус закрытой пограничной зоны в независимой Украине с Кинбурнской косы сняли. Тем не менее, позднее украинские пограничники забрали себе находящемся неподалёку Аджигольский маяк, построенный, кстати, в 1911 году великим русским инженером Владимиром Шуховым.

Напротив Кинбурнской косы, в Очакове базируется выведенная из Крыма 5-я бригада надводных кораблей (в/ч А-0898) в составе среднего десантного корабля L401 «Юрий Олефиренко», разведывательного корабля «Переяслав», рейдового тральщика «Геническ», артиллерийского катера, морского буксира, судна физических полей «Северодонецк», десантного катера «Сватово», который находится в распоряжении вышеупомянутого 73-го центра морских спецопераций.

Украинские боевые пловцы

Украинские боевые пловцы тренируются возле Кинбурнской косы на старом советском буксировщике "Сирена-УМ"

Американцы тоже знакомы с этими местами не понаслышке. Ещё в 2012 году «морские пчёлы» (1-й мобильный строительный батальон ВМС США (Naval Mobile Construction Battalion (NMCB)) построили за свои средства на территории Очаковской военно-морской базы слип для спуска моторных лодок. А с 2017 года они уже взялись за работу более основательно: в июле 2019 года завершили строительство здания оперативного центра и мастерских для обслуживания и ремонта боевых катеров, затем провели ремонт и усиление причального пирса.

«Морские пчёлы» - стройбат ВМС США строят военную базу в Очакове

«Морские пчёлы» - стройбат ВМС США строят военную базу в Очакове

В этом году с 28 июня по 10 июля регион был задействован в международных учениях Sea Breeze 2021. Прямо сейчас, с 9 по 30 сентября неподалёку – на испытательном полигоне «Ягорлык» проводятся ещё одни военные учения с боевыми стрельбами.

Учения Sea Breeze 2021 в Олешковских песках

Фрагмент учений Sea Breeze 2021 неподалёку от Кинбурнского полуострова - в Олешковских песках

Как видим, регион Кинбурнской косы не просто востребован военными, это уже по факту крайне милитаризированная территория. И по мере дальнейшей милитаризации всей страны, количество военных здесь будет только увеличиваться.

А отсюда вытекает обоснованное предположение о том, что переподчинение земель с последующим вытеснением заповедника затеяно только для того, чтобы впоследствии эту территорию можно было предложить дорогим партнёрам из США или Великобритании под их военную базу.

Если это так, то обращаются жители села Покровка к президенту Зеленскому совершенно напрасно. Он сам всё это и затеял. Поэтому и мэр Очакова Бычков ведёт себя так, как и должен вести себя в такой ситуации – нагло и уверенно, ведь крыша у него, действительно, такая, что лучше не придумаешь. 

В.о. директора Національного природного парку "Білобережжя Святослава" Юрій Козловський в програмі "Добрий вечір" говорить про ризики розширення меж сіл на Кінбурнській косі та складнощі курортного сезону 2021 року.