Новости

Кипящий политический котёл Абхазии мешает её развитию

После грузино-абхазской войны 1992-1993 годов и победы в ней Абхазии казалось, что, наконец, наступило время, когда элиты этой страны могут по-настоящему продемонстрировать свои таланты в области строительства независимого процветающего государства. Ещё большие возможности Абхазия получила по итогам войны «08.08.08», когда её независимость оказалась под надёжной защитой Российской Федерации.

Но по различным причинам, несмотря на регулярную смену президентов и, то и дело вспыхивающие конфликты между властью и оппозицией, процветание так и не наступает.

После начала российской специальной военной операции на Украине мир начал меняться.

Если до этого Россия вела с соседями политику «большого брата», готового смотреть сквозь пальцы на всякие глупости в свой адрес, и это не было предметом пристального интереса российского общества, то сегодня ситуация поменялась очень сильно.

Российское общество стало категоричным по отношению к союзникам и дружественным странам. Общество хочет видеть внятную позицию соседей и стран объединений ШОС и ЕАЭС, подкрепленную делами, а не разговорами. Мы все сегодня наблюдаем работу МИД РФ с Азией, Африкой, Латинской Америкой. Мы видим, что всё более акцентировано в поддержку Москвы стали высказываться Ташкент и Душанбе, Пекин и Дели, Кабул, Исламабад, Претория, даже частично Анкара.

В этой связи было бы странно ожидать от Сухуми резких действий в адрес Москвы, что, тем не менее происходит на уровне абхазской оппозиции, не способной сложить 2+2, или же намеренно пытающейся столкнуть правящую верхушку Абхазии с Россией. Действия оппозиции в Абхазии – это прямое следствие бездумной политики Сухуми в адрес прав россиян в республике. Оппозиция буквально вынуждает Москву прекратить поддержку РА, оставив лишь военное прикрытие со стороны грузинской границы.

В социальных сетях и телеграм-каналах распространяются сообщения о том, что Минобороны России якобы активно пытается вербовать в Абхазии представителей местной молодежи для участия в СВО на Украине. Авторы постов требуют не допустить такой вербовки, которую они называют уничтожением цвета нации. И это в то время. когда на Донбассе бессмертной славой обессмертил своё имя батальон "Пятнашка", которым командует Ахра Авидзба с  говорящим позывным "Абхаз"...

Провокационный посыл этих постов очевиден. Другой вопрос: кто стоит за этим? Пытается ли играть в такие "игры" представители абхазской оппозиции или речь о внешних заинтересантах?

Очевидно, что это только добавит негатива в российско-абхазские отношения и может вызвать неадекватную реакцию уже со стороны разного рода российских общественников.

Профильные ведомства России уже согласовали выделение Абхазии помощи на сумму в 22 млрд рублей на 2022-2025 годы. Деньги должны пойти на «социально-экономическое» развитие республики. Выделяемые два годовых абхазских бюджета должны быть потрачены властями РА на развитие бизнеса малого и среднего, туризма, промышленности, на модернизацию и реконструкцию энергосистемы республики.

Однако, к примеру, в 2019 году РФ выделила Абхазии 1,7 млрд рублей, затем Москва щедро выделила ещё 1, 5 млрд рублей на укрепление банковской сферы республики и ещё миллиард на зарплаты и пенсии абхазским бюджетникам. Никакого особо видимого эффекта, сказавшегося бы на росте благосостояния жителей республики, это не оказало.

Сегодня порядка 90% жителей республики имеют российские паспорта. Потому Россия доплачивает местным пенсионерам, педагогам, врачам и работникам учреждений культуры. Эта категория, имея паспорта с двуглавым орлом, никаких налогов в бюджет РФ не выплачивают. По сути, налицо явная дискриминация остальных граждан России, не так ли?

Россия  по состоянию на 2019 год выделила для Абхазии почти 40 миллиардов рублей. Население Абхазии составляет 245 424 человека. По 160 тысяч на каждого.

Бюджет Абхазии примерно на 70% финансируется Россией. Но абхазские законы запрещают продавать недвижимость россиянам. Знаменитые пицундские здравницы будто замерли в 80-х – нет сомнений, что российский бизнес с удовольствием вложился в обновление инфраструктуры и строительство отелей. Но и тут правящие круги Абхазии не спешат идти навстречу.

Если соглашение о выделении 22 млрд рублей для Абхазии будет ратифицировано, во власти и оппозиции, а также между ними, разгорятся нешуточные конфликты. При этом есть большие сомнения в том, что они будут направлены в целях наилучшего использования средств во благо всего народа Абхазии. Наиболее вероятно, что речь пойдёт о банальном «освоении» различными группами влияния, что уже не раз происходило в истории современной абхазской государственности.

В телеграм-каналах новость об очередном выделении средств для Абхазии комментируют так:

- Если же без сарказма, то Россия делает очередную ошибку, поверив жадным и глупым абхазским руководителям. И не в деньгах дело. Абхазия – это тот случай, когда надо давать не рыбу, а удочку. И пока мы даем им рыбу (деньги) они так и не будут способны понять необходимость прихода в РА российских частных инвестиций, а значит все так и останется, как сегодня – разруха, бардак, уголовщина и банды, меняющиеся в Сухуме на правительственных должностях...

Не может обратить на себя внимание ещё один факт. Словно намереваясь шантажировать Москву, некоторые сил в Сухуми развернули массовую агитацию за отказ ратификации соглашения по объекту «Пицунда», которое его предусматривает передачу в собственность России.

Посол России в Абхазии Михаил Шургалин в своём интервью РИА «Новости» по этому поводу обоснованно заявил:

- Посольство не имеет права и не желает вмешиваться во внутренние дела Абхазии. Вместе с тем, поскольку вопрос о "Пицунде" напрямую касается российско-абхазских отношений, я как посол, хотел бы предупредить, что политические спекуляции на этой теме способны навредить дальнейшему развитию взаимодействия между нашими странами.
Важно понимать, какова степень готовности абхазской стороны принимать взвешенные решения, поскольку затягивание рассмотрения вопроса о ратификации соглашения по "Пицунде" очевидно отразится на стремлении российской стороны инвестировать в такие масштабные проекты на территории республики как строительство аэропорта, туристических объектов, реконструкция абхазской железной дороги.
С "Пицундой" всех их объединяет необходимость принятия решений по вопросам, связанным с землей и недвижимостью. Выбор стоит между открытостью и готовностью к взаимовыгодному сотрудничеству, с одной стороны, или закрытостью и протекционизмом – с другой.

Терпение Москвы не безгранично. Тем более, что на сегодняшний день накопилось слишком много прецедентов, когда Сухуми не выполнял взятых на себя обязательств.

Этот опыт заставляет вспомнить о том, что в «Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о содействии реализации Государственной программы социально-экономического развития Республики Абхазия на 2022-2025 годы» предусмотрено, что российская сторона в праве "частично или полностью приостановить оказание помощи по отдельным направлениям расходования при неисполнении Абхазской Стороной своих обязательств и условий настоящего Соглашения", а так же "сократить размер средств помощи по отдельным направлениям расходования в случае нецелевого и (или) неправомерного использования перечисленных средств помощи, выявленного в результате проведенных Федеральным казначейством, Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий, - в размере таких средств".

Если Россия свернет финансовую поддержку Абхазии, заморозит инвестиционные проекты и объяснит это своему обществу невозможностью работы с этой республикой на условиях дискриминации отечественного бизнеса и простого человека в Абхазии, российское общество воспримет это позитивно. Сегодня россиянам не нужны союзники, которые не готовы ничего отдавать, а готовые только брать.

Многие россияне с удовольствием приобрели бы недвижимость у моря. Российский бизнес с удовольствием бы начал инвестировать в туристическую и транспортную инфраструктуру. Известные здравницы Сухуми и Гагры, Гудауты и Пицунды быстро преобразились бы. Как Россия сегодня умеет это делать, хорошо видно на примере Крыма или Сочи.

abh11_2020_07_18_07_07_31_UTC.jpg

И даже полному  дилетанту очевидно, что объединение сочинской инфраструктуры с абхазской и создание в этом регионе единого туристического и оздоровительного комплекса целесообразно, логично и выгодно всем.

Но, похоже, только ни властям Абхазии, ни оппозиции. Как это скажется на благосостоянии самих абхазов, даже говорить не надо. Можно спросить у абхазских стариков, которые застали то время, когда в Абхазии отдыхал весь Советский Союз.

Так на кого работают абхазские элиты?

Михаил Ошеров

Тэги: