Новости

Китайские идут

В многострадальной летописи отношений Китая и коллективного Запада, в которую каждый из евро-атлантических союзников спешит вписать свою строку, отметился генсек НАТО Йенс Столтенберг. На пресс-конференции по итогам состоявшегося в Брюсселе заседания глав МИД стран Североатлантического альянса он сделал громкое заявление, которое служит хрестоматийным примером того, что в дипломатической практике принято называть «последним китайским предупреждением». То есть угрозой, о которой заведомо известно, что никаких действий за ней не последует.

Выражение «последнее китайское предупреждение» возникло на рубеже 50—60-х годов прошлого века в связи с обострением американо-китайских отношений из-за тайваньского вопроса. Впервые в далёком сентябре 1958 года Китай грозно предупредил Америку, что если она признает Тайвань, то «будут последствия», о которых в Пекине, впрочем, распространяться не стали. Дескать, сами американцы должны догадаться, что мы, китайцы, с ними после этого сделаем.

Разумеется, никто по-настоящему воевать не собирался — это была попытка Китая эпохи Мао взять Америку на испуг. С тех пор прошло уже более шести десятилетий, и «последних китайских предупреждений» в адрес Вашингтона по разным поводам прозвучало огромное количество — наверное, уже не одна тысяча (кажется, до сих пор никто не взялся их подсчитать).

И вот сегодня трагикомичность ситуации состоит в том, что «последнее китайское предупреждение» сделал уже не Китай. «Последнее китайское предупреждение» сделали самому Китаю.

«Союзники по НАТО ясно дали понять, что любое предоставление Китаем летальной военной помощи России будет исторической ошибкой с серьёзными последствиями», — заявил Йенс Столтенберг после окончания встречи глав МИД стран НАТО, в которой приняли участие партнёры альянса по Индо-Тихоокеанскому региону — Австралия, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея. Отвечая на уточняющий вопрос, о каких «серьёзных последствиях» для Китая идёт речь, Йенс Столтенберг предпочёл не раскрывать карты и сохранить интригу.

Ведь на то оно «последнее китайское предупреждение», чтобы таить в себе многозначительную недосказанность.

«Будут последствия. Не стану углубляться в детали. Скажу только, что Китай знает, что последствия будут, если начнётся поддержка России летальным оружием», — повторял, как мантру, Йенс Столтенберг те слова, которые на протяжении более чем года российской военной операции на Украине тысячекратно звучали в адрес Китая в Вашингтоне.

Необходимо отметить, что за последние месяцы Китай также тысячекратно заявлял о том, что летальное оружие России он не поставлял, не поставляет и поставлять не будет.

Пекин обозначал свою позицию по этому чувствительному во многих смыслах вопросу чётко и недвусмысленно, разжёвывал её на всех международных уровнях, устно и письменно.

Ни малейшего повода усомниться в этом не дал и недавний визит в Москву председателя КНР Си Цзиньпина, за которым внимательно следили в евро-атлантическом сообществе.

Но на Западе всё равно не верят, считают, что их втихаря обманут. У страха глаза велики. Наверное, натовские стратеги исходят из того, что, общаясь с глазу на глаз за чашкой чая у камина, Владимир Путин и Си Цзиньпин договаривались о том, как бы перехитрить Вашингтон и Брюссель и всё-таки оружие поставить. Что можно на это сказать? Натовские стратеги судят по себе, ведь они-то поставляют оружие Украине.

Значит, считают они, кто-то же должен поставлять оружие России. И этим «кем-то» предстоит стать Китаю — а кому же ещё, ведь он ближайший стратегический партнёр Москвы.

На самом деле в Брюсселе понимают, что поставки летального оружия Москве не входят в планы Пекина и не вписываются в его политику по украинскому кризису, манифестом которой стал озвученный 24 февраля мирный план из 12 пунктов.

Но тогда из-за чего весь сыр-бор?

Всё дело в том, что ещё на прошлогоднем саммите НАТО в Мадриде в отношениях с Пекином произошёл тектонический сдвиг.

В своей новой стратегии, принятой в 2022 году, альянс впервые в своей истории назвал Китай «стратегическим вызовом» и тем самым расширил свою традиционную зону ответственности — теперь в неё входит как евро-атлантический, так и индо-тихоокеанский театр. Неслучайно на прошлогодний саммит НАТО были приглашены страны региона, входящие в антикитайские альянсы QUAD и AUCUS.

Следующий саммит альянса, в работе которого примут участие дорогие гости из Индо-Тихоокеанского региона, пройдёт в июле этого года в Вильнюсе. Времени осталось не так много — надо держать союзников и тех, кто к ним примкнул, в тонусе.

А для этого нужно подкидывать дровишки и плескать бензин в костёр «китайской угрозы» — чтобы не погас. Вот Йенс Столтенберг этим и озаботился. «В то время как Пекин и Москва вместе противостоят международному порядку, основанному на правилах, ещё более важно, чтобы мы и дальше держались вместе как союзники по НАТО вместе с нашими партнёрами и единомышленниками», — заявил генсек НАТО в Брюсселе.

За несколько лет до того, как в Пекине прозвучало «последнее китайское предупреждение» в адрес США, ещё одной хрестоматийной историей эпохи холодной войны стал случай первого министра обороны США Джеймса Форрестола.

Согласно описанной во многих источниках версии, Форрестол страдал психическим расстройством и в 1949 году выбросился из больничного окна с криком: «Русские идут!»

Происходило это в год создания Североатлантического альянса, что само по себе весьма символично.

Как и Джеймс Форрестол, Йенс Столтенберг сегодня одержим идеей развития военно-морских сил союзников для сдерживания теперь уже не только России, но и Китая.

Перефразируя первого министра обороны США, нынешний глава НАТО громко кричит: «Китайские идут!», при этом не собираясь сигать с 19-го этажа. Зачем это делать? Ведь он явно не псих, а расчётливо играющий на западных страхах и фобиях по поводу «китайской угрозы» господин в кресле генсека альянса, который никак это кресло не покинет. В преддверии саммита НАТО в Вильнюсе, говоря о Китае, он выступает как хладнокровный манипулятор, надо признать, циничный и знающий, как это делать.

Остаётся добавить, что последние заявления Йенса Столтенберга в адрес Китая прозвучали на фоне продолжающегося паломничества западных политиков в Пекин.

После недавнего визита испанского премьера Педро Санчеса на этой неделе с четырёхдневным государственным визитом в КНР прибыл президент Франции Эммануэль Макрон, сопровождаемый главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, которая, как поговаривают, может сменить Столтенберга на посту генсека НАТО. Программы двух визитов не совпадают, что свидетельствует о растущей потребности Запада в диалоге с КНР. А как не говорить, ведь Китай — ведущий торговый партнёр ЕС, на его долю приходится 9% экспорта и 20% импорта Евросоюза. Следующим гостем из Брюсселя, который собирается в Пекин, станет глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

Другое дело, что и «последние китайские предупреждения» Запада Пекину звучали и будут звучать, как и крики «китайские идут!». В летописи отношений Китая и коллективного Запада много сумбурной скорописи и пока не видно ни одной золотой строки.

Сергей Строкань
Журналист, писатель

 

Поддержать сайт

Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Больше информации в Телеге   

https://t.me/yurasumy

 https://t.me/Mikle1On/

Спасибо всем за поддержку