Новости

Клановый капитализм: как правящий класс удерживает власть на Украине

Украинская система кланового капитализма отражает отсутствие сильного государства и устойчивые отношения между крупным бизнесом и политическим классом страны, который ставит свои интересы выше интересов общества. Об этом пишет аналитик британского аналитического центра Chatham House Джон Лок.

Для анализа украинских реалий в политической и экономической сферах британский эксперт использует слово «systema».

«Украина олицетворяет то, что некоторые социологи называют «порядком ограниченного доступа», когда правящий класс искусственно ограничивает политическую и экономическую конкуренцию, чтобы накопить богатство и защитить себя»,

— отмечает он.

Лок считает, что системе удается быть самодостаточной, потому что она сохраняет барьер для попадания в политику на высшем уровне:

«Отчасти это связано с тем, что украинская политика представляет собой соревнование денег, а не идей. Например, без ограничения финансирования избирательной кампании на президентских выборах 2019 года могли участвовать только политические деятели с высоким уровнем денежной поддержки».

Аналитик выделил четыре столпа, которые поддерживают «систему» в Украине и обеспечивают ее стабильность:

  • Глубокое проникновение в процессы принятия государственных решений через высших должностных лиц, которые отстаивают интересы крупного бизнеса и извлекают выгоду из этих связей.
  • Влияние на законодательный процесс, в том числе через финансовую поддержку депутатов, которые либо имеют прямые деловые интересы, либо могут косвенно получить выгоду через поддержку бизнес-интересов других лиц.
  • Влияние на судебные и правоохранительные органы через назначения лояльных лиц, а также взятки и другие стимулы для защиты интересов «системы».
  • Управление средствами массовой информации, которые предоставляют платформу отдельным политикам для развития их карьеры, а крупному бизнесу помогают сформировать общественное мнение в пользу «системы», атакуя тех, кто стоит на ее пути.

По его мнению, демонтаж сложившейся системы потребует сочетания глубоких структурных реформ, превентивных и репрессивных мер по сдерживанию коррупции, а также гражданской активности для привлечения к ответственности политиков, должностных лиц и владельцев бизнеса.

realtribune