Новости

Книга «Новый крестовый поход. Украина в крови». ч.6 Партнеры и спонсоры УКУ в 2010 – 2013 годах

Это часть книги, которую я создавал на протяжении нескольких лет, собирая материалы о роли Католической церкви в протестных движениях и госпереворотах в наше время. В книге детальнейшим образом описано как проходила организация Майдана на Украине, в Гонконге, о протестной деятельности в Бразилии, Никарагуа, России и некоторых других странах. Аналогов данной книге на данный момент я нигде не встречал, поэтому книга по-своему уникальна. Ввиду того, что книга задумывалась как дар Православной Церкви и обществу, который имеет целью поднять к обсуждению возникающие проблемы взращивания в религиозной среде радикализма и терроризма, я решил каждый день публиковать на своей странице несколько глав этой книги, а когда все главы будут опубликованы, выложу ссылку для скачивания всей книги.

_____________________________

Партнеры и спонсоры УКУ в 2010 – 2013 годах

В дальнейшем будет сказано о серьезной роли Украинского Католического Университета в организации Майдана. Чтобы читатель правильно понял, о чем идет речь, хотел бы сразу отметить, что УКУ - это не семинария, где изучают только богословские науки. На базе Университета работает целый ряд факультетов: исторический, гуманитарный, факультет журналистики и другие.

Говоря об официальных партнерах Украинского католического университета, пожалуй, следовало бы отметить один момент, который, по моему мнению, сыграл важную роль в дальнейшем развитии структуры. От имени УКУ в США действует фонд UCEF (Ukrainian Catholic Education Foundation), который занимается сбором средств и обеспечивает до 50% всех сборов этого учебного заведения. В 2010 году в этот фонд на должность директора по программам и связям с общественностью была принята Марта Коломиец, имевшая богатый опыт работы в фондах, связанных с Госдепом США. После этого назначения в списке партнеров университета появились фонды, которые финансируются властями США и согласно публичным данным принимали участие в финансировании оппозиционных организаций в разных странах мира.

В ректорском годовом отчете УКУ за 2010 – 2011 учебный год[1] упоминается, что среди фондов – партнеров УКУ (преимущественно американских) появился NED USA (National Endowment for Democracy) —– Национальный фонд в поддержку демократии, финансируемый конгрессом США. Как сообщается на официальной странице этой организации, фонд финансировал оппозиционные движения «Солидарность» в Польше, «Хартия-77» в Чехословакии и «Отпор» в Сербии[2 и здесь]. Кроме того, там же в списке партнеров находим программу академических обменов имени Фулбрайта (финансируемую Госдепом США[3]) и IREX – некоммерческую организацию, которая базируется в Вашингтоне. С 2002 года IREX администрирует проект Госдепа США – международную программу студенческого обмена в Евразии и Центральной Азии (Global UGRAD).

Также среди партнеров УКУ числится фонд «Возрождение», принадлежащий Джорджу Соросу, а также целый ряд фондов из Германии (в частности, фонд Конрада Аденауэра, который близок к немецкой правящей партии ХДС), Нидерландов, Франции и Великобритании.

В ректорском отчете за 2011-2012 год[4] в списке фондов, сотрудничающих с УКУ, не произошло существенных изменений. Добавился лишь один фонд, который стоит на первом месте – USAID, центральный орган государственного управления США для оказания помощи за рубежом. Администратор агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия Сената и координируются госсекретарем США. Фонд, среди прочего, известен многими попытками вмешательства во внутреннюю политику ряда стран, а некоторые американские исследователи указывали, что ранее «агенты ЦРУ часто действовали за границей под прикрытием» данного фонда[5].

Особенностью ректорского отчета за 2012 – 2013 учебный год[6] стало то, что из списка пропал USAID, зато появился фонд Ротшильдов. Это особенно интересно в свете обнародованной накануне Майдана информации, что Ротшильды скупали долги Украины[7]. Также известно, что Ротшильды имеют влияние на постмайданную власть на Украине – так, ведением бизнеса бывшего президента Украины Петра Порошенко занималась именно фирма Rothshild. Все это говорит об определенных геополитических амбициях Ротшильдов и о том, что проникновение в УКУ имело целью далеко не только просвещение, тем более, что фонд Ротшильдов указан не в списке «Академические партнеры», а в группе «Партнеры по развитию гражданского общества».

Нужно отметить, что на базе УКУ функционирует ряд структур, которые занимаются вопросами «развития гражданского общества». В числе последних Институт лидерства и управления. Свою миссию это заведение обозначило как «формировать и усиливать гражданское общество»[8], а финансирование получает из фондов USAID, NED USA и некоторых других[9].

Кроме участия американских фондов в финансировании УКУ, в управление этого учебного заведения после Майдана 2004 года внедрялись госслужащие США. Так, с подачи экс-главы УГКЦ американца Любомира Гузара сенатором УКУ в 2007 году стал вице-президент американской госкорпорации Millennium Challenge Corporation Иван Гевко[10], который одновременно являлся генеральным секретарем и исполнительным директором ассоциации Rotary International и фонда Rotary.

Иван Гевко и выпускники УКУ

В списке сенаторов потом оказалась и давняя подруга Екатерины Ющенко, бывший госчиновник США Наталья Яресько, которая до сих пор числится в списке попечительского совета Львовской бизнес-школы (LvBS), функционирующей на базе УКУ[11].

Вообще же, помимо крупных фондов, УКУ поддерживали и поддерживают отдельные лица, бизнесмены и олигархи. Ситуация касательно специфических отношений с ними наиболее ярко проявилась в период после 2010 года, когда Янукович пришел к власти.

Видимо, проанализировав ситуацию с президентскими выборами на Украине 2010 года, США и их союзники увидели, что даже на Западной Украине их позиции уже не так сильны: если в период «оранжевого Майдана» Украина голосовала согласно территориальной принадлежности – Западная против Восточной, то к 2010 году Янукович сумел нарастить поддержку в том числе и на Западной Украине. Проамериканские силы стали действовать по принципу, который озвучил мэр Днепра (бывшего Днепропетровска) Борис Филатов – когда шли процессы подавления антимайданных настроений, он заявил: «Дадим мразям любые обещания. Вешать будем потом»[12].

Глава УКУ Борис Гудзяк начал активную работу с Дмитрием Фирташом и некоторыми другими влиятельными людьми. Фирташ поддерживал Януковича на выборах 2010 года[13] и был одним из главных спонсоров Партии регионов. Кроме того, он являлся главой Федерации работодателей Украины, а согласно некоторым соцопросам, которые проводились во Львовской области, еще и самым авторитетным региональным гражданским деятелем[14].

В 2011 году, несмотря на критику заокеанских спонсоров, которые являлись основными донорами УКУ, Гудзяк начал налаживать отношения с Фирташем, а последний в свою очередь начал делать крупные пожертвования в пользу УКУ[15]. Далее Фирташ становится одним из самых крупных его спонсоров – известно, что только на строительство корпусов университета он пожертвовал 4,5 миллиона долларов[16]. Это вызвало бурную критику в религиозных кругах, поскольку университет, как заведение, связанное с церковью, позиционировал себя как учреждение, которое отказывается иметь дела с людьми со скандальной или коррупционной репутацией. Что же касается Фирташа, то уже тогда в СМИ неоднократно писали, что сайт «Викиликс» обнародовал ряд заявлений касательно этого бизнесмена, после чего многие воспринимали его как «синоним коррупции и олигархических связей с криминальным миром»[17].

Но все это не смутило Гудзяка. Он не только принял деньги от бизнесмена, но и начал посещать вместе с ним разные мероприятия даже тогда, когда те не были связаны с церковной и университетской жизнью. А его поездка на предприятия Фирташа, где Гудзяк лично освящал ему теплицы, вызвала крайне негативную реакцию. И даже некоторые друзья Гудзяка, выступающие за моральные принципы, прекратили с ним общение[18].

Нужно отметить, что в руководстве УГКЦ и РКЦ не только не критиковали связи УКУ с Фирташом, но, возможно, даже одобряли их, так как вскоре после освящения теплиц и привлечения Фирташа в УКУ Ватикан решил, что Борис Гудзяк достоин стать епископом. 21 июля 2012 года он был назначен титулярным епископом Каркабии и апостольским экзархом УГКЦ во Франции[19]. А бывший глава УГКЦ Любомир Гузар, как упоминает официальный сайт УКУ, заявил, что возблагодарил Господа, когда услышал, что у этого учебного заведения появился такой спонсор[20]. В августе того же года Гудзяк упомянул, что был бы не против, чтобы и другой крупный олигарх – Ринат Ахметов – также финансировал его заведение[21].

Но возвращаясь к Фирташу, нужно отметить, что в тот период многие не понимали, почему крупный олигарх из лагеря Януковича вдруг начал спонсировать заведение, которое враждебно относится к президенту. Во-первых, как мне кажется, козырем УКУ была как раз созданная при университете Бизнес-школа, которая объединяла многих представителей среднего и крупного бизнеса. Кроме того, университет обладал связями со многими политиками и западными фондами, что, безусловно, было интересно ряду крупных бизнесменов и олигархов. И как увидим далее, Фирташ начал использовать УКУ как площадку для деловых отношений. Во-вторых, если учесть, что уже в тот период из среды УГКЦ и УКУ звучали фразы о будущей жертве в обществе, смене власти и так далее, то можно предположить, что для Фирташа это было предложение инвестировать свои деньги, связи и возможности в свержение власти с целью получения прибыли после реализации проекта. Конечно, это всего лишь предположение, возникающее в результате попыток проанализировать взаимосвязь между этим олигархом и УКУ, но оно вполне вероятно, ведь некоторые крупные представители бизнеса прямо говорят, что, по их мнению, Фирташ был одним из главных олигархов, которые стояли за процессами свержения власти Януковича[22].

Чтобы как-то примирить представителей университета и его спонсоров с Фирташем, Гудзяк приглашает его выступить с лекцией в конце марта 2012 года. На официальном сайте Дмитрия Фирташа в записи, посвященной этому событию, упоминается комментарий директора Бизнес-школы УКУ: «Лекция Дмитрия Фирташа состоялась в контексте встреч с известными украинскими и иностранными владельцами бизнеса и топ-менеджерами, которые уже несколько лет подряд проводит Бизнес-школа»[23]. То есть Фирташу с его предприятиями и капиталом, скорее всего, предложили площадку и помощь для выхода на разных иностранных представителей бизнеса в обмен на поддержку прозападных проектов.

В том же 2012 году Фирташ отказывается поддерживать Януковича, делая ставку на будущих лидеров оппозиции на Майдане – на Кличко и Порошенко[24]. Более того, спустя некоторое время в ходе суда он прямо заявил, что поддерживал этих оппозиционеров и участвовал в тех процессах, которые привели Порошенко к президентскому креслу, а Кличко – на пост мэра Киева. По словам этого олигарха, он лично устраивал им встречу после свержения Януковича в Вене, где обсуждались дальнейшие действия[25].

Вся эта ситуация лишний раз показала, что именно УКУ оказался связующим звеном в организации госпереворота. В этом свете становится более понятно, для чего США, их союзникам и УКУ нужно было иметь в своих рядах такого влиятельного человека, и ради чего Гудзяк, переступив через критику своих сторонников, лично ходил освящать теплицы олигарху со скандальной репутацией.

Однако после того, как Фирташ поддержал УКУ и те процессы, которые развивало это учебное заведение, а власть Януковича на Украине была свергнута в пользу прозападных ставленников, руководство этого учебного заведения сразу вспомнило, что Фирташ является неудобным партнером, а власти США – о коррупции и скандалах. 22 февраля 2014 года Янукович бежал из страны, а уже 13 марта Фирташа арестовали в Австрии «по запросу ФБР в связи с многолетним расследованием по подозрению в причастности к созданию организованной преступной группы». Сам же Фирташ сразу заявил, что его арест имеет яркий политический окрас.

Гудзяк и его окружение после этого пытались как можно скорее забыть бывшего своего благодетеля и больше не вспосссссссссссминать о нем. Последнее упоминание о Фирташе на сайте УКУ было почти сразу после его ареста. Так, 3 апреля 2014 года на сайте УКУ появилась запись под названием «Кубив оставил себе золотой батон Арбузова», где говорилось, что бывший глава Нацбанка Украины Арбузов на бюджетные деньги создал современный телеканал, который освещал деятельность НБУ. После свержения Януковича новый глава НБУ заявил, что поддержит деятельность канала, несмотря на сложную ситуацию в стране. Именно это и вызвало гнев представителей УКУ, поскольку этот канал обслуживает и предприятие «Зеонбуд», в котором участвует Фирташ: «Арбузовская прихоть уже сожрала полтораста миллионов гривен бюджетных денег. Кроме бюджетного финансирования, этот канал еще и занимает место в цифровом мультиплексе, за которое платит ахметовско-фирташевскому «Зеонбуду» несколько миллионов гривен в год»[27].

Не менее красноречиво о стремлении уничтожить бизнесмена со стороны США говорит название одной из статей журнала «Форбс», где Фирташ назван самым разыскиваемым олигархом[28]. Так и сбылось на Фирташе то, что озвучил Борис Филатов: «Дадим мразям любые обещания. Вешать будем потом» (хотел бы оговориться, что не считаю Дмитрия Фирташа мразью и привел это выражение лишь для того, чтобы показать отношение деятелей Запада к тем, кому они противостоят и пытаются переманить на свою сторону).

Возможно, известному бизнесмену еще удастся как-то защитить свои права и свой бизнес, который подвергается сейчас давлению, но сама ситуация оказалась весьма показательной. Как США поступили с Фирташем, так же Запад поступил и с Януковичем, пообещав ему поддержку в диалоге с оппозицией в феврале 2014 года и забыв о своих подписях сразу после его бегства. Так политики некоторых западных стран поступали и с другими, кто стоял у них на пути. Привычка забывать обещания и жить двойными стандартами стала нормой для некоторых католических деятелей и дипломатов ряда стран. Но ситуация с Фирташем особенна тем, что была уж очень откровенно перемешана с деятельностью католических структур, которым он пытался покровительствовать.

Александр Вознесенский