Новости

Кочевники — древние и «новые». Мигранты Украины и мира: вчера, сегодня, завтра

«МЁРТВЫЕ И БЕГЛЫЕ ДУШИ...»

Кризис с беженцами на польско-белорусской границе, совершенно естественно, аукнулся и в Украине. Одни, поддерживаемые официально, готовятся истреблять «мигрантов». Другие тихо молятся об исцелении от патриотического безумия.

А между тем современная Украина давно уже — страна мигрантов. Но именно «по-украински», не как США, Канада или Аргентина. По-своему.

С одной стороны, более миллиона беженцев от военных действий на Юго-Востоке. С другой стороны, по всему миру находится несколько миллионов беженцев с Украины, бежавших от экономической катастрофы «в тылу»...

С одной стороны, всё увеличиваются смертность и заболеваемость. С другой стороны, миллионы жителей Украины ограничены в разного рода правах, как, например, крымчане и жители Донбасса. А с третьей стороны — точная цифра убыли населения за последние годы никому неизвестна, ввиду явной устарелости данных последней переписи населения (почти 20 лет назад) и отказа от проведения переписи.

Но, с четвёртой стороны, и это парадоксально, вышеупомянутые, притом абсолютно реальные факты почти никак не отразились на реестрах избирателей и числе принимающих участие в выборах.

Что заставляет относиться к результатам таких выборов, как бы выразиться, вполне индифферентно.

«ЗАЧЕМ ПРОХОДИЛИ ТУТ СТАДА КОЧЕВЫХ ПЛЕМЁН»?

Притом вопросы «миграций» для украинской истории не новы.

Большую часть писаной истории Украины и Донбасса занимает история народов кочевых. Какую часть? Около 5200 лет! Примерно с IV тыс. лет до н. э. до 1860-х годов. Но об этих народах мы почти ничего не знаем. И, в общем-то, зря. Потому что кое в чем это тоже достаточно «интересная история».

«В пыли у стен её лежат сарматы, скифы, гунны, венды» — писал о родном древнем городе, возрастом более 2500 лет, поэт Максимилиан Волошин. За это время через Украину, Крым и Донбасс прошло много кочевых народов. И было в них как что-то общее, так и различия. Что общее? И кто такие кочевники? Согласно энциклопедическим справочникам, «кочевые народы (кочевники) — мигрирующие народы, живущие за счёт, как правило, скотоводства». Однако некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как морские кочевники в юго-восточной Азии, рыболовством. А в новое время кочевые цыгане, ирландские путешественники или ениши — прирейнские «белые цыгане» заняты в основном ремеслом, торговлей и оказанием разного рода специфических услуг.

Насчет происхождения кочевого образа жизни ученые спорят — одни считают его изначально отсталым, экстенсивным, другие обращают внимание на освоение кочевниками непригодных для оседлой жизни земель. Ещё 300 лет назад была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество возникло как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения. Эти люди были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие взгляды.

Не менее спорен вопрос времени. Часть ученых склонны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в V тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже одомашнивание лошади (Украина, IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе к настоящему кочевничеству. По мнению этих ученых переход к нему произошёл не ранее рубежа II и I тыс. до н. э. на территории нынешней южной Украины.

Главными признаками кочевого образа жизни являются экстенсивное скотоводство как коренной вид хозяйственной деятельности; периодические перекочевки большей части населения и скота; особая материальная культура и мировоззрение степных обществ. Основной пищей кочевников были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, гололед (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить кочевников всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, кочевники вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенный тип жилищ — разборные, легко переносимые юрта, палатка или шатер. Домашняя утварь у кочевников как правило, весьма скромна. Посуда, например, чаще всего делается из небьющихся материалов (дерева, кожи). Одежда и обувь изготовляются, как правило, из кожи, шерсти и меха. Для кухни характерно большое количество блюд, могущих долго сохраняться (сухой творог, вяленое мясо). Большое количество лошадей или верблюдов и хорошие навыки верховой езды давали кочевникам значительные преимущества в военном деле. Но кочевники никогда не существовали изолированно от оседлого мира. Наоборот, они почти всегда нуждались в продукции земледелия и ремесла. Притом земледельцы были менее заинтересованы в торговых контактах. Всякое земледельческое хозяйство как правило, комплексное, т. е. использующее домашних животных. В том числе и тех, которых разводили кочевники.

Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое, связанное с движением, восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. Но, кроме более или менее привлекательных черт — еще и воинственность, агрессивность, презрение (и зависть) к «чужим». Расцвет кочевничества в прошлом связан с периодом возникновения «кочевых империй» — Гуннской, Тюркской, Монгольской и др.

Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, половцы, монголы и др.). Через гуннов устанавливаются первые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль в истории сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в ходе этих процессов в Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией».

ТАК В ЧЁМ ЖЕ СЕКРЕТ?

Секрет чего — спросите Вы? Длительности существования и устойчивости кочевых обществ. Их противостояния огромным армиям земледельческих государств. Монголов было менее 1 млн. человек, но они покорили страны с населением в сотни раз больше! Да, экономика кочевников по сравнению с экономикой оседлых народов слаба! Но всякое преимущество почти всегда и недостаток. Кочевой образ жизни препятствует накоплению материальных ценностей и развитию культуры? Да! Но при крупных катастрофах (засухи и т. п.) кочевники быстрее покидают «зоны бедствия». Разделение труда у кочевников как правило, неразвито. Зато почти все мужчины (а зачастую и женщины) имеют навыки военного дела. Кочевники часто являлись государствообразующими народами. В этой связи для нас интересны тюрки, создавшие первое евразийское трансконтинентальное государство — Тюркский каганат. Его отдаленным, но полноправным наследником (т. к. располагается на значительной части территории Каганата) является нынешняя Российская Федерация. Тюркская держава в VI — VII в. н. э. простиралась от Жёлтого до Чёрного моря, включая и земли нынешнего Донбасса. Тюркскому кагану платили дань самые развитые и богатые государства тогдашнего мира — Восточная Римская империя (Византия), Иран и Китай.

СУДЬБА КОЧЕВЫХ ПЛЕМЁН...

Кочевники далеко не всегда были только завоевателями и грабителями оседлого населения. Точно также и последнее далеко не всегда было безответной жертвой «степных хищников». Кочевники тоже сделали вклад в копилку достижений человечества. Например, средневековые европейские рыцарские войска, их вооружение и военные традиции, сам образ жизни во многом являются заимствованием от кочевых народов.

Но с началом Нового Времени (около 500 лет назад) кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы как подчиненная сторона. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные культурные и экономические процессы. В ХХ в. в социалистических странах пытались провести насильственную коллективизацию и «осаживание» кочевников, что закончилось, во многом, неудачно. После распада социалистической системы во многих странах произошла «обратная номадизация», возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников тоже происходят очень болезненно, сопровождаясь разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В Нигере, Сомали, Мавритании кочевники-скотоводы составляют большую часть населения. К современным кочевым народам относятся: австралийские аборигены, бедуины, масаи, пигмеи, туареги, монголы, тибетцы, саамы, эвенки и др.

СТЕПЬ ХАЙХАТ...

Так вышло, что земли южной Украины, Донбасса и Крыма, где, согласно научным теориям, впервые зародилось кочевничество, стали ареной и последнего на территории Европы военного столкновения кочевников и оседлых земледельцев. Крымское ханство, располагаясь на территориях Северного Причерноморья, Крыма, Приазовья, кубанских степей, было последним осколком Золотой Орды.

А вот как начиналась сама Орда: «В лето 6732 (1223г.)... Того же года пришли народ незнаемый, безбожные агаряне... Они называются татара, кланяются солнцу, луне и огню. Некоторые между ним зовуться таурмени, иние комани, иные монги». В битве на Калке между объединенными силами русских княжеств и половцев потерпели поражение от татар. «На сем бою побито князей русских: Святослав каневский, Изяслав Игоревич северский, Юрий несвижский, Святослав шумский, Мстислав Всеволодич черниговский и сын его Василько, Ярослав неговорский, а рати более 70 тысяч».

Но в 1480 г. пришёл конец и самой Орде. После «стояния на Угре», где войско Великого Князя Московского и Всея Руси Ивана III отразило татар хана Ахмата, к ордынцам пришла новая война. «И приидоша нагаи, иже реченныя мангиты, по московском воинстве и тии тако же остатки ординския погубиша и юрт царев разориша и цариц его побиша, встречу царю Ахмату поидоша. И преплыша Волгу, и сошедшася с ним в поле чисте внезапу и много бившеся с ним, и одолеша. И падоша ту воя его вся. Ту же и самого царя доехав уби шурин его Яньгурчей мурза. И на костех вострубиша. И тако скончашеся цари Ординстие, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия орды Златыя»- пишет автор «Казанской истории»..

Но кто были сами «нагаи-мангиты»? Н. Борисов, один из самых знающих ученых, изучавших данный период, говорит: «Это странное кочевое сообщество, не имевшее ни городов, ни постоянных районов обитания, подобно Агасферу, вечно скиталось по степям от Иртыша до Волги. Верные памяти своего родоначальника — мятежного темника Ногая, павшего в бою в 1300 г., ногайские вожди держались особняком. При случае ногайцы равнодушно уничтожали какого-нибудь ослабевшего „царя“ или перешедшего им дорогу царевича. Эта участь была суждена и вернувшемуся с Угры Ахмату. Не спасло его и родство с ногайской знатью по линии жены».

В следующем столетии ногайцы, переселившись во множестве в южноукраинские степи, составили значительную часть населения Крымского ханства. В это время донецкая степь называется «Диким Полем», Ногайской степью, или, в восточных источниках «степью Хайхат». Пользуясь поддержкой Турецкой империи, татары и ногайцы совершали тысячекилометровые переходы и вторгались в чужие земли. Их жертвами были владения польской Речи Посполитой, которой тогда принадлежала большая часть нынешней Украины, Государства Московского (Российской империи) и других стран. Население этих земель уводилось в рабство. По самым приблизительным оценкам историков, жертвами набегов стали миллионы украинцев, поляков, русских. Во всяком случае, рабов — славян, молдаван, литовцев было продано в Крыму более миллиона. После присоединения Крыма к России ногаи сами подверглись притеснениям. Слишком много было желающих стать собственниками здешних земель! Не выдержав совместной жизни со вчерашними врагами, они, добровольно и вынужденно, в течение нескольких десятков лет — до 1864 г. — переселились в Турцию, а часть — в прикаспийские степи Дагестана. Сейчас в Российской Федерации насчитывается, по последним данным, 100 тыс. ногайцев. Приморск, расположенный в Запорожской области, до недавнего времени назывался Ногайском. Курортный Бердянск звался изначально Новоногайском. В гербе его — белая кочевая кибитка...

НУ И ЧТО?

Дочитавшие эту статью до конца получат новую (для некоторых), и, м. б., интересную (немногим) информацию. Но наш прагматический (от др. греч. «прагма», т. е. «польза» век предпочитает всему, естественно, пользу. Чем же информация о кочевниках может быть более или менее полезна? И кому? Да всем нам. Потому что мы все можем стать кочевниками. А некоторые уже ими стали. Но — по-разному. Во-первых, Украина, будучи до второго майдана среднеарифметической страной, нынче находится и в «первой пятерке». Но каких стран? Стран — приютов мигрантов. Да, и в этом отношении она позади США и России. Тем не менее, миллионы иностранцев по своей воле или в силу обстоятельств пребывают здесь. Во-вторых, многие украинцы (независимо от национальности) были вынуждены, так или иначе, «откочевать» из здешних «палестин» или переместиться внутри Украины в поисках работы или по иным мотивам.

В-третьих, среди многих «мин» внутренней и внешней политики, экс-президент Ющенко оставил официальное упоминание о «геноциде ногайцев». Ногайцы, как мы помним, выселились из наших степей в Турцию, где ассимилировались. Тем не менее, формально ногайцы (или их потомки) имеют достаточный повод говорить о правах и компенсациях. А турецкие власти, болезненно переживая любой намек на геноцид армян, будут вовсе не против хоть временного отвлечения международного внимания от «армянского вопроса».

Ну, и в-четвертых. Так называемая «глобализация» все более и более стимулирует перемещение людских масс, капиталов и товаров. Осмысленное? Не всегда. Полезное? Кому как. Выгодно ли было разрушать свеклосахарную, судостроительную, угольную и другие отрасли промышленности Украины, лишив заработка сотни тысяч людей, уничтожив громадные материальные ценности?

Но кому-то это было выгодно. А вам?

Жак Аттали, бывший глава Всемирного Банка, много писал о «новых кочевниках», которые, владея компьютером, снабженным всеми дополнительными аксессуарами (усовершенствованной связью и т. д.) будут вечно двигаться по Земле, переселяясь из гостиницы в гостиницу. Вечно вперед, но — по кругу, как собака за хвостом. «Новые номады» совершенно лишены и тех немногих положительных черт, которые отмечали древние и средневековые авторы в кочевниках тех времен. Общаясь с одним из представителей «племени, младого, незнакомого», которая неоднократно «откочевывала» в Турцию, мы не без удивления отметили один факт. Какой? Малый, но достаточно характерный. Опрашиваемый индивид был искренне уверен, что «в Турции железных дорог нет»... Ему не мог прийти в голову простой довод: то, что он не видел, не обязательно отсутствует! И того, что такое государство, как Турция, площадью почти 1 млн. кв. км., находящееся на пересечении международных путей, без железных дорог в нынешнем веке представить трудно. Это и есть уровень восприятия не всех, но многих, «новых кочевников».

С другой стороны, экономические и социальные катаклизмы последнего десятилетия вызвали совершенно другой поток «новых кочевников», кочевников поневоле, весьма отличающихся от вышеописанных «людей-мотыльков».

«Покроет ли сия саранча Землю», как предсказывали некоторые средневековые авторы перед нашествием монголов? Иначе — выдержат ли мировая экономика и экология всех этих «любителей путешествий и экскурсий»? Вот ещё одна проблема, вставшая недавно перед человечеством. Ресурсы Земли, в любом случае, ограничены! А настоящее раздолье для «кочевников» начнется после освоения космического пространства, притом достаточно дешёвыми способами. Создание поселений в Космосе или на других планетах Солнечной системы, экономически эффективных — вот истинная база для «кочевого образа жизни». Впрочем, тогда встанет ещё один вопрос: а ждет ли «этих людей» Космос? Людей, последовательно испортивших свои город, страну, континент и планету? Ответ на последний вопрос даст только одно время. Если оно ещё будет.

Евгений Коваль (Украина)