Новости

Когда кончится Украина?

— Можно я отсюда уйду? У меня уважительная причина. — Какая? — Я не хочу здесь быть.

В одном из интервью последних лет Борис Гройс говорил, что студенты часто задают ему вопрос: «Когда кончится Китай?», на что философу неизменно приходится отвечать: «Никогда». Речь шла, разумеется, о медиафеномене Китая, о постоянном выныривании Китая то тут то там на разных меридианах и параллелях мировой медиасферы, о его неизбежном присутствии в любой актуальной медиаповестке всех прошедших и, очевидно, всех будущих лет. Да, Китай давно уже надоел всем до чёртиков. Но он не кончится никогда, ведь о нём так много говорят.

В реальности, перекачанной в виртуальность, существует лишь то, о чём всегда говорят. И Китай тут — непобедимый чемпион в тяжёлом весе. Многие хотели бы быть как Китай. Например, Украина. Тем более что для украинской государственности непрерывный сёрфинг по гребням медиаволн является не только маркером виртуальной популярности, но и необходимым и достаточным залогом реального финансового обеспечения. Ведь в отличие от Китая, украинское государство упорно не желает быть финансово независимым. Несмотря на провозглашённую тридцать лет назад «незалежність».

С тех пор как в середине девяностых советские научно-исследовательские суда были проданы Украиной на металлолом за копейки, украинское государство не придумало лучшего способа валютного заработка, чем эксплуатация газовых труб и скважин, а также выклянчивание кредитов у МВФ. И оба варианта не жизнеспособны без регулярного хайпа. Поэтому Украина так старательно старается быть на слуху. Но, в отличие от Китая, пиар по-украински — это не глобальный ужас, а глобальное шутовство. Ведь ужас самодостаточен и произволен, а шутовство предсказуемо зависит от подачек с царского стола, которым для современной Украины давно уже стал коллективный Запад. 

Медийное шутовство украинской государственности превращает даже абсолютного чемпиона мира по боксу украинца Александра Усика в опосредованного скомороха. Ведь невозможно быть патриотом в непатриотичной стране, где чемпионы объявлены ватниками, соседи — агрессорами, партнёры — предателями, а население — 75%. Только ЛОМы тут всё еще держат удар. Но «Духовній наглядъ Уркаїни» рано или поздно доберётся и до них. 

Как известно, 2014-й год мобилизовал Украину. С тех пор многие украинские граждане так и не вернулись с войны с собственным мозгом. Ведь прорубить в мозгу туземца «окно в Европу» — значит застолбить единственно верную линию партии и правительства неолиберального Запада и тем самым обеспечить себе безналоговый рай под крылом обратного карго-культа. Аборигены не особо чувствительны к скрытому смыслу, но рукоплещут значительным интонациям.

Именно так руководил страной пятый президент Украины Пётр Порошенко. Но он был серьёзен. Как-то даже слишком серьёзен. Стал забывать сдавать джокера в прикуп. Перестал ставить на карту гротеска. И проиграл. С тех пор главным украинским скоморохом, причём не опосредованным, а самым что ни на есть непосредственным, является нынешний президент Украины Владимир Зеленский. Ни у кого на этом посту не получалось смешнее, чем у него. 

Взять хотя бы выступление на последней, 76-й Генассамблее ООН. В принципе, Зеленскому было бы достаточно одного только тезиса про «Украину-страну-основательницу-ООН», которая никогда не спит. Почти Лас-Вегас — но без джекпота. А всё потому, что в то время, как Украина, которая никогда не спит, помогает всем вокруг, все эти вокруг игнорируют «Крымскую платформу». «Совсем оборзели!» — вполне мог бы завершить эту эскападу шестой президент Украины. И, возможно, даже снискал бы громкие и продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. Ведь придворных шутов держат у стола как раз ради их шуточек. Пусть даже и хамских. Но Зеленскому, очевидно, всего этого показалось мало, поэтому на 12-й минуте выступления он ни с того ни с сего стал косплеить президента России Владимира Путина. И снова было смешно. Хотя, как известно, смеётся тот, кто смеётся последним.

Ведь Западу, похоже, стал приедаться избыточный комизм украинской медийной картинки. Президент США Джо Байден уже не включил Украину в список переговорных тем с Россией, Германия по-прежнему лоббирует «Северный поток — 2», и даже маленькая, но действительно очень независимая Венгрия плевать хотела на «национальные интересы Украины», заключив прямой договор с «Газпромом» на поставку российского газа в обход ГТС Украины.

Разумеется, в рукавах украинских политиков остались ещё козыри юмора и смеха. Например, новые лица «Нафтогаза» и старые песни о честной добыче газе. Но эти шутки точно до добра не доведут, ведь после перехвата миллиардно-долларового контроля над «Нафтогазом» командой Зеленского Госдеп США уже не смеётся, а вполне ожидаемо хмурит брови. 

Да, можно ещё водить виртуальный «Шутовской хоровод» с Прокуратурою Автономної Республіки Крим та міста Севастополя, заявляя о наложении ареста на сотни самолётов и десятки морских судов, которые «здійснювали регулярні пасажирські та інші перевезення до окупованого півострова, порушуючи норми міжнародного права та законодавства України». Но в этом театре абсурда куда более эффектно выглядит обыкновенный телепрогноз погоды «В тимчасово окупованому Криму...» 

А в реальности, если вы сами не клоун на грантах, вы рано или поздно устанете жить в украинском цирке. Ведь чтобы быть в резонансе с апокалипсисом, нужно обладать собственным чувством чёрного юмора, непотопляемым даже в Чёрном море. Но только ради чего?

Чем дальше, тем отчётливей мы понимаем, что такая Украина не кончится никогда. Вероятно, в ближайшее время случится третий украинский майдан по расписанию, произойдёт очередной госпереворот и далее — по накатанному скандальному сценарному плану, с незначительными импровизациями на темы национализма, борьбы с коррупцией, военной агрессии и гражданской войны. Такая Украина не кончится никогда. Во всяком случае, на нашем веку. А потому мы не хотим в неё возвращаться. 

Лариса Осипенко  (Украина)