Новости

Когда прекратится вражда между Украиной и Россией

Рассматривать вооружённый конфликт на Донбассе и, шире, украино-российскую военно-политическую конфронтацию правильно именно с цивилизационных позиций.

Окончание советской эпохи

До 2013 года в украинской публицистике часто встречалось выражение «утилизация советского наследства». Под этим термином экономисты и публицисты подразумевали конец импульса развития, доставшегося Украине от советской экономики, окончательную приватизацию прибыльных предприятий и сфер, сдачу на металлолом всех прочих, добивание старых систем жизнеобеспечения и т.п. В общем – окончание жизни на советском жирке.

Но прогнозисты усматривали в этом и хорошее. Мол, должно было начаться что-то своё, новое. Хотя, может быть, не такое развитое. Раздел наследия СССР должен был завершиться по одним прогнозам – миром после короткого периода олигархических конфликтов. По другим – страна погружалась в кровавый хаос войны всех против всех.

Такие предсказания сбылись частично. Советское экономическое наследство попилили, хотя ещё есть заповедники в виде условно не приватизированных транспорта, энергетики, ОПК. Олигархические конфликты и правда стали не такими острыми, после того, как Пётр Порошенко официально был назначен главным олигархом страны. Случился и кровавый передел власти, а затем началась война.

Однако общий апокалипсис не наступил. Хаос оказался вполне управляемым. И многие чувствуют себя в нём, как рыбы в воде.

Продолжилась и утилизация советского наследства. Теперь она перешла из экономики в гуманитарную и социальную сферы. Добивают остатки советской культуры, образования, пенсионного и медицинского обеспечения.

Причём происходит это по всему постсоветскому пространству. Где быстрее, где медленнее.

Кто за что воюет

Мало кто на постсоветском пространстве правильно оценивает украино-российскую военно-политическую конфронтацию.

Для политических украинцев это – война с российским агрессором. По форме с их позиции вроде бы и так, но война выходит какая-то странная. Освобождать потерянные территории украинцы не спешат, но и передышку, чтобы накопить силы для решительной битвы с агрессором, не делают. Зачем им война ради войны будет сказано ниже.

Политические россияне полагают, что Запад в лице коварного госдепа использует Украину как инструмент в борьбе с РФ за мировое лидерство. Использовать-то использует, но мировая борьба – это слишком. В глобальном смысле современная Россия опасна Западу разве что своим ядерным оружием. Да и то – у злокозненного госдепа есть большие сомнения, что российское руководство решится его применить даже при крайней необходимости.

Наконец, люди по обе стороны границы, сохранившие советский менталитет, считают, что идёт чуть ли не Отечественная война наследников Победы с наследниками нацистов. Это, пожалуй, самое мифическое объяснение. К актуальной политике оно не имеет отношения. Нынешняя РФ в идейном и, в меньшей мере, политическом смысле – это отрицание СССР, а не его наследница.

Да и сторонники традиционного украинского национализма галицко-бандеровского толка уже не играют на Украине основной роли. «Правый сектор» и «Свобода» пасут задних и мало участвуют в общественно-политической жизни. Из радикальных движений на первое место выходят неонацисты вроде «Азова» и С14.

Но и они не самые многочисленные русофобы. Ненависть к России в последние годы распространилась в широких слоях украинского общества. Среди простых обывателей, чиновников, бизнесменов, военных, полицейских и т.д. Причём многие из таких людей тоже гордятся победой своих предков над нацизмом.

В особом положении оказались жители неподконтрольных Украине территорий – ЛДНР/ОРДЛО. Они воюют против тех, кто стреляет в них. Хотя там хватает и просто сторонников России, а также идейных борцов с фашизмом.

Нет понятия о победе

Общая черта всех этих представлений о войне – никто из их носителей даже теоретически не может описать свою победу. То есть, конечно, можно услышать хвастливые слова и о «можем перепоказать», и о Кубани в составе Украины, и об освободительном походе на Киев, а то и на Лондон. Но это не более, чем пустые слова. Внятно описать (даже не доказать возможность) – как и кто достигнет такой победы, хвастуны не могут.

А ясное представление о победе – важнейшее условие её достижения. Сталин ещё в 1941 году поставил целью разгром нацистской Германии на её территории, и эта цель была достигнута. Советские люди чётко понимали ради чего воюют. Сначала освобождение, потом добивания зверя в его логове. Точно так же после Пёрл-Хабора политики и общественность США не сомневалось в необходимости оккупации Японских островов, что и было сделано спустя почти четыре года. В обоих случаях было ясно, кто и чего хочет добиться в войне.

То, что жители постсоветского пространства не могут представить свою победу говорит о том, что это не их война. Они воюют непонятно ради чего и непонятно с кем. Достаточно вспомнить, какие пропагандистские усилия и с каким мизерным результатом применяются с украинской стороны, чтобы доказать присутствие российских войск на Донбассе. Вот уж точно «гибридный конфликт».

Чья война на самом деле

Всё становится на свои места, если предположить, что эта война нужна только Западу для дальнейшего разрушения остатков советской цивилизации. На этом пути достигнуто много, но ещё не всё. А надо развалить так, чтобы осталось ровное место, посыпанное солью. Советская идея «все люди братья, все имеют равные права на жизнь» – кошмарный сон Запада, единственное по-настоящему опасное оружие против него. Все её проявления и достижения должны быть стёрты с лица Земли.

Если бы целью Запада было приведение к покорности России, то давно можно было бы договориться. Её нынешнее руководство вполне готово пойти на мир с Западом на любых условиях. У северного соседа проводятся ровно те же антисоциальные реформы, что и на Украине. Увеличение пенсионного возраста, стоимости услуг ЖКХ, налогов и сборов, разрушение советского образования и медицины, насаждение гендерной и ювенальной политики и так далее.

Если бы Запад хотел помочь Украине, то прекратил бы бесполезные боевые действия на Донбассе, чтобы Украина могла собраться с силами. Дал бы льготные кредиты на восстановление экономики, ОПК и вооружённых сил. Но это делается по мизеру и на фоне продолжения войны. Надо, чтобы украинцы и русские убивали друг друга и разрушали своё жизненное пространство не останавливаясь.

Точно так же в XVII-XIX вв. в Америке одних индейцев натравливали на других не для того, чтобы гуроны богато зажили на отнятых у делаваров землях. А лишь для того, чтобы остатки тех и других загнать в резервации, а лучше – полностью уничтожить.

При каких условиях прекратится война

Разрушение великих цивилизаций всегда сопровождается войнами. Не стала исключением и советская. Нагорный Карабах, Приднестровье, Чечня, Южная Осетия, Донбасс. Не считая отдельных этнических конфликтов вроде Ферганы и Сумгаита.

Рассматривать вооружённый конфликт на Донбассе и, шире, украино-российскую военно-политическую конфронтацию правильно именно с цивилизационных позиций. Выходов видится два.

Первый – сборка новой политической общности, включающей Украину и Россию (возможно, и другие бывшие республики СССР, полностью или частично), внутри которой конфликты стали бы невозможны. На сегодня это чистая теория, практически этот путь неосуществим. После крымского эксцесса предполагаемый центр объединения открещивается от центростремительных намерений. Отношения России с бывшими окраинами продолжают портиться. В том числе с союзниками типа Белоруссии и Армении.

Неожиданное изменение позиции бывшего центра относится к области политического чуда. Всерьёз такую возможность рассматривать нельзя.

Второй путь – окончательное переформатирование постсоветского пространства по лекалам Запада. Предпосылки по прекращению конфликта на Донбассе путём ввода миротворцев уже сложились. С этим принципиально согласились кураторы обеих сторон конфликта, торг идёт за детали.

Однако это не гарантирует ни Украину, ни Россию от других конфликтов, военных или политических, внутренних или внешних. На достигнутом Запад не остановится. Например, вопрос Крыма не снимается с повестки дня.

Заморозка конфликтов на постсоветском пространстве прекратилась после украинских событий 2013-2014 года. В положении неустойчивого равновесия они больше не останутся.

Так что впереди - только нагнетание конфронтации – до необходимого лишь Западу результата.

Фёдор Сумченко