Новости

Когда во всем коронавирус виноват

Экономические провалы правительств Гончарука и Шмыгаля продолжают списывать на карантин, хотя деньгами для борьбы с COVID-19 пытаются залатать дыры на дорогах.

На днях Центр Разумкова и Socis опубликовали результаты совместного исследования. Выяснилось, что 65% украинцев считают, что наша страна развивается в неправильном направлении. И только 21,5% полагают иначе. Что неудивительно, учитывая, в каком глубоком кризисе оказалась отечественная экономика. Причем карантин лишь усугубил ситуацию, но не являлся основной причиной ухудшения показателей.

По данным Госстата, падение реального ВВП Украины во втором квартале составило 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в сравнении с предыдущим кварталом реальный ВВП рухнул на 9,9%.

Знаки качества правительства

Правительство Шмыгаля трудится уже почти полгода. Интересно, что за это время Кабмин дважды разрабатывал программу собственной деятельности, и эти документы оба раза были отклонены парламентом из-за преобладания в тексте размытых формулировок и крайне поверхностного (если не сказать — непрофессионального) взгляда на решение проблем экономики страны.

И премьер, и все министры в один голос утверждают, что их работа направлена исключительно на развитие экономики страны. Но в результате бурной деятельности чиновников мы видим лишь падение ВВП, угрожающие финансовые результаты работы украинской промышленности и падение производства с начала года на 8,3%.

Сейчас принято списывать все неудачи на коронавирусный карантин. Тем не менее напомним, что бюджетная дыра в десятки миллиардов гривен возникла еще во время деятельности правительства Алексея Гончарука, когда о коронавирусе еще не слышали даже в Китае.

Поэтому предлагаем немного присмотреться к особенностям работы нынешнего правительства, определив главным индикатором эффективности качество исходящих из Кабмина документов. Правительство является субъектом законодательной инициативы, соответственно — имеет право подавать в парламент законопроекты, влияющие на развитие экономики страны, создающие благоприятные условия для ведения бизнеса, гарантирующие гражданам достойное социальное обеспечение и многое другое.

Итак, по подсчетам Комитета избирателей Украины, за полгода работы правительство Шмыгаля отправило на рассмотрение Верховной Раде 89 законопроектов. Из них принято только четыре(!) документа. Список более чем скромный, поэтому опубликуем его полностью.

1) О ратификации соглашения между Украиной и Данией об общих условиях и процедурах, организационных мероприятиях и финансовых условиях реализации программы Danida Business Finance в Украине;

2) Об урегулировании «зеленого» тарифа;

3) О внесении изменений в Госбюджет на 2020 год для финансирования мероприятий по устранению негативных последствий наводнения в западных областях Украины, которые произошли в июне;

4) О внесении изменения в закон «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» относительно бесперебойного обеспечения питанием военнослужащих.

И это все. Напоминаем, действующее правительство было назначено при полной поддержке президента и депутатов от «Слуги народа» в парламенте. Но при этом Кабмин сподобился провести через дружественное монобольшинство в Раде лишь единичные документы. Очевидно, что о каких-то идеологических разногласиях между правительством и большинством депутатов речь не идет, ибо они имеют единый источник власти. Так в чем же дело? Вероятно, в низком качестве законопроектов, которое очевидно даже бывшим тамадам и свадебным фотографам.

Для сравнения: правительству Алексея Гончарука удалось провести через парламент 20% своих законопроектов. Но и этому есть объяснение — подавляющее большинство этих документов разрабатывал еще предыдущий состав Кабмина.

Печально, но даже Владимир Гройсман со своей «винницкой школой экономики» выглядит на фоне Гончарука и Шмыгаля как профессор Йельского университета в окружении старшеклассников из провинциального украинского местечка.

Стремление цен

Тем временем в Украине, по информации Госстата, средняя стоимость товаров и услуг в январе—июле 2020 г. выросла на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

Более всего подорожали:

— фрукты — на 25,4%;

— хлеб и хлебопродукты — на 9%;

— молоко — на 6,6%;

— сыр — на 5,9%;

— масло — на 5,3%.

Алкогольные напитки стали дороже на 3%, цена на табачные изделия взлетела на 21,4%. Услуги и товары в сфере здравоохранения выросли в цене на 4,3%.

Подорожали товары и услуги в сфере образования (здравствуй, 1 сентября!):

— дошкольное и начальное образование — на 17,9%;

— среднее образование — на 13,5%;

— высшее образование — на 12,7%.

Забавно, по дороговизне жизни Украина отнюдь не отстает от своих более развитых соседей по континенту. Так, самой дорогой страной для жизни в ЕС является Дания, где тратят денег на 41% больше, чем в среднем жители Евросоюза. Самая дешевая страна Болгария, где расходы на 47% меньше, чем в других странах. За пределами ЕС самая дорогая жизнь в Швейцарии, где средняя зарплата составляет $6,1 тыс./мес. (около 168 тыс. грн).

Если сравнивать цены в Европе и в Украине, то в нашей стране дешевле стоят алкоголь, табачные изделия и мясо. Что неудивительно, ибо все эти товары производятся у нас. А по выпуску куриного мяса украинцы уже давно задают тон в Европе. Но если говорить о продуктах питания в целом, то в Польше они стоят на 30% дешевле, чем в других странах.

При этом украинцы в среднем получают одну из самых низких зарплат в Европе — 9571 грн./мес. ($346). На фоне средних расходов на аренду жилья в крупных городах ($300) и коммуналку ($100) оклады украинцев выглядят особенно жалкими.

На днях социологическая группа «Рейтинг» провела опрос на тему, сколько украинцев собираются уйти в отпуск летом 2020 г. Данные свидетельствуют, что среди граждан оказался аномально высокий процент трудоголиков. А если серьезно, то у людей просто нет денег, чтобы полноценно отдохнуть.

Итак, 66% украинцев не пойдут этим летом в отпуск и не планируют его брать вообще. И только 18% планируют до конца лета его использовать. Еще 16% счастливчиков уже успели отдохнуть в этом году. Из тех 18%, которые все же возьмут отпуск, 43% проведут его дома, еще 43% прокатятся в другие регионы Украины. Только 9% проведут отдых за границей.

Вполне естественно, что карантин фактически помножил на ноль отечественный туризм. Так, в этом году высокий сезон начался на два месяца позже обычного — только в июле. И по оценкам специалистов, падение туристического потока в 2020-м составит около 80% в сравнении с результатами 2019-го.

Зарплатная ведомость

С целью приближения конца эпохи бедности правительство Дениса Шмыгаля запланировало три этапа увеличения минимальной зарплаты. С 1 сентября 2020-го минималка вырастет до 5 тыс. грн., с 1 января 2021-го — до 6 тыс. грн., с 1 июля 2021 — до 6500 грн.

Эксперты уверены, что последствия данной популистской инициативы на фоне тяжелого экономического спада в стране не заставят себя долго ждать. При том что уже сейчас задолженность по заработной плате в стране составляет 3,14 млрд. грн.

С повышением минималки все предприятия будут вынуждены увеличить расходы на заработную плату. Разумеется, им придется параллельно искать пути сокращения издержек. И что же произойдет дальше?

В первую очередь исчезнут надбавки и премии. Затем начнется сокращение персонала на предприятиях (а значит — вырастет нагрузка на Фонд страхования на случай безработицы). Наконец, опять наступит повсеместный переход сотрудников в тень и выплата зарплат в конвертах.

Далее, предприятия увеличат конечную цену своей продукции, ибо доля зарплаты в себестоимости производства вырастет. После чего начнется новый виток инфляции, а рост зарплат будет просто нивелирован увеличением расходов на товары и услуги.

При этом в июле Пенсионный фонд уже недополучил 2,4 млрд. грн. И это только начало, т. к. при повсеместном переходе на «конвертную» систему оплаты труда наполнять фонд станет нечем.

Свежий взгляд на безработицу

По данным Госстата, с начала этого года работу потеряли около 368 тыс. украинцев (2% от всей рабочей силы). Тем временем, по результатам исследования Центра экономической стратегии (ЦЭС), около 3,1 млн. граждан (17%) на пике карантина находились в состоянии т. н. скрытой безработицы. Т. е. занятость этих людей была уменьшена либо их отправили в неоплачиваемые отпуска.

Кроме того, в соответствии с социологическими опросами, во время жесткого карантина работу могли временно потерять до 2,8 млн. украинцев (16%). Специалисты ЦЭС считают, что разрыв между официальными и независимыми данными исследований свидетельствует о том, что государственная статистика совершенно не адаптирована для оценки подобных кризисов.

После ослабления условий карантина наблюдается восстановление вакансий и рост активности соискателей. Но если произойдет вторая волна распространения коронавируса, занятость снова может резко снизиться. И в этом случае для украинского правительства важно организовать оперативную статистику рынка труда таким образом, чтобы она позволяла видеть неискаженную, реальную картину, считают аналитики ЦЭС.

Зато сала и водки достаточно

Статистика производственной деятельности в Украине за прошедшее полугодие удручает. Если, конечно, не принимать во внимание производство сала, которое за отчетный период удвоилось и выросло до 4216 т. На этом победы в народнохозяйственном комплексе страны заканчиваются.

По данным Госстата, перевозки всеми видами транспорта различных грузов сократились на 16% от аналогичного показателя прошлого года. Автомобильные перевозки упали на 25%. Железная дорога уменьшила движение на 9%. В частности, пассажирские железнодорожные перевозки рухнули на 57%. Но более всего пострадала авиация, которая выполнила лишь треть от аналогичных объемов прошлого года.

За полгода украинское производство сократилось в целом на 17%. В частности, уменьшился выпуск:

— соли — на 55%;

— мяса курицы — на 15%;

— говядины и телятины — на 26%;

— хлеба — на 15%.

— электроэнергии — на 11,4%;

— стальных труб — на 30%;

— стали — на 7,6%;

— чугуна — на 2,6%;

— угля — на 3%;

— природного газа — на 3,3%.

Что практически не пострадало, так это производство водки. Объемы выпуска горячительных напитков остались на прошлогоднем уровне — 20,5 млн. л (в пересчете на чистый спирт).

И вишенкой на торте выглядят показатели экспорта — основного источника валютных поступлений в казну. Так, по состоянию на июль Украина потеряла десятую часть внешнеторгового оборота. По данным Государственной таможенной службы, объем экспорта товаров за 7 месяцев 2020-го составил $55,54 млрд., что на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года — $61,82 млрд. В частности, внешние поставки металлов упали на 19%, продовольствия — на 1%. На данный момент отрицательное сальдо (разница между импортом и экспортом) составило $2,16 млрд.

При таких экономических показателях совершенно не удивляют результаты исследования Госстата, которое показало, что большинство украинских предприятий в сфере предоставления услуг (55%) указывают на ухудшение бизнес-ситуации в апреле—июне 2020 г. и только 8% считают, что она улучшилась. А 53% респондентов указывают на уменьшение спроса на их услуги. При этом 36% опрошенных сократили штат сотрудников за отчетный период.

В целом все украинские компании в третьем квартале 2020 г. смотрят в будущее с пессимизмом. В соответствии с данными Госстата, уровень индикатора экономических настроений составляет 81,4%, что меньше на 27% аналогичного показателя прошлого года.

И это при том, что традиционно именно третий квартал является наиболее продуктивным для предприятий. Как правило, именно с этим периодом времени ожидания бизнесменов как никогда высоки. Как видим, 2020-й стал исключением, а наиболее пессимистично, кроме предприятий в сфере услуг, настроены строительные организации.

Чемпионат по COVID-19

«У меня замечаний к Шмыгалю нет... Мы мастера спорта по борьбе с коронавирусом. Мы одни из лучших, согласно статистике. Потому что вовремя все сделали, не ждали всех контрактов от Минздрава. И бизнесу я благодарен за то, что помогли», — сказал Владимир Зеленский еще в мае.

На днях Счетная палата представила данные о финансировании правительством борьбы с COVID-19 в регионах Украины. Из приведенных цифр видно отсутствие какой-либо логики в объемах финансирования областей.

Больше всего средств получили:

— Киев — 3,49 млрд. грн. (из них 3,17 млрд. грн. средства госбюджета, 196,6 млн. грн. из местного бюджета, 83,2 млн. грн. из других источников);

— Киевская область — 542,9 млн. грн. (из них 365,5 млн. грн. средств госбюджета, 151,6 млн. грн. из местного бюджета, 25,7 млн. грн. из других источников).

Меньше всех получила Кировоградская область — 51,9 млн. грн. (из них 21,6 млн. грн. средства госбюджета; 29,1 млн. грн. из местного бюджета, 1,1 млн. грн. из других источников).

Вроде бы все логично, т. к. более всего профинансированы самые густонаселенные регионы. В то время как Кировоградщина является одной из областей с наименьшим количеством жителей.

Но сложно понять, почему, например, Ивано-Франковская область с одним из самых высоких показателей заболеваемости коронавирусом (заражено 6320 человек, средняя загруженность врачей в регионе составляет 45%) находится в списке наименее финансированных регионов, получив лишь 34 млн. грн.

Ровенской области направили из госбюджета только 27,1 млн. грн. А здесь уровень заболеваемости еще выше (7326 человек, средняя загруженность врачей 47,2%).

Тем не менее среди любимчиков оказалась Полтавская область (заражено 533 человека, загруженность врачей 3%), которая получила 54 млн. грн. Хмельницкой области (заболело 1514 человек, загруженность врачей 32,6%) перепало 76,8 млн. грн.

Напомним, весной этого года был создан отдельный Фонд для борьбы с коронавирусом и преодоления последствий пандемии с бюджетом почти около 65 млрд. грн. Непосредственно на медицинское направление из фонда было потрачено лишь около 14 млрд. грн.

Для обеспечения лабораторий и закупки средств индивидуальной защиты Минздрав получил только 339,1 млн. грн., что составляет лишь 2,4% из всех денег, которые были уже выделены из фонда. Как это принято у нас, медучреждения сегодня спасают волонтеры и общественные организации.

Вместо закупки оборудования для проведения тестов, изготовления ИФА-тестов власть за счет денег из Фонда по борьбе с коронавирусом строит дороги. Так, для реализации президентской т. н. программы «Большая стройка» из фонда заберут более 50% средств — 35 млрд. грн.

Напомним, что еще 18 июня Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в Государственный бюджет на 2020 г. № 3509. Согласно документу, неиспользованные средства Фонда COVID-19 направят на улучшение и эксплуатационное содержание автомобильных дорог общего пользования государственного и местного значения.

Что ж, деньги, которые ранее собрали за счет сокращения финансирования преимущественно программ развития науки и культуры, не вернулись их прежним владельцам. Вероятно, бурная деятельность на ниве дорожного строительства в преддверии местных выборов в октябре этого года оказалась для власти более предпочтительной. Ведь отсутствие ям и выбоин избиратель заметит сразу же. А вот пробелы в общем образовательном и культурном развитии населения страны станут заметны лишь спустя годы.

Игорь КОСТИН