Новости

Конец эпохи?

Рауль Кастро сходит с политической сцены.

Первый секретарь коммунистической партии Кубы, генерал Рауль Кастро на VIII форуме организации сообщил, что покидает свой пост. С уходом этого человека на Острове Свободы завершилась более чем 60-летняя эпоха правления братьев Кастро. В июне этого года Раулю исполнится 90 лет. Но означает ли это его исчезновение с политической арены?

Они всегда были вместе – в детстве, молодости, старости. Сражались против диктатора Батисты, штурмовали казармы Монкада в Сантьяго- де-Куба, рисковали жизнью, мечтали о светлом будущем. Но младший брат Рауль всегда оставался в тени старшего – Фиделя. Первый был главой государства, второй занимал пост министра Революционных вооруженных сил.

Прошло много лет. Рауль, который был моложе брата на пять лет, еще бодрился. А Фидель, старый, больной, все больше отходил от дел и в 2008 году передал власть, а потом и руководство партией брату. Однако, как утверждалисоратники, годы были не властны над команданте, и он, как и прежде, был полон сил, продолжал неустанно трудиться и давать ценные советы.

Фидель редко появлялся на людях и, возможно, не только потому, что сильно хворал. Он понимал, что кубинцы невольно сравнивают его, нынешнего, с прежним – энергичным, высоким бородачом в военном френче. Кастро всегда окружали мужественные барбудос и молодые женщины. Они были ослепительно красивы. Такой казалась вся кубинская революция.

На митингах, где выступал Фидель, колыхались знамена, бурлила людская река. Гремели тысячи голосов: «Patria o muerte!». Солдаты революции клялись, что защитят Кубу от коварных империалистов и построят Остров-сад. С помощью Советского Союза, конечно.

Жителям СССР внушали: у кубинцев много трудностей, им надо помочь. И помощь шла – в республику отправлялись станки, машины, механизмы, продовольствие. На Острове Свободы работали советские специалисты разных отраслей.

Впрочем, и кубинцы кое-что нам присылали: кубинский ром и кубинский сахар (он был желтоватый, в отличие от родного), везде – даже в овощных магазинах и газетных киосках – продавались длинные кубинские сигары. Но покупали их плохо – народ привык дымить папиросами и сигаретами.

В СССР Фиделя встречали– как родного. В городах, куда он приезжал, воздух сотрясали раскатистые возгласы: «VivaCuba!» В толпе –флаги, лозунги, портреты Кастро. Чтобы его увидеть хотя бы издали, люди влезали на деревья, водосточные трубы, крыши домов. Хрущев обнимал Фиделя, как сына, и в порыве чувств повесил ему на грудь высшую награду СССР – Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Скульптор Кербель изваял скульптуру команданте. Режиссер Калатозов снял двухсерийный фильм «Я – Куба». Плисецкая танцевала в балете «Кармен-сюита», который поставил кубинский хореограф Алонсо.На«Голубом огоньке» Кобзон с приклеенной бородой и игрушечным автоматом в руках пел «Куба – любовь моя, / Остров зари багровой…» и пританцовывал. Ему аккомпанировала Пахмутова…

Много воды утекло с тех пор. Серебряные нити засверкали в смоляной бороде Фиделя. Жестокая болезнь грызла его большое и сильное тело.

Кастро все реже покидал свое тайное убежище. Глаза еще горели, но сам он уже догорал. В августе 2016 года ему исполнилось 90 лет. Вождь, нахмуренный и безмолвный, одетый в белый костюм, сидел в гаванском театре имени Карла Маркса и в последний раз слушал славословия в свой адрес. Рядом с ним были Рауль и президент Венесуэлы Мадуро.

Юбиляра завалили подарками. Среди них была 90-метровая сигара, изготовленная торседором – мастером сигарного дела Кастеларом. Фидель смотрел на презент с тоской – врачи давно запретили ему курить. И – пить.Запечатанные бутылки с любимым ромом пылились в шкафу…

Через три с лишним месяца Рауль Кастро вышел к микрофону и печальным голосом произнес: «Я здесь, чтобы сообщить нашему народу, нашим друзьям в Америке и мире, что сегодня, 25 ноября 2016 года, в 22 часа 29 минут скончался главнокомандующий Кубинской революции Фидель Кастро Рус…»

Команданте упокоился на гаванском кладбище Санта-Ифигения. В его честь прогрохотал 21 залп, оркестр сыграл национальный гимн Кубы и кантату «Вечный Фидель». В стране воцарилась скорбь. Она была искренняя, не показная. Кубинцы – добрые люди, они любили Фиделя за то, что он хотел улучшить их жизнь…

Рауль спокойнее, размереннее, чем брат, он редко улыбается. Многое понял, осознал. Куба, несмотря на все усилия революционеров, не добилась цели. Кастро-младший терзался, переживал, но не решался сказать в лицо Кастро-старшему, что социализм, к которому стремились, превратился в мираж.

После ухода Фиделя Рауль уверял, что продолжает дело революции, но – по-другому. Начались разговоры о «модернизации социализма». Кубинцам было позволено ездить за границу, продавать и покупать недвижимость, автомобили. Теперь фермеры могли сами решать, как использовать свою землю и что на ней сажать. Были и забавные для остального мира послабления – жителям республики разрешили пользоваться мобильными телефонами и микроволновыми печами.

…Рауль не раз бывал в Москве, в последний раз – в 2009 году. Он встречался с тогдашним президентом России Медведевым. Гость сказал, что давно мечтал вновь отведать сало с черным хлебом. Разумеется, его желание было выполнено –на изобильном пикнике, среди снегов резиденции в Завидове.

Кроме гастрономических впечатлений, глава Кубы увез с собой гарантии безвозмездной продовольственной помощи, солидный кредит и целый ряд соглашений по «всевозможным направлениям сотрудничества».

В марте 2016 году разразилась сенсация – во Дворце революции в Гаване Рауль Кастро принимал президента США Барака Обаму. Американец, улыбаясь, хотел похлопать кубинца по плечу. Но тот – тоже с улыбкой – ловко увернулся и даже слегка вывернул руку Обаме. Словно еще раз дал понять, что Соединенным Штатам с Кубой не совладать…

Еще в 2013 году Рауль назначил своим заместителем Мигеля Диаса-Канеля, бывшего инженера-электронщика. Тот преподавал в университете «Марта Абреу» в Лас-Вильясе, возглавлял Союз молодых коммунистов Кубы (аналог советского ВЛКСМ). Потом перешел на партийную работу.

В провинции Вилья-Клара, где этот плотный, высокий человек был первым секретарем партии, его любили и называли simpаtico» – он помогал людям, чем мог. «С ним всегда было легко вступить в контакт. Гораздо легче, чем с другими коммунистическими бюрократами. – рассказывала одна из местных женщин испанской газете La Vanguardia.– Он разъезжал по городу на своем велосипеде и то и дело останавливался, чтобы поговорить с людьми и выслушать их».

Диас-Канеля приметил и возвысил Рауль Кастро. Назначил его министром образования, потом – заместителем Председателя совета министров. Но все понимали, что это не предел. Так и произошло – Диас-Канель стал премьером, затем – председателем Госсовета. И, наконец, в 2019 году занял пост президента Кубы. «Он глубоко порядочный человек, не выскочка, и вполне предсказуем в своих поступках, – характеризовал его Кастро. – Диас-Канель отличается высокой работоспособностью, самокритичен и близок к народу».

Когда он стал главой Кубы, экономист Янес остроумно заметил: «Диас-Канелю дали в руки горячую картофелину, которую он должен удержать в руках. И без перчаток». Это ему, возможно, удалось. Но изменилась ли к лучшему жизнь жителей Острова Свободы?

На этот счет есть серьезные сомнения. Куба продолжает оставаться музеем социализма. На острове висят старые лозунги, витают былые мечты. Не хватает продовольствия, товаров, зарплата многих кубинцев позволяет им лишь едва свести концы с концами. Скрипят двери облупленных, покосившихся домов. По улицам, дребезжа, катят авто, собранные из различных частей, помнящие режим Фульхенсио Батисты и обещания Никиты Хрущева...

Советского Союза давно уже нет, но Россия и сейчас помогает Острову Свободы. К тому же президент РФ Путин простил Кубе 90 процентов ее долга. Эта, конечно, благодарность за многолетнюю верную дружбу и «взнос» на будущие партнерские отношения.

Однако другие страны не так щедры, как Россия – Кубе придется отдать сполна все многочисленные долги по кредитам. А тут еще пандемия навалилась, и количество приезжих резко сократилось. Туризм же, как известно, одна из главных статей дохода республики.

В общем, жизнь на Кубе – далеко не сахар, хотя сахара, как и раньше, предостаточно. Однако кубинцы не унывают – смеются, поют и танцуют. Сейчас – от того, что все вокруг меняется…

Валерий Бурт