Новости

КОНЕЦ СВЕТА «ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ»: ВЕЛИКАЯ БИТВА ДОБРА СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Битва с Королём Ночи обещала быть грандиозным финалом всего восьмилетнего цикла «Игры престолов». Именно к ней все персонажи шли много лет — и наконец дошли. Что же получилось в итоге?

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Разбор сторон

Итак. Силы сторон на начало боя:

«Синие».

Король Ночи с военачальниками, вооружение: крылатая ракета типа «ледяное копье». Dragonfire immune.

Бесконечная орда зомби, metal immune.

Великан-зомби — 1 шт. Тупо большой.

ВВС: дракон-зомби — 1 шт. Штатное вооружение: синее пламя.

$---$

«Красные».

Командование: Король Севера и Мать Драконов. Справка об окончании хотя бы«лейтенантских курсов» отсутствует. В своё время «мужик в чёрном» руководил какой-то группой вооружённых лиц в Северном округе Семи королевств, но помер(был воскрешён Красной жрицей). Мать Драконов — прекрасный пилот ВВС, но о наземной тактике ведения боя не знает ничего.

Эпические герои: в количестве. Почти все вооружены оружием из валирийской стали.

Кавалерия: лёгкая свадебная конница (дотракийцы), вооружение — бесполезные мечи из металла, см. пункт 2 «Синих».

Пехота:

а) элитная пехота (Безупречные). Вооружение: металл или обсидиан — неясно, частично произведена замена оружия на эффективное против зомби.

б) ополчение. Вооружение странное, на всех обсидиана не хватило. Налицо явный перерасход драконьего стекла на мечи и топоры (почему не копья? Их выйдет больше, нужнее и эффективность выше в руках тех же Безупречных).

Лучники. Вооружение: стрелы с горящими наконечниками.

ВВС: два дракона (штатное вооружение — Dragonfire).

Артиллерия: катапульты с огненными шарами.

Инженерная подготовка: ров с кольями и смолой.

Укреплённый замок, сделанный из камня.

Магическая поддержка: огненная жрица (1 шт.), трёхглазый провидец-ворон (1 шт.), ассасин (1 шт.)

Подготовка и первая фаза боя

«Если хочешь победить — выбирай поле боя». Исходя из скудных ресурсов и зная, что противник придёт к нам (инфа 100 процентов — сам трёхглазый провидец сказал), мы готовимся к обороне. Но… как?

Вопрос номер раз. Зачем воевать ночью и вне города?

Это зомби плевать на свет — но у вас-то живые (пока что) люди! Попробуйте даже в Москве найти неровное поле без фонарей и прогуляйтесь по нему. Пусть зомби сами придут — тем более вы знаете, куда они идут и за кем.

Вопрос номер два. Зачем вы построили армию снаружи каменного замка?

У вас что, места внутри мало? Вы имеете прекрасную пехоту, лучникови вотэтовотвсё. Дайте им просто сделать свою работу. Да, это будет скучно, однообразно и похоже на рубку дров. Зато эффективно!

О, тут как раз всё предельно ясно. В легендах довольно подробно описана Первая война с Иными. Сначала на мир опустились Долгая ночь и вечная зима. Когда множество людей умерло, пришли белые ходоки и начали охоту за оставшимися живыми.

Так что Иным некуда спешить — у них впереди вечность. Поэтому любое промедление (например, попытка отсидеться в Винтерфелле) будет совершенно проигрышной тактикой, поскольку очень быстро кончатся запасы и армия начнёт вымирать, пополняя ряды войска Короля Ночи. В общем, выйти и сражаться — не столь абсурдная идея, как кажется на первый взгляд.

Отлично! Догадались сделать засечную полосу и инженерные заграждения (правда, всего одну… Мы же две серии готовились к эпичной битве на выживание!). Даже готовы поджечь. Но почему это поручено драконам? У них что, своих задач не будет в процессе Конца Света? А, ну да… вы ещё и артиллерию за город вытащили? «Ай, молодца!». Ну пальнули вы из требюше без корректировки куда-то в сторону врага, и что?

Вопрос номер три. «Он что — думает, это атака лёгкой кавалерии

Дотракийцы!!! Конница! Лёгкая!!! ААА!!! Стоит строем перед замком. Зачем? Смысл какой?

Дайте коннице свободу — выведите её за пределы вектора атаки ходоков, пусть со спины делают наскоки и откусывают по чуть-чуть. А, так у них ещё и оружие самое простое, не огненное. Стоп. Какой вообще тогда смысл в дотракийцах? Чтобы их слить красиво и без разведки? Оно конечно, ведьма зажгла. Но даже без опыта просмотра ужастиков можно было додуматься, что «надо разделиться» — плохая идея.

Я специально посмотрел этот эпизод второй раз. И скажу, что было хорошо видно — дотракийцы атаковали противника сами, без приказа. Обычно их кавалерия действовала так — внезапная лихая атака, окружение противника и преследование бегущих. Так что в данном эксцессе, видимо, сказались и самоуверенность степных всадников, свято верящих, что в мире нет им равных, и эффект «баффа» полученного от Мелисандры. Вот горячие степные парни и не выдержали, рванув на врага.

Но самое плохое в этой атаке даже не её бессмысленность, а воспроизведение печальной сцены из«Гладиатора» Ридли Скотта, где атака легионеров происходит прямо под обстрелом огненных снарядов из метательных машин. Вот это действительно полное безумие.

Вопрос номер четыре: «Кто читал учебник по применению авиации в условиях глобальных зомби-апокалипсисов?»

(Источник фото)

Ошибку седьмого сезона, когда дракон жёг войска поперёк, а не вдоль, в восьмом исправили, — теперь КПД у ВВС побольше. Но, простите, неужто вы забыли о вражеской авиации? Почему нельзя было сделать штатную двойку — штурмовик / истребитель прикрытия? Если один устаёт, то роли в паре меняются местами.

Тут сразу стоит сказать о Дейнерис. Она принцесса из дома Таргариенов, её предки ещё тысячу лет назад управляли драконами. Знает валирийский язык и явно читала старинные хроники. Поэтому Дейнерис не может не учитывать, что драконьи всадники всегда вылетали в бой в доспехах. Одеть вместо этого красивую белую шубку — очень странное решение. И, что характерно, степень опасности в бою для всадника дракона дальше неплохо показана.

А ещё в данном эпизоде порадовали фанатов книжной серии. Фактически эта часть боя — такой кинематографический оммаж самому великому сражению предка Дейнерис, Эйгона Завоевателя: битве на Пламенном поле. Тогда всему Вестеросу продемонстрировали, что против драконов армия людей, какой бы многочисленной она не была, почти бесполезна.

В общем, первая фаза боя полностью за ходоками: они, пользуясь численным преимуществом кричат (мысленно): «WAAAGH!» и прут вперёд. Конницу, несмотря на поддержку жрицы, полностью уничтожили за секунды, попутно увеличив численность противника. Пехоту на внешнем периметре рассеяли; тяжёлые требушеты выстрелили по одному разу, после чего охрану перебили. Если бы не своевременная поддержка священнослужителей, сумевших зажечь огонь во рву, то тут можно было бы и заканчивать нашу повесть (и сезон). Но благодаря героическим усилиям (как будто из последних сил, да) большую часть людей за стенами спасли.

Что мешало это сделать изначально — непонятно.

 

 

Вторая фаза боя — штурм стен

Диспозиция: «Красные» отступили на заранее подготовленную и укреплённую позицию. «Синие» застряли за инженерной преградой. ВВС обеих сторон выведена из боя — занята поисками друг друга.

Скажите, только я один вижу идеальную позицию? Противника остановили на эффективной дальности стрельбы наших луков и тяжёлой артиллерии. А, ну да. Требушеты потеряли в первой фазе боя. Что ж, ну и Семеро с ними, у нас же есть лучники!

На память приходит «Властелин колец» и оборона Хельмовой пади, когда лучники на стенах и регулярная пехота достаточно эффективно оборонялись от подготовленного врага. Почему здесь у нас нет ливня стрел в стоящие за огнём мишени? В упор же! Погодите, а что — можно было делать наконечники для стрел из обсидиана? Are you serious?

Можно. Но драконьего стекла мало, этот момент описан в книгах, но как-то «замят» в экранизации.

Где наши доблестные ВВС? А, они в странном воздушном бою не смогли справиться с зомби-драконом: в итоге оба пилота катапультировались, один дракон уцелел, судьба второго неизвестна, противник — живёхонек. Точнее «мертвёхонек», только защитникам от этого не легче, им хана.

Тут вообще интересный момент. Я в целом могу понять, какие мысли были у Дейнерис, когда она решила атаковать Короля ночи в воздухе. Она явно знала историю Танца Драконов — междоусобной войны в доме Таргариенов, когда столкновения драконьих всадников заканчивались победой стороны, имеющей численное преимущество. Два дракона против одного — это очень серьёзный аргумент, так что данное решение стоит признать логичным. И разумеется, Дейнерис не знала, насколько усилился мёртвый дракон Короля Ночи.

Фактически не встречая сопротивления, ходоки радостно рвутся в атаку. Смены лучников не отработаны, сумятица, хаос, бардак в управлении. Итог — на стенах никого нет, а уцелевшие лезут в последний момент. «Когда самая работа», мертвяки выстраивают собой пирамиды из классики зомби-апокалипсиса и лезут на приступ. Тут даже ребёнок или женщина могут просто столкнуть этим самым зомбям на голову корзину камней, скинуть бревно, или чан со смолой вылить. А у вас что вышло?

«Подготовка замка к обороне для чайников. Издание расширенное и дополненное». Не, не слышал. Кто там в предыдущей серии мерялся «кто в скольких битвах выжил»?

Герои, которые должны руководить личным составом, конечно, эпичны (Джейме Ланнистер так-то генерал, и не самый плохой), но вынуждены сражаться за себя, за товарища, или отправляться в эвакуационную экспедицию, пытаясь спасти незадачливых пилотов ВВС. Операция прямо-таки в стиле Ридли Скотта и «Падения „Чёрного ястреба“», причём с таким же результатом, что характерно.

Джейме был отличным бойцом (до потери руки) и харизматичным лидером, способным вести в бой, но его качества полководца всегда преувеличивала пропаганда Ланнистеров. Ему далеко и до отца Тайвина, действительно гениального стратега, и до Рэндилла Тарли, имевшего репутацию непобедимого полководца, и до Барристана Селми, и до Робба Старка. Да и войско у Джейме непривычное — он всегда командовал рыцарской конницей, а ему дали под начало пехоту.

Вот зомби на бегу стаптывают плотные ряды дисциплинированной пехоты с копьями, а вот они же дают себя красиво и долго резать одиночкам. Как это вообще? Нет, мы понимаем, это кино. Но дикий же штамп: посреди общей свалки одинокий герой изящно фехтует, а остальные любезно дают ему место.

В результате получился полный произвол сценаристов. Затоптанная фаланга и Давид против Голиафа, то есть девочка против гиганта, выбившего ворота крепости с одного пинка.

«Почему имярек выжил? — А нам так Мартин сказал!».

Отдельный придиразм: «А моральный фактор вы учитываете?».

У вас всё-таки условные Средние века условной Западной Европы. Где должен быть командир? Не то чтобы всегда впереди на лихом коне, но он должен поблёскивать шеломом, играть лицом и вообще всячески поддерживать политморсос. На них же колдуны с зомби идут!

А тут вожди слоняются с хмурыми лицами, речей не произносят, а потом тупо рубятся, чтобы выжить самим, — какое там спасение мира? Если б не зажигательная жрица, народ вообще б заскучал. А то и свалил бы до родной хаты — авось мертвяки её не заметят.

Ах да, лучший ум континента… послали прятаться в склеп, к женщинам. А командовать кто будет?

Соревнование за титул лучшего ума с Тирионом убедительно выигрывает Варис, который как раз и устроил то, что вот уже восемь лет показывают на экране. Что касается участия в сражении… стоит задать вопрос — зачем? Все прекрасно знают: Тирион не воин, как бы ему ни хотелось продемонстрировать обратное. Сражение при Черноводной удалось выиграть благодаря его гениальной идее с Диким огнём — но вот в битве за Винтерфелл он никаких идей не высказал (у сценаристов не хватило креативности, а Мартин, увы, уже помочь никак не может — книжного текста ещё нет), так что отправиться в тыл — самое лучшее решение. Не хватало ещё, чтобы войско увидело, как Десница королевы пал, сражённый мертвецами.

Придиразм технический. У вас самый дорогой сериал в истории или съёмка гулянки на мобильник? Великую битву во тьме во время вьюги настолько странно сняли технически, что её (битву) просто зачастую не видно. Буквально «драка чернокожих в трюме угольщика в полночь».

В первых сезонах эпические битвы показывали методом «ну тут это, вон те выиграли», но сейчас-то на съёмки дали много денег. Или все средства э-э-э… освоили?

Итог второй фазы боя: из-за бездарной обороны замка противник проник внутрь толпами, обороняющихся рассеяли, герои вынуждены спасать свои жизни в одиночку, ВВС защитников вывели из боя, сражение окончательно перешло в фазу городских боёв.

С учётом того, что никто особо не думал: «а что будет, если зомби проникнут внутрь?», оборону внутренней части замка организовали архискверно. Точнее, её просто нет. За такое в далёком 41-м расстреляли бы без суда.

Враг проник в замок? Отлично! Это значит, что Король Ночи принимает очевидное решение: сражение уже выиграно, пора заняться Трёхглазым вороном. То есть сделать именно то, чего ждут наши герои.

 

 

Третья фаза боя и финал

Тут уже не о чем говорить, но мы всё же пройдёмся.

Вообще, как следует из итогов предыдущей фазы, обороняющиеся фактически разбиты. Их уничтожили бы ещё раньше, если бы Король Ночи приземлился в самом замке, а не за его пределами. С другой стороны, наш великий некромант поднял волну зомби, тем самым показав, что все жертвы битвы были напрасны… Стоп, а герои разве этого не знали? Ну там, способность «поднимать мёртвых», заклинание третьего уровня магии Холода? С учётом грандмастерского владения им Королём Ночи, «итог был немного предсказуем».

Допустим, «Хитрый план Брана» (то, что он делал всё время боя) нам раскроют — скорее всего, в следующих сериях. Если не раскроют, кстати, это будет жутким провалом со стороны режиссёров и сценаристов.

Ведь если это был не план, а дурость, то… зачем всё? Зачем эти тысячи смертей, безумная оборона Теона с очень профессиональными лучниками? (Кстати, почему не на стенах? Брана бы охраняли Безупречные).

В общем, если бы не «рояль в кустах» и внезапное (см. «телепортация») появление ассасина 80-го левела, то сериал можно было бы заканчивать. Если на это ставили обороняющиеся (на что был намёк во второй серии), то почему сам «киллер» об этом ничего не знал?

Вот тут мне кое-что решительно непонятно. Брандон Старк — Трёглазый ворон, последний из древовидцев. По лору мира «Льда и Пламени», пожалуй, единственный из живых, кто может хоть что-то противопоставить угрозе белых ходоков. И на экране мы видим, как он просто сидит и ждёт. То ли он всё уже заранее просчитал, то ли у сценаристов окончательно закончилась фантазия.

Впрочем, тут можно вспомнить, что одной из ультимативных способностей древовидцев была возможность управлять прошлым (а возможно, и будущим), поэтому можно предположить: внезапная Арья — это как раз дело его рук.

Хотя, на мой вкус, данному эпизоду очень не хватает эпичности. Тут бы выдать что-нибудь вроде участия Эарендила в Войне Гнева, когда был повержен Моргот и его драконы, но такое явно требует совсем других бюджетов.

Добавим, что ровно на те же грабли — «а что, так можно было?» — наступили творцы нового «Хеллбоя».

Итог третьей фазы и всего боя. Бездарное планирование и провал второй фазы обороны, в которой защитники имели большие шансы на успех, привёл к поражению«Красных» во всей битве. Отдельные очаги сопротивления (крохотные) подавили бы«синие», если бы того требовала тактическая задача.

Налицо великолепное планирование атакующих боевых действий в городе: сопротивление блокировано, а сам генерал пришёл принимать капитуляцию и забирать главный приз.

…но тут вмешались продюсеры: «Алло! У нас ещё три серии должно быть, рекламное время уже продано»!

Бабло Добро победило Зло! Вопреки всякой логике, сюжету и идее. Аплодисменты. Занавес.

Всё норм. Следующие серии будут посвящены классической теме «возвращение короля». Так что не заскучаем…

Запомните. Если вы захотите оборонять замок от зомби, не используйте «Игру престолов» в качестве настольного пособия. Лучше возьмите учебники по военному делу: в отличие от сценариев их пишут реалисты.

 

Михаил Диунов / Евгений Белаш / Александр Потёмкин /