Новости

Коронавирус: экономика, политика, конспирология

Кому-то эпидемия на руку?

Почему Китай стал очагом новой хвори? Указывают на теплый климат и на то, что на рынках этой страны мало кто соблюдает элементарные правила гигиены. Не будучи специалистом в биологии, автор тем не менее рискнет указать на несколько странных моментов.

Допустим, мы имеем дело с мутировавшим в результате контактов с человеком вирусом. Но ведь в той же Южной Корее каждый год проявляет себя, забирая порой несколько десятков жизней, так называемая корейская геморрагическая лихорадка, когда люди страдают от затруднений дыхания, а также от кровоизлияний. Согласитесь, симптомы очень напоминают нынешнюю китайскую хворь. От корейского варианта стали страдать не только собственно на Корейском полуострове, но также и в северо-восточном Китае, и даже на нашем Дальнем Востоке. Весь фокус в том, что эта лихорадка пока не передается от человека к человеку, заразиться можно только от продуктов жизнедеятельности мышей. Но что мешало возбудителю этого заболевания за долгие десятилетия, даже столетия контактов с царем природы эволюционировать так, чтобы стало возможным передача от человека к человеку? Если следовать широко пропагандируемому сейчас тезису о нынешней ситуации в Китае как о цепочке трагических совпадений, – ничего. Ведь Южная Корея далеко не самая безупречно чистая в санитарном отношении страна – полным-полно рынков, на которых реализуется продукция сомнительного качества, да и нищих, бездомных, готовых удовлетворить голод теми же мышами или поедающими их кошками предостаточно. Да и по степени воздействия на окружающую среду, а также по плотности населения южная часть Корейского полуострова намного опережает Китай. Причем есть и Северная Корея, где, скажем прямо, требования к санитарии и гигиене, в отличие от политической области, выглядят очень либерально. Не является ли вышесказанное еще одним аргументом в пользу искусственного происхождения нынешнего возмутителя спокойствия? – Беспокоятся люди, склонные к конспирологии.

Тем более, что вторичные последствия удара коронавирусной инфекции могут ощутить на себя экономики многих стран, в том числе и наша. Это явление может привести и к значительному снижению внешнеполитической деятельности Поднебесной.

Государствам будет уже не до организации поездок делегаций на различные мероприятия. Застопорятся переговоры по ряду важных документов, проработка которых в данный момент идет полным ходом на важных международных площадках, в первую очередь в ООН. Сворачивание контактов российско-китайских силовых ведомств может привести к срыву подготовки, ставших уже привычными, масштабных совместных военных учений к вящей радости наших общих недоброжелателей. Практически гарантированно США получат полный контроль над этой Меккой международной политики.

Впрочем, один из самых главных «призов», что уже достался янки – беспрецедентные уступки им в торговой войне, выразившиеся, в частности, в создании чрезвычайно благоприятных условий для реализации американской сельхозпродукции на внутрикитайском рынке.

Безусловно, нынешняя ситуация в самой населенной стране мира напрямую скажется и на ее союзниках. В первую очередь, речь может зайти о Северной Корее. Поясним. У нынешнего ее руководства по большому счету нет большего помощника, большей опоры, чем соседний братский Китай, который остается в данном качестве, несмотря на все оскорбительные выходки северокорейских властей в его адрес. Как сообщают японские и западные медиа, Пекин, фактически игнорируя требования резолюций Совета Безопасности ООН, поставляет оказавшемуся в отчаянном положении другу нефтепродукты. Дело дошло до того, что китайцы «втихую» проложили нефтепровод по дну Желтого моря. Бурным и неослабевающим потоком идут и товары, многие из которых запрещены для бесконтрольных поставок. Навстречу «плывут» различные полезные ископаемые, которыми так богата КНДР.

В условиях же, когда сам Си Цзиньпин вынужден сегодня решать проблемы, связанные с эпидемией, этот самый ресурс может оказаться в дефиците. Надо ли говорить, что это может значить для КНДР.

В таких обстоятельствах Пхеньяну ничего не останется делать, как идти на поклон вначале к своим южным братьям (хотя с Сеулом отношения уже капитально испорчены, в том числе из-за публичных оскорблений высшего руководства), а затем и на дальнейшее сближение своих позиций в ракетно-ядерной отрасли с Вашингтоном, точнее уступках ему. Иными словами, Ким будет вынужден согласиться на требования Трампа, от которых он попытался уйти в ходе саммита в Ханое, а именно – открыть для инспекций все свои ядерные объекты, а не пытаться в третий раз получить деньги за прекращение работы своего ядерного реактора в Ненбене. Таким образом, этот союзник будет надолго потерян и для нас.

Похожая ситуация может сложиться и в случае с Ираном, у которого КНР закупает втихомолку нефть – речь идет либо о перекачке с корабля на корабль в открытом море либо о рейсах танкеров с отключенной системой глобального позиционирования. Опять же, Запад пока лишь наблюдает за ситуацией, не решаясь обвинить Китай – никто не хочет потерять крупнейшего торгового партнера и инвестора. Если нынешний кризис разрастется, Пекину станет попросту не до подобных игр. Понятно, что Тегеран лишится столь необходимых ему в условиях продолжающейся экономической блокады весьма значительных средств. Как и в случае с Пхеньяном, это может сделать персов намного более уступчивыми в диалоге с США или, по меньшей мере, отказаться от поддержки своих сторонников в Йемене, Сирии, Ираке и других странах. Можно при этом представить радость израильтян.

Что касается нас, то после падения курса рубля и корректировки вверх курса юаня наблюдается невиданное доселе явление: жители Поднебесной в огромном количестве стали скупать российские товары.

В крупных российских городах весьма ощутим наплыв гостей из этой страны, безоглядно покупающих, например, продукцию нашей кондитерской промышленности. Да и в самых наших раскрученных туристических местах основную часть выручки дают граждане Поднебесной. Правда, сейчас уже объявлено о приостановке отправки туристических групп из Китая к нам, и как это отразится на нашем бюджете, объяснять не нужно. Впрочем, дефицит туристов из КНР грозит проделать весьма значительные дыры не только в российском бюджете. Вспомним, как южнокорейцы в прошлом году ждали возвращения организованного китайского туристического потока. Та же ситуация и с нашим горячо любимым Таиландом. Донельзя расстраивает и то, что трагедия с эпидемией случилась аккурат в празднование лунного года по китайскому календарю, когда и без того мощный китайский турпоток становится похожим на неудержимый сход горной лавины. В общем, факты указывают на то, что вирус здорово многих подвел. Как тут не поверишь в конспирологию?

Дмитрий Мельников