Новости

Кошелек или здоровье: почему из украинских медиков «лепят» образ врага

Большинство врачей и медсестер самоотверженно выполняют свой долг.

В сети можно увидеть массу сообщений, бросающих тень на украинских врачей: одним пациентам не оказали помощь, других выставили из больницы. Многие случаи действительно небезосновательны, но всей полноту картины они не показывают. В Украине еще достаточно медиков, для которых пациент — в первую очередь человек, а не денежный мешок. Ради спасения жизней врачам нередко приходится жертвовать собственным здоровьем, а, порой, и жизнью.

Тема профессионализма и этики в медицине поднялась в украинском медиа пространстве после недавней трагедии в Ровно. В одну из больниц по скорой доставили роженицу с сильным кровотечением. Спасти ее не удалось. В случившемся было два важных нюанса: роженицу доставили в состоянии агонии, и пациентка сознательно приняла решение рожать дома в присутствии «духовной акушерки». Когда у роженицы возникли осложнения, то ни «акушерка», ни родственники длительное время не вызвали скорую. Об этом говорят и результаты досудебного расследования.

Интернет-пользователи, не знавших истинного положения дел, принялись огульно обвинять медиков в халатности. Тут уж не выдержало медицинское сообщество, ставшее на защиту своих коллег.

Кто виноват?  Конечно — врачи, которым привезли женщину в коме. Не первую и не последнюю. Это все?  Отнюдь. Врачам угрожают. Врачей травят,

— с горечью написал в Facebook врач-гинеколог Виктор Ошовский.

Журналисты «Klymenko Time« проанализировали ситуацию в украинской медицине.

Они спасали жизни

Всеобщая капитализация медицинской сферы все же не вытравила чувство человечности в украинских медработниках. Несмотря на скромные зарплаты и большие нагрузки, врачи продолжают выполнять свой долг. Вот несколько примеров.

«Врач с билборда». Снимок 51-летнего терапевта Ивана Венжиновича из Почаевской центральной районной больницы Тернопольщины стал одним из символов социальной компании «Благодарим врачей». Иван Федорович спас десятки людей от Covid-19, при этом сам не выжил. У него был отрицательный ПЦР-тест на коронавирус, однако коллеги говорят, что доктор имел все признаки болезни.

Друзья и знакомые называют Венжиновича врачом с большой буквы. Он лечил больных даже когда в больницах не было защиты от коронавируса, при этом всегда говорил правду о реальном состоянии дел, сообщает BBC.

Иван Венжинович стал одним из символов социальной компании "Благодарим врачей". Фото: BBC-Украина

Иван Венжинович стал одним из символов социальной компании «Благодарим врачей». Фото: BBC-Украина

Люди, которые знали Венжиновича лично, рассказывают, что в Почаеве он был легендой.  Чтобы попасть к нему на прием, местные выстраивались в длинные очереди.

Все его знали, потому что он был один из тех медиков, которые могли принять в любое время дня. На консультации ехали люди даже из соседних областей,

— рассказывает местная жительница Оксана.

Бывший пациент Венжиновича Василий Чиж тяжело перенес последствия коронавирусной болезни. Мужчина вспоминает, что врач практически вытащил его с того света.

Коронавирусом заболела почти вся моя семья. Болезнь прогрессировала в мае-июне. Одновременно заболели я, моя мама и отец. Мы с мамой лежали в больнице. Если бы не врач Венжинович, нас бы не было. Он и вечером приходил, и днем. Осматривал, пересматривал все анализы. Он человеком с большой буквы был,

— вспоминает мужчина.

Об увольнении не думают. Условия работы районных бригад скорой помощи далеки от тепличных. Приходится выезжать в отдаленные села на старом транспорте, который к тому же часто ломается. Особенно сложно работать в гористой местности Прикарпатья. Чтобы добраться до хаты, медикам порой приходится преодолевать пешком не один километр.

Сельским медикам приходится преодолевать пешком большие расстояния, чтобы помочь пострадавшим. Фото: Суспильне.

Сельским медикам приходится преодолевать пешком большие расстояния, чтобы помочь пострадавшим. Фото: Суспильне.

Заведующая станцией Мария Емельян вспоминает трагический случай, который произошел недавно высоко в горах.

На вызов поехали два фельдшера. Поднимались в гору где-то 2-2,5 км. Придя на место вызова, фельдшеру стало плохо. Должны были забрать роженицу из дома, но фельдшер, выйди во двор упал и скончался. Его коллега не растерялся, принял роды на дому и тогда роженицу и новорожденного ребенка снесли в низ,

— рассказала она «Суспильному».

Несмотря на тяжелые условия труда, говорит Мария Емельян, медики не увольняются, так как понимают, что выезжая на вызов и рискуя своей жизнью, они спасают чужую.

Кровь для уголовника. Один из украинских врачей рассказал «Klymenko Time», как в их медучреждение доставили тяжело раненного человека. Выяснилось, что это бандит, которого ранили во время разборок.

Пациент умирал, ему срочно требовалось переливание крови. Но запасов у нас не оказалось. Моя и его группы крови совпадали, и тогда я лег рядом с пациентом, попросив медсестер сделать ему прямое переливание крови. Мы спасли того парня. С тех пор он считает меня фактически своим отцом,

— рассказал наш собеседник.

По словам врача акушера-гинеколога Натальи Яремчук, украинские медики находятся на первом месте по смертности в молодом возрасте от сердечно-сосудистых заболеваний. Причина — работа. При этом общество, считает врач, не всегда должным образом оценивает усилия медработников. Особенно Яремчук возмутила ситуация с «компетентными» блогерами, которые после гибели роженицы в Ривне принялись поливать грязью медиков.

Работа врачей — спасать жизни! При этом невозможно спасти всех и всегда. Особенно, если уважение к врачебной профессии уничтожается на всех уровнях, а человеческая глупость становится бесконечной,

— не сдерживает эмоций врач.

Медицинская «коррозия»

Общество действительно не всегда лояльно к украинским медикам. Тому есть и объективные причины, связанные с коррупцией. Нередко человек, попадая в больницу, вынужден не только покупать недостающие дорогостоящие медикаменты, но и давать взятки врачам, медсестрам, санитаркам.

Медики объясняют такое положение низким финансированием медучреждений. Впрочем, бывают случаи откровенной «уголовки», когда администрация государственного медучреждения превращает его фактически в «ООО». Медицинский персонал обязывают требовать с пациентов деньги за те или иные медуслуги, часть которых оплачена из госбюджета. Когда медики начинают открыто возмущаться, их увольняют либо организовывают травлю.

Так произошло с врачом ультразвуковой диагностики первой категории Юрием Лиской и терапевтом стоматологом высшей категории, матерью-одиночкой Натальей Проценко. После того, как они в 2017 году стали рассказывать о коррупции в Киевском диагностическом центре Деснянского района столицы, их жестоко избили.

Коррупция характерна для всех институтов современной Украины. И медицина — не исключение. Примечательно, что будущих врачей «приучают» к денежному «решению вопроса» еще с ВУЗов. Как рассказал нашим журналистам один из действующих медработников, сегодня преподаватели мотивированы брать деньги со студентов и специально валят на экзаменах, чтобы у учащихся не осталось выбора кроме как дать «на лапу». Далее молодому специалисту необходимо пройти интернатуру, которая для студентов-контрактников платная. Затем устройство на работу, где на «теплые» места берут не за знания, а за пачки денег.

Потратив таким образом немалую сумму на обучение и взятки, врач получает весьма скромную зарплату, которая в нынешнем году составляет: 9,5 тыс. грн у врачей, 6,2 тыс. — медсестры и 5 тыс. грн — младшего медперсонала. В этих условиях вопрос с «вознаграждением» для многих медицинских работников становятся логическим выходом.

Работа медработников в Украине мало оплачиваема. Фото: BBC

Работа медработников в Украине мало оплачиваема. Фото: BBC

Искусственная дискредитация

Несмотря на денежный соблазн, в Украине все еще достаточно врачей, для которых здоровье пациента — первоочередная задача. «Виной» тому — советская и постсоветская школа медицины, рассказал «Klymenko Time» главы Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко. Система, по его словам, готовила специалистов, основываясь на том, что медицинская отрасль все-таки является социально ориентированной.

Но сегодняшний медицинский работник, каким бы человечным он не был, не сможет хорошо работать при низкой зарплате. По словам Кравченко, основная статья расходов на медицину — это оплата медработников. Но, с учетом того, что данная сфера в Украине всегда финансировалась по остаточному принципу. И сегодняшние зарплаты не соответствуют реалиям. В итоге врачи массово увольняются.

За 15 лет Украина потеряла порядка 60 тыс. профессиональных врачей. А среднего медперсонала — в два с половиной — три раза больше (сегодня в медицине — 156 тыс. врачей). Только в 2020 г. из системы Министерства здравоохранения уволилось 34 тыс. медицинских работников (врачи, медсестры, лаборанты), из них 7 тыс. — в Киеве. Тенденция, как видите, негативная. Мы мчимся в бездонную пропасть,

— отметил Кравченко

Еще одно важное обстоятельство — дискредитация медицинских работников, которая по словам Сергея Кравченко, подогревается намерено.

Все представляется в свете двух противоборствующих лагерей. С одной стороны — коррупционеры-медики, с другой — обиженные пациенты, которым медики не уделили внимания и обобрали. Это создано для того, чтобы отвести внимание от органов государственной власти. Именно власть сегодня не выполняет свою функцию. Не забывайте, что, согласно действующему законодательству, здравоохранение и медицинское обеспечение — функция государства, 

— рассказал эксперт.

Итог. Украинская медицина сегодня не является целостной системой, о чем ранее сообщал и глава МОЗ Максим Степанов. В то же время, продолжается планомерное сокращение больниц и медработников. Усложняется процесс получения скорой и амбулаторной медицинской помощи. Все эти меры явно не направлены на улучшение ситуации. К чему это приведет — понятно. Не ясно одно, почему чиновники так уверены, что украинская медицина им не нужна? Закрытие границ из-за пандемии Covid-19 в 2020-м показало, случись чего, и господа у власти смогут рассчитывать только на отечественную медицину, которую они столько лет усиленно «оптимизируют».

Александр Бочкарев (Украина)