Новости

Крах Parler: почему не надо связываться с «украинцами»

Прогрессивная общественность США в полной мере показала своё нутро, развязав целую репрессивную кампанию против собственных консервативных сограждан. Одним из методов «охоты на ведьм» стало выпиливание потенциальных сторонников президента США Дональда Трампа из ведущих соцсетей, а после и уничтожение консервативной сети Parler. Последнее удалось в том числе благодаря тому, что разработкой трамповской альтернативы Twitter занимались украинские «спецы», в том числе и сторонники запрещённого в России батальона «Азов».

Из Капитолия к Дурову

В последние дни многие русские сторонники традиционных ценностей сопереживали братьям по разуму из США, активно репостили у себя картинки со штурмом Капитолия, фото с потешным карнавальным чуваком в меховой шапке с рогами и застреленной ветеранши — участницы нескольких зарубежных американских карательных операций. И радовались проникновению в самое сердце нового мирового порядка флага Конфедерации, чего, само собой, и представить себе было нельзя в годы, когда под этим флагом тысячи шли на смерть. Подобная вовлечённость в жизнь чужой страны, активно ретранслирующей свою повседневность на весь мир и продающей артефакты этой жизни посредством соцсетей и масскультуры за долларовый эквивалент, — одна из примет нынешнего стремительно глобализирующегося мира. Виртуальная реальность, подмявшая под себя даже бедуинов Северной и бабуинов тропической Африки. Помните недавнее «Трамп наш!» на ведущих российских телеканалах? А самодовольную ухмылку Рыжего в витринах магазина «Армия России» напротив американского посольства в Москве? Вот и то, что сейчас — это отголоски того самого провинциального чувства, когда неизменно интересно, «как у них», и хочется, «как у них»: джинсы, панки, фастфуд, кофе-шопы, продакт-плейсмент и майнинг. «Как тебе такое, Илон Маск?»

Потому и рванули традиционалы-консерваторы вслед за электоратом Трампа в соцсеть Parler. Точнее, попробовали было рвануть, да не успели. В прошлое воскресенье сервис был удалён из Google Play, а затем корпорация Apple вычистила его из App Store. Ну и самый мощный удар нанёс по нему Amazon, прекратив предоставлять услуги облачного хостинга, после чего глава Parler Джон Матце был вынужден заявить о том, что, возможно, соцсеть не оправится после этого.

После чего начался массовый исход уже американцев в условное русское приложение Telegram (его создатель Павел Дуров с недавних пор предпочитает жить за рубежом и какое-то время жёстко конфликтовал с российскими властями, да и в каком-либо русофильстве этот «человек мира» никогда замечен не был). Так, недавно появилась информация, что сразу же после блокировки Трампа в Twitter дуровское приложение стало вторым по скачиваниям в США. Сам же его создатель похвастался притоком 25 миллионов пользователей со всего мира за какие-то 72 часа.

«Люди больше не хотят обменивать свою личную жизнь на бесплатные сервисы, — прокомментировал ситуацию Дуров. — Они больше не хотят быть заложниками технологических монополий».

И заявил, что Apple и Google «представляют гораздо большую проблему для свободы, чем Twitter», посоветовав переходить с iOS на Android, потому что эта операционная система позволяет устанавливать приложения через APK-файлы, минуя вышеупомянутые Apple и Google.

Украинский след вместо русского

Так что приобщиться к высотам трампизма у российских консерваторов пока не вышло. Да и у американских, похоже, с этим тоже как-то не задалось. А начиналось всё бодро. Запустили Parler в 2018 году выпускники Денверского университета Джон Матце и Джаред Томсон — парни вполне определённой политической ориентации. Потому и одним из первых, кто завёл аккаунт в новой соцсети, стал небезызвестный Рудольф Джулиани — соратник Трампа, в том числе в деле расследования финансовых и педофильских похождений сыночка Джо Байдена Хантера. После того как уважающий BLM Twitter повёл открытую войну с президентом-республиканцем, Parler начал позиционировать себя как альтернативу ресурсу, благо немногословный формат обеих соцсетей был схож. Руководитель трамповской избирательной кампании даже выкинул лозунг «Эй, Twitter, твои дни сочтены!», на что соцсеть отозвалась хештегом #Twexit — по аналогии с известным Brexit. И за считаные месяцы количество пользователей увеличилось до 20 миллионов.

Но что такое какие-то 20 миллионов для железной поступи New World Order? Так, пыль под ногами. Утрамбовывали в перегной и поболее. Другое дело, что в победе токсичной неолиберальной системы над Parler без вклада добрых украинских соратников не обошлось.

«В репутации украинских айтишников образовалась дыра размером с Житомир. Оказалось, что команда гениев построила Parler на уязвимом «Вордпрессе» и применяла для двухфакторной авторизации пользователей free trial софт Okta, — написал на своей странице в Facebook украинский журналист и копирайтер Иван Сияк. — После штурма Капитолия владельцы софта отключили Parler доступ к нему, а сеть не стала по этому поводу ничего предпринимать. Узнав об отключении (!) из пресс-релиза производителей Okta (!), неизвестные активисты провели ночью атаку, в ходе которой похитили у Parler 70 терабайтов данных — все посты, включая приватные и удалённые, профайлы; геолокации, сканы водительских удостоверений премиум-юзеров. Сейчас массив свободно распространяется по десяткам ссылок. Это конец. Американская социальная сеть для правых и консерваторов убита нашими криворукими разработчиками. Зато инвесторы сэкономили на зарплатах».

Да, более жирной свиньи под американских консерваторов, против которых в США начата подлинная «охота на ведьм», со стороны украинских партнёров вряд ли можно представить. Впрочем, американским партнёрам, со своей стороны, нужно было быть поразборчивее в отношении того, кого на постсоветском пространстве записывать в светочи консерватизма и передовой правой мысли. В конце концов, их выбор в пользу украинских разработчиков вряд ли был случаен.

Да, в своё время Джона Матце оппоненты из леволиберального демократического лагеря обвиняли, как это принято у них по любому поводу, в работе на Москву. Однако ничего, кроме русской жены Алины Мухутдиновой (скорее всего, татарки, кстати) и её майки с надписью «Верьте мне. Я русская шпионка», предъявить не сумели, в то время как на самом деле компания создателей Parler испытывала симпатии к совершенно другой части некогда единого русского народа, той части, что от своей русскости бодро и с огоньком отрекается.

Пора перестать играться в американцев

Так, украинскому изданию «Страна.ua» удалось выяснить, что «руководителем инжиниринга в ParlerApp является некий житель Лас-Вегаса Владислав Вчерашний». То есть живёт он в том же штате Невада, где и расположен головной парлеровский офис.

«В 2017 году он активно участвовал в проекте Академии для ветеранов АТО, — сообщает ресурс, — где обучал программированию, в частности, членов батальона «Азов» (организация запрещена в РФ). Разработчик добавил к своему посту ссылку, где приводятся воспоминания добровольца Владимира Вовка, которого учил Вчерашний. Сохранилось и фото с этих тренингов. На нём один из создателей приложения Parler стоит рядом с националистом из «С14» (организация запрещена в РФ) Андреем Медведько, организатором этих курсов.

Медведько, к слову, один из тех, кого обвиняют в убийстве писателя Олеся Бузины весной 2015 года. Судя по его соцсетям, Влад Вчерашний — активный сторонник националистов. Так, недавно он писал в Национальный авиационный университет претензии по поводу того, что ряд преподавателей читают предметы на русском языке. Также разработчик Parler дружит с одним из руководителей «Муниципальной стражи» Сергеем Бондарем и шутит на тему избиения ромов (цыган).

Вот такой «русский след». К слову, и среди штурмовавших Капитолий как минимум одного атошника в соцсетях также опознали. Так нужно ли было русским консерваторам из-за непонятной солидарности стремиться в этот Parler? Ведь уходящий Трамп если и был союзником и чуть ли не ставленником России, так только в параноидальных, но весьма продуманных при этом фантазиях оппонирующих ему демократов. И за годы его правления мы сполна хапнули и санкций, и «джавелинов» на Украине. Другое дело, что этот торгаш, откровенно лоббирующий интересы Израиля, не развязал ни одной войны, потому как хотел только торговать. А вот идущий ему на смену старичок Байден вкупе с окружающими его бодипозитивными трансгендерными членами BLM, похоже, совсем не прочь поднести пылающую спичку к фитилю.

Но стоит ли только из-за этого из двух зол выбирать меньшее? Играться в чужую жизнь, в индейцев с ковбойцами вместо того, чтобы попытаться даже при наших непростых условиях решать наши же проблемы? Пусть на этот вопрос каждый ответит для себя сам. Конечно, плотное участие в проекте Parler украинских разработчиков совсем не означает, что русские не могут найти себе союзников среди американских консерваторов. Напротив, их было достаточно на первом этапе Русской Весны, до тех пор, пока она, замыленная «Минском», не потускнела и не потеряла значительную часть своей идейной составляющей. После чего эстафету в битве за симпатии глубинного американского народа перехватили укронацисты. Однако всё можно отыграть назад, просто нужно работать с людьми. Но это удел некоторых.

А остальные пусть только представят, что погибшая в Капитолии от пули бодипозитивного чернокожего охранника, был бы приказ, вполне бы бомбила себе Донбасс и российские города. Потому что ей была небезразлична только её страна, а в остальных она по приказу своей страны воевала. Пусть и нас перестанут бередить призраки в ковбойских шляпах и станет, наконец, небезразлична судьба нашего многострадального Русского мира.

Алексей Топоров