Новости

Крохи с соседского стола

«Нафтогаз» увеличил тариф на транзит российского газа в Европу.

Киев продолжает радоваться своей сомнительной победе над «Газпромом». Как сообщает РБК, ссылаясь на проект договора между российской компанией и «Нафтогазом», «Газпром» станет платить за транзит «голубого топлива» в Европу в 2020 году как минимум на 2% больше, чем в предыдущем. И за пять лет (на такой срок заключен контракт, сделка состоялась под занавес 2019 года) «Нафтогаз» сможет заработать не менее $7,13 млрд. Все, как и «прогнозировал» со знанием дела в прошлом году украинский президент Владимир Зеленский, обещая, что украинская сторона получит от нового контракта с «Газпромом» более $7 млрд за пять лет.

Впрочем, несмотря на то, что итоговый тариф вырос, объемы прокачки газа через Украину снизились. «Газпром» прокачал через территорию Украины около 90 млрд кубометров, то есть почти в 1,5 раза больше текущего плана, утверждает источник издания в российской компании. И ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия, тогда как в предыдущем договоре, который действовал десять лет, она вычислялась по формуле, привязанной к стоимости газа в Европе и объемам прокачки. Соответственно, анализируют эксперты, при фиксированной ставке, начиная с 2021 года, когда минимальный объем транзита снизится до 40 млрд кубометров, этот тариф не будет покрывать себестоимость прокачки газа по украинской ГТС, особенно в случае взлета цены на топливо для технологических нужд.

Иными словами, Киеву, чтобы заработать сверхурочные и не остаться на бобах, следует уповать на чудо. И вот, если оно случится и «Газпром» решит нарастить поставки в Европу через Украину сверх объемов, установленных в новом контракте, компании придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС. Тогда и предусмотрены повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц — в 1,2 раза, на сутки — в 1,45 раза. И максимальный рост ставки составит до 45%.

О том, что дополнительные мощности на украинском направлении могут потребоваться уже во второй половине 2020 года, украинские провидцы мечтают уже сейчас. Вдруг «Северный поток - 2» так и не запустят, а параллельно «Газпром» не сможет договориться о продлении транзитного соглашения с Польшей по газопроводу Ямал — Европа, которое истекает в мае 2020 года? Тем более, что полгода назад уполномоченный польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский закидывал удочку о пересмотре условий прокачки российского газа по трубе Ямал — Европа через территорию этой страны. Мол, через Польшу ежегодно проходит в сторону Германии 29 млрд кубометров российского газа, но оплата транзита производится по низким тарифам и правительство намерено исправить такого рода несправедливость.

Возможно, в этих ожиданиях и имеется определенное рациональное зерно. По крайней мере, в начале 2021 года «Газпрому» могут понадобиться дополнительные мощности в украинской ГТС, пока будут проводиться пусконаладочные работы «Северного потока-2» в случае его запуска. Но деньги Украина, по расчетам экспертов, получит относительно небольшие — в районе $350 млн, если, конечно, не приключатся какие-нибудь природные аномалии или аварии на других экспортных магистралях.

А пока Киев делит шкуру неубитого медведя. Мечтая о российских миллиардах, которые упадут сверх запланированных $7 млрд, в «Нафтогазе» еще даже не решили, что делать с $2,9 млрд. Деньги в декабре прошлого года сосед перечислил по решению Стокгольмского арбитража, после того, как продлил соглашение с Киевом по транзиту. Как рассказал глава компании Андрей Коболев, эти средства все еще находятся на счетах «Нафтогаза» и их распределение решится после консультаций с правительством. «Мы ждем дискуссию с правительством в отношении стратегии «Нафтогаза», и после этого будет принято решение, каким образом эти деньги оптимально можно потратить», — пообещал Коболев, отметив, что в компании рассматривают вариант направить треть от этих средств на добычу, но окончательного решения по этому вопросу пока нет.

Оно и понятно - дыр в бюджете Незалежой выше крыши. Получение выплат по штрафу и повышение тарифа — события, конечно, грандиозные для украинских популистов, да и хозяин одобряет действия «удачливых» переговорщиков. Сегодня, к примеру, Госдепартамент заявил, что США считают сохранение транзита газа через Украину важным фактором противостояния «дальнейшей российской агрессии». Однако ни крохи с российского стола, ни вербальная поддержка кураторов не спасут украинскую экономику от коллапса, а обывателя от очередного взлета цен на газ. Ситуация обостряется и истощением ресурсов Незалежной.

Так, на днях дочернее предприятие «Нафтогаза» — «Укргазодобыча» — сообщило об истощении пяти важнейших газовых месторождений страны: Яблуновское месторождение исчерпано на 79%; Ефремовское и Мелеховское — на 82%; Шебелинское — на 89%, а Западно-Крестищенское — на 90%. Правда, в компании добавили, что сейчас инвестируются средства в поиск новых ресурсов. По данным «Укргазодобычи», за прошлый год удалось открыть три новых месторождения на 2,15 млрд кубометров «голубого топлива».

Однако все эти оптимистичные планы не успокаивают украинцев. Катастрофа, которая обрушилась на Украину благодаря бездарной политике властей, очевидна. «То, что такие сообщения выглядят неожиданными для Украины, говорит об отсутствии стратегического видения и прогнозирования газовой отрасли в экономике страны. И это, конечно, прискорбный факт. Надо понимать, что нет такого свободного объема газа, который «стоит за углом», и его можно поставить Украине по ее первому запросу. Природный газ — это рыночный ликвидный товар, по нему заключаются долгосрочные сделки. Россия заключила такие сделки с европейскими партнерами. А для Украины возникает вопрос, что будет дальше, поскольку нехватка газа скажется на экономике Украины только в худшую сторону», — заявил в эфире радио Sputnik экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте России Владислав Гинько, по мнению которого, Украина, отказавшись от прямых поставок российского газа после 2015 года, сама себя загнала в тупик.

Действительно, что может быть глупее и абсурднее ситуации, когда Москва предлагает свой газ по сравнительно низкой цене, а Киев отдает предпочтение тому же топливу, но только по реверсу из Европы, в разы за него переплачивая. Сейчас местные умельцы в правительстве еще могут уповать на то, что Украина успешно переживет зиму, так как имеются запасы в газохранилищах. Однако это не решает проблему, благодаря которой Незалежная обрастает долгами.

Анна Пономарева