Новости

«Кровавая бойня продолжалась до утра»

История 300 евреев, почти 80 лет назад уничтоженных в Пепенах

 

Страшное событие, которое вошло историю нашей страны под названием «Пепенская трагедия», произошло 16 июля 1941 года. В этот день в селе Пепены Сынжерейского района, что в 47 км от Бельц, было расстреляно более 300 евреев.
Материал об этом событии «СП» опубликовала на своих страницах 23 июля 2003 г
ода. Он был основан на воспоминаниях очевидцев, которые собрал Лев Бондарь, занимавший на тот момент должность председателяЕврейской общины в Бельцах. Сейчас его уже, к сожалению, нет в живых.
К Международному дню памяти Холокоста «СП» решила опубликовать материал о Пепенской трагедии повторно.

Сотни людей в жару четыре дня были заперты без еды и питья

B начале войны Бельцы, по воспоминаниям бельчан, были почти разрушены фашистской авиацией. Многие евреи, спасаясь от бомбежек, эвакуировались в село Пепены, находящееся в нескольких десятках километров от города. Кроме того, в это время в самом селе проживало около 100 еврейских семей.

13 июля 1941 года село захватили немецкие и румынские войска. В Пепенах открылся пост румынской жандармерии, который привлёк к работе местных помощников. Таких в селе оказалось немало, человек 30-40.

В первую очередь жандармы арестовали всех евреев, находящихся в селе: мужчин, женщин, детей, в том числе и грудных. В течение четырёх дней эти люди были заперты в здании бывшего сельсовета без пищи и воды, при этом на улице жара стояла выше 30°С.

Братья Давид и Авраам Клингер попросили у жандармов разрешения съездить в Бельцы, чтобы встретиться с префектом уезда, надеясь, что он им поможет. Такое разрешение они получили, и братья со своими семьями в сопровождении жандармов выехали на повозке по направлению к городу. Через некоторое время жандармы вдруг соскочили с телеги и в упор стали расстреливать всех членов семьи — братьев, их жён, 80-летнюю мать и детей. В этой расправе жандармам помогли двое жителей села, случайно проходивших мимо. Только один мальчик, 12-летний сын Давида Клингера, сумел убежать в кукурузное поле и скрыться.

Из 300 человек спаслись только двое детей

Самое страшное началось вечером 16 июля. На закате шеф жандармского поста Ион Бордей подошёл к одному из окон сельсовета и объявил от имени Иона Антонеску, главкома румынской армии и фактического главы государства, смертный приговор «всем врагам румынской нации» и бросил в кричащую от страха толпу гранату. Вторую гранату бросил жандарм П. Борш.

Началась расправа над беззащитными людьми. Тех, кто, взломав двери и решетки на окнах, пытался спасти себя и своих детей, уже на улице добивали вилами, сапами, топорами местные жители, добровольно помогавшие жандармам.

Кровавая бойня продолжалась до утра, пока не были уничтожены все евреи. Из более чем 300 человек только двоим детям, Софье и Михаилу Толпалацким, чудом удалось бежать. И лишь после войны они вернулись в родное село.

Вместе с детьми выпрыгнул в окно отец Софьи, но он был ранен и не смог далеко уйти. В огороде одного из своих соседей он потерял сознание. Увидев это, сосед добил Толпалацкого сапой.

На рассвете жандармы пригнали несколько десятков повозок, погрузили трупы и скинули их в яму на окраине села.

Вместе с трупами на подводе оказалась ещё живая девочка, 13-летняя дочка учителя. Она просила воды, звала маму, которая лежала рядом убитая. Её кинули на дно ямы и сверху забросали трупами.

К зданию сельсовета привели женщин и заставили их вымыть помещение. Канава около сельсовета была залита кровью, в которой лежали куски человеческих тел. Там же была найдена половина туловища ребенка, накануне родившегося в этом же здании.

Список убитых евреев — жителей Пепен. Фото: jewishmemory.md

Потребовал выдать «маленького иуду»

12-летний сын Давида Клингера, которому удалось убежать от жандармов, весь день бродил по кукурузному полю и к ночи вышел к пастухам. К счастью, они знали отца мальчика, поэтому накормили ребенка, успокоили и уложили спать.

 

Однако на рассвете к ним явился один из участников массового убийства и потребовал от пастухов выдать «маленького иуду». Ребёнка доставили на жандармский пост.

В это время палачи завтракали. Узнав, что привели «юного жида» один из жандармов изъявил желание лично расправиться с ним. Взяв мальчика за руку, он подвел его к забору и выстрелил дважды в грудь. Мальчик упал мертвым, а жандарм сел заканчивать завтрак. Труп завернули в кусок мешковины и зарыли в одном из оврагов на краю села.

Швейная машинка, которая принадлежала жительнице Пепен швее Раце (Рейзе) Соломонской. Она жила со своим мужем, сапожником Марком Соломонским, и их дочерьми-подростками, Хайкой и Итой. Когда румынские солдаты и жандармы начали сгонять евреев в импровизированную тюрьму, Раца оставила швейную машинку и ножницы у соседей на хранение. Семья Соломонских была уничтожена вместе с остальными пленниками. Машинка и ножницы Рацы Соломонской не попали в поле зрения комиссии, которая распределяла вещи убитых. Предметы остались у соседей, они хранили их до тех пор, пока в 2017 году их не приобрёл Мемориальный музей Холокоста в США. Экспонаты сегодня хранятся в фондах этого музея. Фото: collections.ushmm.org

Вещи убитых делили по рангу

Через несколько дней после убийства евреев участники расправы приступили к делению имущества убитых.

Сначала в дом заходило начальство, выбирало хорошие вещи, затем разрешалось войти рядовым участникам массового убийства, чтобы забрать то, что осталось. Таким образом жандармы отблагодарили и своих добровольных «помощников».

В 1944 году, после прихода советских войск, убийцы, не успевшие сбежать в Румынию, были осуждены за совершённые преступления. Но после смерти Сталина, по данным еврейских организаций, их амнистировали.

Наталья Петрусевич