Новости

«Крымская платформа»: как Зеленский собрался возвращать полуостров

Весной будущего года состоится саммит «Крымской платформы». Об этом сообщил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. «Я сегодня могу официально сообщить, что окончательно принято решение, что саммит Крымской платформы состоится в мае 2021 года. Очень надеемся, что на тот момент ситуация с пандемией стабилизируется и мы будем иметь возможность успешно провести этот саммит в столице Украины», – заявил он, добавив, что инициатива по созданию «Крымской платформы» динамично развивается при позитивных отзывах партнеров.

В конце сентября, напомню, Владимир Зеленский представил в ООН концепцию «Крымской платформы» и предложил международным партнерам присоединиться к этой инициативе, чтобы объединить усилия для «деоккупации» Крыма. Во время саммита Украина–ЕС 6 октября Евросоюз подтвердил готовность поддержать такую инициативу. В настоящее время Украина проводит согласование этого вопроса на уровне национальных правительств стран ЕС.

Стоит отметить, что украинский МИД и впрямь работает над этой темой, активно разыскивая по всему миру людей, готовых прибыть на саммит. На днях, к примеру, Д. Кулеба провел онлайн-переговоры с датским коллегой Йеппе Кофодом, в ходе которых шла речь о поддержке пресловутой «Крымской платформы», присоединиться к работе которой призвал коллегу украинский министр.

Было бы странно, если бы его датский коллега не принял это приглашение, ведь Дания – весьма антироссийски настроенная страна. Стоит, правда, напомнить, что надежды, которые на Данию возлагали противники «Северного потока - 2» (в первую очередь на Украине), Копенгаген не оправдал. Вероятно, попытка бежать впереди паровоза не была одобрена Брюсселем и особенно Берлином, крайне заинтересованном в поставках российского газа.

А вот в плане присутствия представителя на саммит «Крымской платформы» надежды Киева на Данию вполне реалистичны, это ни к чему ее не обязывает.

Кроме того, в Киеве триумфально сообщили о том, что в участии в реализации украинской инициативы заинтересованы в Словакии. О такой заинтересованности якобы сообщил словацкий посол.

Ну прямо перемога!

О готовности сотрудничества по проекту заявили и в Америке. Временный поверенный в делах США на Украине Кристина Квин сообщила об этом первому заместителю министра иностранных дел Эмине Джапаровой. Она, как победно рапортуют украинские СМИ, выразила готовность сотрудничать с Украиной и подчеркнула, что позиция США, закрепленная в декларации по Крыму, которая была обнародована государственным секретарем Майком Помпео, остается твердой и неизменной – Крым является частью Украины и США никогда не признают попытки России его аннексировать.

А вот это уже совсем переможливая перемога!

А еще сам Зеленский заявил, что обсуждал инициативу с представителями Канады, Великобритании и Турции.

И ведь можно не сомневаться, что эти страны Украину точно поддержат! Можно ожидать, что на саммит прибудут представители даже пары десятков стран. Разумеется, не президентов или премьеров и не глав МИД, должностями гораздо ниже, но это не главное. Киеву важно, чтобы трибуны этого шапито не остались пустыми. Думаю, он даже за свой счет обеспечит приезд и пребывание высоких гостей на самом высоком уровне. Главное – картинка!

«Можно сколько угодно постить веселые мемы о гарантиях безопасности Будапештского меморандума, однако это не вернет наши территории. Мы ищем новые действенные инструменты для этого, вернули вопрос Крыма в международную повестку дня, мы создаем формат «Крымская платформа». Это координация международных усилий для защиты прав крымчан и деоккупации полуострова», – заявил Зеленский.

Итак, они решили перейти от «мемасиков» к действиям «по защите прав крымчан». Интересно, к каким?

Пока что единственное, чего они добились, – это принятие целого ряда резолюций Генассамблеи ООН.

Так, в прошлом году ГА приняла резолюцию, призывающую Россию вывести свои войска из «аннексированного Крыма» и прекратить «временную оккупацию» территории Украины, за нее проголосовало 63 страны (можно не сомневаться, что все они получат приглашение на форум). А в 2017-м – резолюцию, осуждающую «нарушения прав человека» и «незаконное установление» Российской Федерацией законов, юрисдикции и управления на полуострове. Проголосовало аж 70 государств.

А за резолюцию от 2014 года, подтверждающую суверенитет и территориальную целостность Украины в ее международно-признанных границах и не признающую законности какого бы то ни было изменения статуса Крыма, проголосовало целых 100 стран.

Заметили, как с каждым годом снижается число готовых поддерживать фантомные боли Киева?

Надо понимать, что Украина со своими истериками просто всех достала. О чем неоднократно в кулуарах проговаривались мировые лидеры. Коротко и ясно выразился в феврале этого года госсекретарь США Майк Помпео. «Крым потерян Киевом навсегда, и все ведущие страны мира это понимают. Украина отдала Крым, а Россия не из тех, у кого можно что-то забрать», – заявил он уже упомянутой Джапаровой в ответ на просьбу держать Крым в поле зрения внешней политики Вашингтона.

Вся Украина тогда просто оторопела от такой пощечины.

Конечно, можно все списать на то, что происходило это на фоне импичмента Трампа из-за «юкрейнгейта», так что Помпео был явно нерасположен успокаивать Киев. К тому же мероприятие было неофициальное, а сам Трамп, как написали американские СМИ, всегда Украину недолюбливал. Но Помпео резанул напрямую, как есть, он высказал мнение, которое давно закрепилось на Западе.

Трамп, напомню, в ходе прошлой избирательной кампании даже заикался о возможности признать Крым российским. Став президентом, он, правда, изменил свое мнение, заявив, что рассчитывает на «возвращение» Крыма в состав Украины. А в 2018-м вновь заявил на саммите «большой семерки», что Крым – российский.

Самому Трампу вообще-то плевать, чей Крым, особенно сегодня, он просто подыгрывал текущей политической конъюнктуре. Но едва ли это утешит Украину. Несмотря на декларативные заявления о поддержке, на Западе давно смирились с тем, что Крым – это Россия. Не понимает это или тупой, или зомбированный.

Киев все последние годы активно пытается поставить рядом Крым и Донбасс, увязать тему выполнения «Минска» с «возвратом» полуострова, призывает то включить «крымский вопрос» в повестку дня переговоров по Донбассу, то придумать какой-то новый отдельный формат. Запад на это не идет, понимая, что такой ход может только отпугнуть Москву, лишив ее стимула договариваться по Донбассу (ведь после решения донбасского вопроса неизбежно всплывает крымский), поэтому выводит тему полуострова за скобки. Вопреки «хотелкам» Киева, который, выдвигая невыполнимые условия, как бы оправдывается за невыполнение собственных обязательств по Минским соглашениям.

При этом в Киеве активно мусолят «крымский вопрос» не потому, что верят, что его можно решить, а просто потому, что так принято. Если ты постоянно не говоришь о «возвращении» Крыма, тебя могут обвинить в симпатиях к России. Так что это давно стало обязательной составляющей внутриполитического дискурса.

Да, киевские власти, очевидно, опасаются обвинений в предательстве еще и из-за того, что крымская тема уходит из дискурса внешнеполитического. Раз уходит – значит они плохо работают, значит  подыгрывают России. А потому Зеленский и К° отчаянно навязывают эту тему иностранным партнерам.

Еще раз повторю: им нужно не решение вопроса, а его постоянное обсуждение.

Решение вопроса просто невозможно без участия России. Но для России вопроса не существует. И чтобы подсластить пилюлю, в Киеве пытаются создать иллюзию, что вопрос без России решить можно.

Созданием «Крымской платформы» Украина идет нестандартным путем, не привлекая к процессу Россию, что не нравится режиму Кремля, заявляет в украинских СМИ глава правительства АРК в 1998-2005 годах Сергей Куницын. «Я считаю, что идея правильная, потому что, если обращаться только к России, отдайте наш Крым, у них один ответ: оснований нет, идите гуляйте. И то, что платформа была создана, по сути, без участия Российской Федерации – это правильный акцент. Платформу поддержали уже четыре страны. Если поддержат еще британцы и американцы, это будет очень важный шаг. России тоже надо давать понять, что мы без вас будем этим заниматься», – говорит он.

Что тут сказать? Ну пусть занимаются. Крым они этим не приблизят ни на секунду. Собака лает – караван идет.

Другой вопрос в том, что они могут перейти к действиям, которые Крым не вернут, но нервы крымчанам потреплют. Вплоть до террористических атак. Впрочем, они этим давно занимаются – и без всяких «платформ».

Еще важно понимать, что президентом США, судя по всему, все же будет Байден, с которым уж точно едва ли получится торговаться, который уже не раз давал понять, что с Россией на компромиссы не пойдет.

С другой стороны, Трамп, про которого говорили, что с ним можно будет договориться и что он готов «продать» Украину (например, за уступки в Сирии или присоединение к антикитайской коалиции), так ничего и не сделал, так что едва ли можно представить, что может быть хуже. Новые санкции будут, кто бы в итоге ни стал президентом США, а связаны они с Крымом или с вмешательством в выборы в Лимпопо – уже не важно.

Российский Крым они не признают, санкции не снимут. С этим надо жить. Как и с созданием Украиной всяческих «платформ». Они могут десяток, сотню таких платформ создать. Это тот случай, когда количество не перейдет в качество. И если даже представить себе, что «крымский вопрос» когда-то будет актуализирован, это произойдет на переговорах глав России и США. Украина со своими «платформами» в любом случае останется декорациями.

 

Дмитрий Родионов