Новости

Кто и как воюет за украинский рынок электроэнергии

Окончание. Начало здесь

Стоит отметить, что Украина периодически импортировала электроэнергию из РФ вплоть до января 2016 года. А потом по политическим мотивам это дело свернули. За этот период страна пережила ряд многократных повышений тарифов, обвал национальной валюты, экономический кризис, приведший к сворачиванию работы множества предприятий и оттоку рабочей силы за бугор. Большую негативную роль в этом деле сыграла тарифная политика в отношении электроэнергии и газа. Вынужденный же возврат на этот рынок российских производителей электроэнергии в очередной раз показал всю бессмысленность антироссийской экономической политики Киева.

Как показал, к сожалению, лишь двухмесячный опыт, цена российской электроэнергии для украинских промышленных потребителей оказалась дешевле почти на 15%. Согласно подсчётам экспертов, это позволило сэкономить украинским промышленникам 2 млрд грн в месяц. Одной из первых компаний, которая приобрела российскую электроэнергию, стала «Днепроазот», входящая в группу «Приват». И далеко не единственной!

Как и следовало ожидать, импорт дешёвого электричества из РФ стал быстро завоевывать украинский рынок и теснить здешних производителей электроэнергии. Дошло до того, что, по словам руководителя «Укрэнерго» В. Ковальчука, диспетчерам в ночь на 5 ноября 2019 года пришлось ограничить приём электроэнергии от ветровых электростанций (ВЭС), поскольку в объединённой энергосистеме был избыток её предложения. Причём по украинскому законодательству за неиспользованную электроэнергию ВЭС всё равно придется заплатить по высокому «зелёному» тарифу.

Как и следовало ожидать, ответную кампанию начал Р. Ахметов. У него сильные позиции были как раз в трёх западноукраинских областях: Ивано-Франковской, Львовской и Закарпатской. Они получают электроэнергию от Бурштынский ТЭС, входящей в ПАО «ДТЭК Западэнерго» и отрезаны от объединённой энергосистемы Украины, образуя так называемый «Бурштынский энергоостров». Благодаря этому туда нельзя подать электроэнергию с той же Ровенской или Хмельницкой АЭС. В этом отношении позиции Р. Ахметова здесь оказались незыблемы.

Сердце Бурштынского энергоострова Ахметова – Бурштынская ТЭС

Сердце Бурштынского энергоострова Ахметова – Бурштынская ТЭС

Характерно, что сам «энергоостров» подключён к объединённой европейской энергосистеме, благодаря чему есть возможность импортировать электричество из соседних Венгрии и Словакии. Но, как утверждает А. Герус, ДТЭК заблокировал поставки более дешевой энергии из этих стран, выкупив передающие мощности. В Словакии, к примеру, электричество в это время было на 30% дешевле, но для украинских потребителей пресловутого «энергоострова» она оказалась недоступной. А сама компания Ахметова до этого не раз при возможности экспортировала электроэнергию с Бурштынской ТЭС в Венгрию.

Имея самые прочные монопольные позиции на рынке электроэнергии здесь, компания Р. Ахметова и решила воспользоваться этим для инициирования в Раде запрета импорта «агрессивного» электричества из России. С 22 ноября ДТЭК объявил о вынужденном простое Бурштынской ТЭС, объяснив это негативным влиянием импорта российской электроэнергии. Хотя она не имеет никакого отношения к положению дел внутри «энергоострова», где само по себе монопольное положение ахметовской компании априори не может сделать бизнес нерентабельным.

Далее 27 ноября 2019 года стало известно об остановке Приднепровской ТЭС, входящей в «ДТЭК Днепрэнерго». В компании Р. Ахметова пояснили это низкими ценами и их искусственным ограничением, которое якобы делает производство электроэнергии убыточным. Остановка работы ТЭС сопровождалась переводом персонала в частично оплачиваемый отпуск. И это притом, что такие компании тепловой генерации, как «Центрэнерго» и «Донбассэнерго» работают в аналогичных ценовых условиях и на убыточность не жалуются. По сути, это был наглый и циничный олигархический шантаж, в результате которого под угрозу было поставлено бесперебойное электроснабжение всех бытовых и промышленных потребителей нескольких регионов Украины.

Всё завершилось внесением поправок к действующему законодательству, в соответствии с которыми импорт электроэнергии из РФ по прямым двусторонним договорам был снова запрещён. Правда, усилиями большинства в закон внесли еще одну поправку, в соответствии с которой Кабмин в будущем будет иметь возможность временно разрешать поставки электричества из РФ при определенных условиях «во избежание чрезвычайной ситуации в объединённой энергосистеме Украины».

Итак, выгодный по всем показателям для украинских промышленников импорт российской электроэнергии, что признавали даже в Киеве, под нажимом Р. Ахметова, вновь оказался под запретом. На первый взгляд кажется, что это его непосредственная победа во внутривидовой схватке олигархов. Однако вся эта история будет не совсем полной, если мы не рассмотрим ещё одного участника этой борьбы – Национальную  атомную энергогенерирующую компанию «Энергоатом», которая сделала ещё более весомый вклад в оголтелую кампанию против импорта российской электроэнергии, чем Ахметов.

Как известно, наряду с нефтегазовой отраслью, атомная энергетика Украины в последние годы напичкана американскими консультантами и кураторами, а руководители госкорпорации являются непосредственными ставленниками США и давно выполняют под козырек все указания заокеанского центра. Ясное дело, что американские кадры не могли стоять в стороне, когда вдруг Россия стала отвоёвывать украинский энергорынок, который они считают своей вотчиной.

Параллельно с информационной кампанией против импорта российской электроэнергии со стороны ахметовских компаний НАЭК «Энергоатом» всё это время периодически заявляла, что в связи с низкими ценами на российскую электроэнергию она оказалась практически «выбита» из сегмента. Она даже обратилась в Антимонопольный комитет в связи с возможными антиконкурентными действиями со стороны импортёров электроэнергии из России.

На самом деле, на «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» правительством были возложены так называемые спецобязательства, в результате которых эти компании продавали свою электроэнергию по фиксированной и существенно заниженной цене. Россия никаким образом не могла им составить конкуренцию. Даже наоборот – компания «Энергоатом» благодаря такому положению как раз и смогла переломить ситуацию на рынке.

Ещё три месяца назад была довольно плачевная ситуация с выработкой дешёвой атомной генерации в связи со сбоями в летних ремонтах «Энергоатома». Тогда в энергосети работали только 10 из 15 блоков. Сейчас в работе участвуют уже 13 из 15 блоков. Как результат – НАЭК «Энергоатом» увеличила выработку электроэнергии на четверть (до 275 млн кВт/ч в день). Благодаря этому в коммерческом сегменте рынка появился профицит электроэнергии. Это и дало возможность трейдерам с 1 декабря полностью остановить импорт электроэнергии сначала из Белоруссии, а потом существенно сократить из России. Правда, как отмечают многие эксперты, такая ситуация вряд ли продлится длительное время. И вполне возможно с весны мощностей украинских АЭС опять будет не хватать. Потому правительство и оставило в вышеупомянутом законе лазейку для возобновления импорта российской электроэнергии.

Характерно, что борьба украинских атомщиков против российской электроэнергии происходила на фоне громкой отставки главы «Энергоатома» Ю. Недашковского. В Украине давно уже заведено со сменой власти менять руководителей ведущих государственных предприятий на своих протеже. В энергетике решили начать именно с «Энергоатома». Естественно, в нынешней Украине это не могло не приобрести политической окраски.

Пикет Атомпрофсоюза в связи с увольнением Ю. Недашковского

Пикет Атомпрофсоюза в связи с увольнением Ю. Недашковского

Как только с подачи главы Минэнерго А. Оржеля Кабмин уволил 27 ноября 2019 года Ю. Недашковского, на следующий день представители Атомпрофсоюза стали пикетировать профильное министерство, протестуя против данного решения. Профсоюз атомщиков почему-то с этим увольнением связал возможность возврата к монополии поставок ядерного топлива из РФ (что крайне невыгодно американцам). Руководитель Атомпрофсоюза Валерий Матов договорился даже до того, что заявил о приходе после таких кадровых ротаций в НАЭК пророссийского менеджмента, который якобы примется «разрушать нашу отрасль изнутри». Бред, конечно. Но всё становится на свои места, если помнить, кто курирует украинскую энергетику, в том числе и атомную.

Но глава Минэнерго А. Оржель сразу дал понять иностранным кураторам отрасли, что политика в атомной энергетике будет прежняя, то бишь антироссийская. Среди задач, обозначенных министерством перед новым главой «Энергоатома», – уменьшение импортозависимости и диверсификация поставщиков ядерного топлива. Что на деле означает продолжение опасного эксперимента в украинской атомной энергетике с привлечением американского ядерного топлива Westinghouse, продолжение строительства печально известного хранилища отработанных ядерных отходов в Чернобыльской зоне отчуждения (ХОЯТ) и прочих проектов, цель которых – любыми путями существенно снизить роль и влияние России на атомную энергетику Украины.

Кстати, по состоянию на начало 2019 года с использованием американских топливных сборок на украинских АЭС производится только 25% электроэнергии. Борьба за украинский рынок атомной электроэнергии далеко не закончена. В этом плане не исключено, что в правительстве, возможно, даже преднамеренно разыгрывали карту с импортом российской электроэнергии, дабы в момент острой схватки за кресло НАЭК показать роль нового менеджмента в вытеснении с рынка россиян. Да и аппетиты Р. Ахметова попутно смогли урезонить, чётко показав ему, что замена ДТЭКу на рынке электроэнергии всегда найдется.

Вместе с тем следует отметить, что на сегодня страны Евросоюза потеряли интерес к украинской атомной энергетике. Для американцев антироссийская стратегия в этой отрасли изначально имела такую логику и последовательность: потеснить россиян в украинском сегменте за счет той же Westinghouse, а потом уже использовать эту отрасль (как один из рычагов) в энергетических войнах с Россией на рынке Евросоюза.

Для последнего и был в свое время разработан пресловутый проект создания энергомоста «Украина – ЕС», который предусматривал частичную интеграцию в европейскую систему ENTSO-e. Кстати, он предполагал расширение все того же Бурштынского «энергоострова» путём включения в него энергоблока №2 Хмельницкой АЭС, подстанции 750/330 кВ «Западноукраинская» и межгосударственной электрической сети Хмельницкая АЭС – Жешув (Польша).

До конца 2018 года украинские СМИ расписывали в ярких красках преимущества энергомоста «Украина – ЕС». Впрочем, ссылались они на американские источники…

До конца 2018 года украинские СМИ расписывали в ярких красках преимущества энергомоста «Украина – ЕС». Впрочем, ссылались они на американские источники…

В 2017 году тогдашние деятели «Энергоатома» даже всерьёз рассматривали сделать НАЭК одним из крупнейших поставщиков дешевой электроэнергии в страны ЕС, оставив украинский рынок контролирующим тепловую генерацию олигархам, о чём автору этих строк приходилось тогда не раз писать. Проект этот имел чисто американский геополитический смысл – с учётом давних планов приватизации «Энергоатома» американцами.

Однако сейчас, как и в случае с другими аналогичными антироссийскими проектами в украинской энергетике, эта идея потерпела полное фиаско. Это пришлось признать даже министру А. Оржелю, который заявил недавно, что сегодня нет подтверждения со стороны европейских потребителей о заинтересованности в проекте энергомоста. По его словам, Польша не заинтересована в потенциальных закупках электроэнергии, которую планировали производить на энергоблоке №2 Хмельницкой АЭС в рамках данного проекта и экспортировать в эту страну. А глава «Укрэнерго» В. Ковальчук и вовсе заявил, что данный проект содержит значительные риски для энергосистемы Украины и предложил соединить Бурштынский полуостров с объединенной энергосистемой Украины (привет Р. Ахметову!).

К середине 2019 года внезапно выяснилось, что с проектом энергомоста «всё не так однозначно»

К середине 2019 года внезапно выяснилось, что с проектом энергомоста «всё не так однозначно»

К сожалению, приходится констатировать, что временный допуск российской электроэнергии на украинский рынок, который якобы работает по европейским законам «свободной конкуренции», на самом деле преследовал узкогрупповые интересы нынешней власти и приближенного к ней олигарха И. Коломойского, связанные в первую очередь с переделом сфер влияния в этой отрасли.

Вся эта история в который раз показала ярко выраженный паразитический характер украинского олигархата. Интересм экономики Украины, не говоря уже об интересах народа, в раскладах олигархов нет и речи.

Сергей Вяземский