Новости

Кто, когда и за что казнил поляков в Катыни?

К 80-летию расстрела польских офицеров в Катыни в 1940 г. Польша выдала на-гора новый пропагандистский фортель, назвав те печальные события общей трагедией поляков, белорусов, украинцев и литовцев, потому что среди расстрелянных были представители всех этих национальностей. 

Данное утверждение ставит целью спаять Польшу, Белоруссию, Украину и Литву в единый антироссийский блок, показать будто бы неразделимую общность исторических судеб этих народов, равно пострадавших от советского тоталитаризма, нынешним воплощением которого является Россия. 

Распространение темы катынского расстрела на сопредельные страны существенно повышает морально-идеологическую значимость Катыни для Варшавы. Теперь это не просто вопрос памяти о жертвах 1940 г., это перспективный пропагандистский инструмент воздействия на сознание жителей Белоруссии, Украины и Литвы. В польской прессе мелькают специально придуманные для этого клише – «белорусский катынский список» (3870 фамилий) «украинский катынский список» (3435 фамилий). 

О литовском катынском списке не говорят, наверное, потому что Литва и так союзник Польши по ЕС и НАТО и нет смысла тратить ресурсы на развитие темы расстрелянных в Катыни граждан Речи Посполитой литовской национальности. 

Польские пропагандисты признают: конкретных данных о численности белорусов и украинцев среди жертв Катыни нет, есть только догадки о национальности, исходя из фамилий. Например, те, кто по метрикам родился в белорусской части Речи Посполитой и чьи фамилии заканчиваются на -ич – белорусы. Но это очень предвзятый подход, потому что в Западной Белоруссии и сегодня проживает большой процент лиц польской национальности, а уж во времена нахождения края под властью Речи Посполитой и подавно. Да и польские фамилии на -ич вовсе не редкость. Расстрелянный генерал Леон Биллевич считал себя истым поляком, но никак не белорусом. 

Встречный вопрос: как белорусы и украинцы, которых сами же поляки называли русскими, оказались в составе Речи Посполитой? Ответ: в результате захвата поляками Западной Украины и Западной Белоруссии во время советско-польской войны 1920 г. Началась она, напомним, с нападения Польши на Советскую Россию без объявления войны, и закончилась массовым расселением на захваченных землях польских колонистов, получавших бесплатно обширные земельные наделы. Как правило, это были ветераны и действующие сотрудники польских силовых структур. 

В 1939 г. в результате Польского освободительного похода Красной армии Западная Белоруссия и Западная Украина вернулись в состав Белорусской ССР и Украинской ССР. А в 1943 г. гитлеровская Германия объявила об обнаружении в Катынском лесу тысячи тел расстрелянных поляков – тех самых колонистов и военнослужащих, взятых в плен в ходе освободительного похода и содержащихся в лагерях в Осташкове, Козельске (Смоленская и Калининская обл. РСФСР) и Старобельске (Ворошиловградская обл. УССР). В большинстве своём это были бывшие и действующие сотрудники и агенты государственного административно-репрессивного аппарата – Государственной полиции (ГП), Корпуса охраны пограничья (КОП), II Отдела Генштаба Войска Польского (диверсионно-разведывательного) и т.д.

ГП регулярно занималась подавлением рабоче-крестьянских забастовок и демонстраций. Самой кровавой расправой было подавление т.н. Большой крестьянской забастовки (Wielki strajk chłopski) в 1937 г. Тогда погибли 44 забастовщика и несколько тысяч были брошены в застенки. 

КОП в тогдашней Польше пользовался почётным званием охранителей «восточных территорий» (Западной Белоруссии и Западной Белоруссии). В рвении сделать эти земли навсегда польскими и католическими, сотрудники КОП занимались уничтожением мест православного культа, подавлением прав и свобод не польского населения и экспроприацией имущества. Это признают даже польские исследователи. 

II Отдел Генштаба Войска Польского отвечал за шпионско-подрывную работу на территории Советского Союза. Ячейки для этой работы создавались в приграничных районах (в Западной Белоруссии и Западной Украине), в них входили участники советско-польской войны, ветераны КОП и ГП. 

Но действительно ли поляков из катынских списков расстреливал НКВД? Целый ряд исследователей, в т.ч. зарубежных, в этом сомневаются. Польская пресса, дабы подчеркнуть масштаб катынского злодеяния, подчёркивают, что братские могилы польских офицеров так велики, что туда поместится экскаватор. Александр Ланкин в специальном докладе указывает, что в 1940 г. зима была чрезвычайно суровой для европейской части России, земля глубоко промёрзла и выкопать вручную могилы, куда поместится экскаватор – это бессмысленно апокалиптический труд. 

Мёрзлого грунта надо было изъять минимум 7300 куб.м., да ещё позаботиться, чтобы изъятый грунт не успел замёрзнуть, пока будут расстреляны 25 700 человек! (https://newsbalt.ru/reviews/2020/04/priroda-by-ne-pozvolila-sostoyatsya-...). Именно столько, утверждает Варшава, НКВД собирался оправить в Катыни на тот свет. Правда, пока найдены тела 4300 человек. И почему в такой мороз расстрелянные поляки не в зимней одежде, а в гимнастёрках и лёгких фуражках-конфедератках? 

В 2018 г. профессор Монтклерского университета (США, штат Нью-Джерси) Гровер Фёрр издал книгу «Загадка катынского расстрела. Доказательства и решения» (The Mystery of the Katyn Massacre: the Evidence, the Solution), в которой указывает на целый ряд противоречий в польской версии катынских событий. В мемориальном комплексе «Медное» на месте расстрела висят таблички с фамилиями полицейских Юзефа Кулиговского и Людвика Маловейского, но их трупы были случайно обнаружены за тысячи километров отсюда – при раскопках у украинского г. Владимир-Волынский в 2011 г. Получается, польская сторона сама не знает, кто был расстрелян из катынского списка?

Он обращает внимание на путаницу в немецких и польских документах: некто Владислав Чернушевич у немцев значится узником Осташкова, у поляков – Козельска, а на самом деле он был узником Старобельска. Узников Старобельска расстреливали под Харьковом, а не в Катыни. Почему же Чернушевич значится как убитый в Катыни?
На польских трупах в Катыни найдены письма от родственников, датированные сентябрём 1940 г. Как эти письма могли дойти до адресата, если поляков, по утверждению Варшавы, расстреляли в мае? На эти вопросы польские археологи и историки ответов не дают, отмалчиваются. 

Вывод Фёрра однозначен: поляков в Катыни убили немцы во второй половине 1941 г.

Владислав Скворцов (Украина)