Новости

Кто на Украине проталкивает продажу земли?

В ходе двух избирательных кампаний на Украине в нынешнем году Владимир Зеленский и партия «Слуга народа» обещали осуществить земельную реформу, предполагающую переход к свободной модели купли-продажи земли. Социология свидетельствует, что большинство украинцев негативно относится к таким инициативам, а оппоненты Зеленского, нацеленные на блокирование отмены моратория на куплю-продажи земли, выстраивают на этом свои пиар-стратегии. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил изучить, кто заинтересован в купле-продаже сельскохозяйственной земли Украины.

Иностранный капитал

Не первый год МВФ и прочие международные структуры, лоббирующие интересы крупного иностранного капитала, требуют от Киева перехода к модели свободной купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения. В то же время, как свидетельствуют данные портала Land Matrix Initiative, иностранный капитал уже опосредованно контролирует порядка 3 млн га земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо офшорных юрисдикций, за которыми скрываются украинские олигархи, речь идет о компаниях из Саудовской Аравии, США, Германии. Интерес к украинской земле также наличествует у китайского капитала.

На данный момент в законопроектах, предлагаемых украинской властью, имеется ряд норм, ограничивающих доступ иностранного капитала к землям сельхозназначения.

Впрочем, эксперты указывают на то, что в законопроектах присутствуют «лазейки», через которые иностранцы смогут скупать землю. С другой стороны, говорить об этом преждевременно до принятия земельных законов в первом чтении.

Латифундисты

Среди латифундистов, контролирующих земельные банки в сотни тысяч гектаров, нет единой позиции относительно земельной реформы. Одни владельцы агрохолдингов считают, что более выгодно сохранить статус-кво, когда земля сельхозназначения берется в долгосрочную аренду за весьма скромные суммы.

К этой категории можно отнести аграрных олигархов, в предыдущем политическом цикле консолидированных вокруг Петра Порошенко (Косюк, Бахматюк), и самого экс-президента, который владеет несколькими агрохолдингами, чей совокупный земельный банк составляет порядка 100 тысяч га.

Другие хотят приобрести землю в собственность, минимизировав для себя риски сокращения контролируемых земельных банков. Многое в данном случае будет зависеть от того, кто из аграрных олигархов сумеет заполучить доступ к «длинным» и «дешевым» кредитным деньгам, чтобы одномоментно выложить суммы, стартующие с нескольких сотен миллионов долларов.

Местные элиты

Местные элиты являются распорядителями земельных ресурсов в регионах и через различные схемы контролируют «черный рынок» земли.

Предлагаемая властью земельная реформа окончательно закрепит за местными элитами землю, которая уже и так им подконтрольна.

В результате этого резко вырастет политическая капитализация местных элит, которые таким образом обретут дополнительные инструменты и расширят свои финансовые возможности в борьбе за ресурсы центральной власти.

Средние фермерские хозяйства

За последние 5 лет в силу того, что агросектор стал ключевой отраслью украинской экономики, показывая неплохую динамику роста, средние фермерские хозяйства поднакопили финансовые ресурсы, которые можно вложить в приобретение земельных наделов и расширение бизнеса. Как говорится, плох тот фермер, который не мечтает стать латифундистом.

Частные землевладельцы

На Украине наличествует категория граждан, проживающих преимущественно в городах или уже за границей, но владеющих ненужными им земельными наделами.

Они давно готовы избавиться от своих участков, но не могут этого сделать из-за существующего моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения.

Однако это очень узкий сегмент общества. По данным Киевской школы экономики (конец 2017 года), бывший директор которой Тимофей Милованов ныне возглавляет Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, только 7% землевладельцев готовы продать свои наделы.

Рейдеры

В 2015–2016 годах усилиями Министерства юстиции Украины состоялась так называемая реформа дерегуляции, по итогам которой права собственности стали куда менее защищенными и резко выросло количество рейдерских атак. Нередко фиксировались случаи, когда буквально за одну ночь в реестры собственности вносились изменения, в результате чего владельцы активов лишались своих квартир, корпоративных прав, имущественных комплексов.

В значительной степени опасения противников перехода к модели свободной купли-продажи земли связаны с тем, что владельцы земельных наделов не смогут ими распоряжаться, а лишатся собственности в результате действий «черных регистраторов».

Денис Гаевский