Новости

Кто зарабатывает на нефтепроводе в Украине и как это отражается на водителях

Пока в Украине стремительными темпами растут цены на нефтепродукты, на Закарпатье их тоннами сливают прямо в землю, чтобы потом откачать и продать. Топливо из некогда стратегического нефтепровода, попадая в почву, уничтожает озера и рыбу, а тем, кто осмеливается об этом говорить, угрожают расправой. Более того, «Вести» заметили, как за слитым топливом выстраиваются бензовозы с логотипами известных АЗС. Мы отправились в самый западный регион страны, чтобы выяснить, кто и ради чего уничтожает экологию и при чем тут Виктор Медведчук и Юрий Луценко.

 

 

Что произошло

Стратегические нефтепродуктопроводы Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая, которые проходят по территории Украины и были проложены в далеких 1957–1968 годах, в последние годы законсервированы. Причина понятна: мягко говоря, натянутые отношения с Россией. Но нефтепровод хранил в себе около 100 тысяч тонн дизельного топлива общей стоимостью до полутора миллиардов гривен.

В мае этого года жители села Росош Свалявского района Закарпатской области заметили подозрительную активность вблизи их хозяйств. Неизвестные выкапывали и резали на куски металлическую трубу диаметром около 60 сантиметров, которая в некоторых местах проходит прямо через пастбища и огороды. Как потом оказалось, это был демонтаж части того самого стратегического нефтепродуктопровода. Техника изувечивала живописную карпатскую землю траншеями глубиной и шириной около двух метров. Промышленные рвы достигают нескольких километров в длину и нередко пересекают границу сразу нескольких населенных пунктов.

Совсем скоро люди обнаружили, что неизвестные замахнулись не только на трубы, но и на  нефтепродуктохранилище, расположенное вблизи. На территории 16 га расположено больше сотни огромных подземных резервуаров из металла. Здесь даже не получилось поднять коптер, поскольку вдоль площади хранилища расставлены радиолокационные вышки, чтобы создать электромагнитные помехи и защитить резервуары от удара предполагаемого врага.

 

В селе Турички Перечинского района совсем недавно произошли похожие события. У одноименной реки стоит техника, преимущественно на львовских номерах. Охранная будка, в которой совсем недавно кто-то был, и лежат двенадцатиметровые отрезки труб. Их сюда таскали прямо через реку. Толщина стенок металла — 8 миллиметров. Один метр такой трубы весит около 103 килограммов и даже, по самым скромным подсчетам цены металла, стоит около 600 гривен. А ведь ее уже выкопали на десятки километров.

Проходим через реку. Огромная траншея ведет нас к подножию горы. По дороге периодически улавливаем резкий запах соляры и находим остатки защитной токсичной обмотки. Вода в самой траншее явно загрязнена. Прямо по горе, на которой раньше был густой лес, проходит огромный ров. Он уже пуст.

Угрозы и выгодные предложения

Лидер общественной организации «Доста Закарпатье» Павел Павлов говорит «Вестям», что ему пожаловались еще три месяца назад жители села Заречье, после чего, когда они увидели фуру, груженную порезанной трубой, решили блокировать ее движение. «Когда я начал снимать фуру на видео, у меня выбили телефон из рук прямо во время прямого эфира на «Фейсбук». После этого случая мне позвонили жители села Турички и пожаловались на то, что их запугивают, пытаются договориться и советуют сидеть тихо», — рассказывает нам Павел Павлов.

Об этом сразу сообщили правоохранителям и в сельсовет. «Когда я сюда впервые приехал, охранник сказал, что планируются выкопные работы для изъятия трубы. Металл пойдет на переплавку и на нужды АТО. На второй день мы опять сюда приехали и увидели неизвестных людей. Они сообщили, что у них есть документы. Когда мы  затребовали их — нам было отказано», — рассказывает глава сельсовета Туричек Александр Яцык.

После того как активисты обратились в полицию, работы были остановлены и открыто уголовное дело. Но позже с места происшествия пропал трактор, а остальная техника так и осталась стоять. «Вроде что-то ведется, вроде что-то ищется, вроде никто ничего не нашел», — оценивает работу силовиков Александр Яцык.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Экологи отмечают, что земля, на которой проходила работа по демонтажу нефтехранилища близ села Росош, принадлежит компании «Прикарпатзападтранс». «В ходе проверки нам не предоставили необходимой проектной документации, которая подтверждала бы правомерность демонтажа. Мы отобрали пробы грунтов на местах демонтированных цистерн. Также взяли пробы из ручья, который протекает на расстоянии около 400 метров. По результатам установили превышение фоновых концентраций нефтепродуктов в земле, в воде ничего не нашли. Мы также отправили запрос в Госгеокадастр касательно разрешения на снятие верхнего слоя грунта, и стало известно, что такого разрешения Госгеокадастр не давал», — рассказывает «Вестям» инспектор экологии Закарпатской области Виктор Янкович. Как выяснилось позже, демонтаж трубы производился не только в Перечинском и Свалявском районах. В селе Имстичово Иршавского района трубы в земле тоже больше нет. Зато в нескольких сотнях метров от жилых домов полоса плодородной земли загрязнена остатками защитного покрытия трубопровода и следами нефтепродуктов.

Михаил Энеди, сельский глава Имстичова, уверяет, что узнал об этом от местных жителей и сразу же обратился к правоохранителям. Но местные жители также уверяют, что работы даже не пытались остановить.

«Работы продолжались на протяжении минимум двух недель. За это время никто и не попытался их остановить. Пока мы не дали делу огласку», — рассказывает Федор Лендяр. Некоторые из его односельчан даже принимали участие в раскопках — например, на своих тракторах помогали возить трубы. «Сельский глава пытался всячески уладить конфликт, чтоб не было резонанса. Предлагал людям разнообразные гонорары и одновременно писал обращения к правоохранителям», — добавляет местный житель Петр Горзов.

Договаривались с людьми и в других населенных пунктах. Правда, «прикуп» везде был разным. В селе Керецки, например, владельцам земельных участков, через которые проходила труба, в качестве компенсации за порчу почвы предлагали купить кусок трубопровода по дешевке.

«Нас никто ни о чем не предупреждал. Просто пришли и начали копать. Мы думали, что все официально. Никаких документов даже не спрашивали. Когда я подошел к ним с просьбой выделить три метра трубы для обустройства стока воды во дворе, мне сказали цену в 520 грн за метр. Я купил», — объясняет житель села Керецки Михаил.

Кто за этим стоит

Компания «Прикарпатзападтранс», которая объявила себя собственником трубы, имеет длинную и интересную историю. Это дочернее предприятие российской «Транснефти», которое в марте 2016 года было продано швейцарской компании International Trading Partners AG, директором которой является Анатолий Шефер, чье имя связывают с Виктором Медведчуком через сотрудничество еще одной фирмы из Швейцарии под руководством Шефера — ITC Industry — с украинской МБК «Агротехника», соучредителем которой является Богдан Козак, которого уже уличили в тесном сотрудничестве с братом Виктора Медведчука — Сергеем.

После распада СССР за право собственности на данный нефтепродуктопровод началась настоящая борьба между «Транснефтью», «Прикарпатзападтрансом» и государством Украина. В процессе судебных тяжб чаша весов правосудия склонялась то в одну, то в другую сторону. В 2011 году Хозяйственный суд Ровенской области признал владельцем трубы Украину, но Россия апеллировала и довольно успешно. Де-юре трубопровод до 30 августа 2017 года принадлежал Украине, а именно Фонду государственного имущества. Но потом из-за изменившихся обстоятельств суд удовлетворил иск российской стороны и передал транспортную трубу в собственность Российской Федерации. Прокуратура пыталась обжаловать это решение, но Верховный суд все же утвердил: труба принадлежит русским.

Не менее интересной является и история самой трубы. По информации закарпатских интернет-изданий, ее несколько раз прорывало, в следствии чего происходила утечка и попадание в грунт огромного количества нефтепродуктов, а также именно из этой трубы в сентябре 2016 года было изъято и продано в зону АТО 28,4 тыс. тонн низкокачественного дизельного топлива стандарта «Евро-2», которым, как решил министр обороны Степан Полторак, можно заправлять военную технику (см. фото).

Компания «Прикарпатзападтранс» зарегистрирована в городе Ровно. Но также имеет и филиал в селе Дубриничи Перечинского района, неподалеку от всех раскопок. Мы отправились туда, чтобы пообщаться с сотрудниками предприятия. Но дальше проходной нам, к сожалению, пробраться не удалось, а ответ охранников был ожидаем: «Все вопросы — к руководству, пишите запросы». Запрос мы, конечно, отправили, но на момент выхода данной статьи ответ на запрос мы не получили, несмотря на то, что отведенный на ответ журналистам срок уже давно прошел. Но и без него понятно: если документы не предоставили ни нам, ни активистам — скорее всего, их нет в природе.

 

 

Очередь из брендированных бензовозов

Прокурора города Мукачево, который ведет дело, мы не застали на месте в рабочее время. Поэтому нам пришлось обратиться к областным правоохранителям. Пресс-службы полиции и прокуратуры Закарпатской области на большинство наших вопросов отвечают сухо — тайна досудебного следствия. Только в прокуратуре нам удалось узнать, что относительно недавно по факту данных происшествий были открыты новые уголовные дела по нескольким статьям.

Первое уголовное дело по компании «Прикарпатзападтранс» было возбуждено еще в конце 2016 года по факту незаконной регистрации прав собственности на часть трубопровода, а в начале 2017 года еще одно — за уклонение от  уплаты налогов. 21 сентября 2017 года решением специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации уголовные дела, возбужденные в отношении ООО «Прикарпатзападтранс», были переданы под личный контроль генерального прокурора Юрия Луценко (см. фото). И уже в 2018-м трубопровод начали резать. После нашего визита в филиал «Прикарпатзападтранс» раскопки лишь расширили свою географию — теперь копать начали в Береговском районе.

А из филиала «Прикарпатзападтранса» в Дубриничах начали усиленно вывозить остатки топлива, которое, видимо, было изъято из демонтированной трубы. Самое интересное, что в огромной  очереди бензовозов замечаем именитые топливные бренды, чьи заправки расположены по всей стране.

Павел Павлов уверен: просроченное топливо из нефтепровода таким нехитрым способом попадает в баки водителей по всей Украине. Достается трейдерам оно почти бесплатно, страдают экология и местные жители, а водители платят за него по полной. Напомним, за последние месяцы стоимость топлива на АЗС по всей стране выросла в среднем на 10–15%, что трейдеры объясняют ростом цен на нефть. 

В ГПУ нам также не дали комментарий по поводу дела о трубе, а Сергей Куюн, эксперт по энергетическим вопросам, уверяет, что дело с трубой не таит в себе ничего крамольного. «Сам трубопровод не только работает, по этому нефтепродуктопроводу перекачивается топливо в Венгрию. В сентябре на Венгрию было прокачано 70 тыс. тонн, в этом месяце будет 50 тыс. тонн. А то, что режут там, — это плановая замена трубопровода. Там было много врезок, и ее заменяют. Этот вопрос всплыл потому, что многие местные потеряли возможность осуществлять незаконный промысел — иными словами, воровать топливо. Вот и поднимают бучу. Экология — это уже второй вопрос», — говорит Куюн.

Правда, в таком случае непонятно, почему «Прикарпатзападтранс» не дает комментариев, не предоставляет документов, а активистов запугивают или же пытаются «договориться по-хорошему». Кроме того, вряд ли бы по факту плановой замены трубы возбуждали уголовное дело и глава ГПУ брал бы его под личный контроль. На момент выхода материала в селе Турички началось активное заметание следов. Траншею, из которой еще не достали все остатки трубы, начали засыпать землей вместе с токсичной обмоткой и остатками нефтепродукта. Как утверждают активисты, это начали делать по команде экологической службы Закарпатской области.

Автор: Александр Черненко