Новости

Латентные угрозы

Событие, о необходимости которого, перефразируя классика, так долго говорили власти, произошло — правительство приняло решение о введении локдауна на срок с 8 до 24 января.

В этот период будет запрещена работа кафе, баров и ресторанов (кроме доставки или на вынос), непродовольственных магазинов и рынков, кинотеатров и театров, спортивных клубов, бассейнов, ТРЦ, за исключением торговли продуктами питания, средствами гигиены, ветеринарными средствами.

На каникулы уйдут все учебные заведения, за исключением садиков. Будут запрещены любые культурные, спортивные и массовые мероприятия.

Салоны красоты и парикмахерские могут работать только по предварительной записи, без ожидания в помещении. Торговля непродовольственными товарами разрешается только на рынках или же с помощью доставки. Уличные елки в период новогодних праздников во время карантина будут проводиться без сцен. При этом продолжит работать общественный транспорт. Оставят открытыми продуктовые магазины, аптеки, банки, почту.

Тревожные игры с COVID-19

Решение ожидаемо вызвало неоднозначную реакцию, но в целом находится в русле тех мер, которые принимаются и в других странах. Понятно, что полностью прекратить контакты между людьми нереально, задача карантинных мер — ограничить их насколько возможно, снизив (но не остановив) распространение вируса.

Выбирать при этом приходится между плохим и очень плохим, учитывая как настроения «электората», так и экономические последствия. Понятно, что чем беднее страна, чем худосочнее ее бюджет, тем сложнее властям вводить ограничения, ведь компенсировать потери как непосредственно бюджета, так и оставшихся без источников дохода граждан нечем.

Судя по всему, и параметры украинского локдауна, объявленного почти за месяц до введения (это мировой «рекорд» — везде ограничения вводятся срочно, исходя из текущей эпидемиологической ситуации), просчитывались исходя прежде всего из экономических соображений — период после череды новогодних праздников всегда «мертвый сезон» для торговли (кроме предметов повседневного спроса), сферы обслуживания и общепита.

Расчет, видимо, на то, что ограничения объявленного локдауна наложатся на сокращение контактов в ходе праздников (предприятия и организации работать не будут), а главное — удлинятся каникулы в школах и вузах, ведь, как считают многие специалисты, именно учащиеся всех уровней (у которых, как правило, коронавирус протекает в легкой форме) являются его главными переносчиками.

Впрочем, не осталось без внимания и то, что срок действия украинского локдауна «чудесным образом» заканчивается строго накануне дня рождения президента. Никак не научатся понимать в высших эшелонах украинской власти, что такие «маленькие хитрости» никогда не остаются незамеченными и, конечно, не добавляют рейтинговых очков их авторам.

Но куда больше, чем эта деталь, бьет по авторитету власти то, что в целом системный подход в борьбе с эпидемией не просматривается, свидетельством чему и история с введением, а затем отменой локдауна выходного дня. Достаточно информации о тяжелой ситуации в больницах, где проходят лечение ковидные пациенты, о нехватке всего необходимого, лекарств, кислорода и т.д.

А особенно показательно, что результатов тестов на COVID-19 приходится ждать по 8 дней. Представляется, что с таким «лагом» очень часто они будут иметь значение лишь для статистики. Да и статистику, похоже, стали «прикручивать». По сравнению с ноябрем число проводимых ПЦР-тестов снизилось в 2—2,5 раза, соответственно сократилось и число выявляемых больных.

Но чем больше латентных случаев, к которым не применяются карантинные меры, тем больше фактическое распространение болезни, поэтому такие «игры» могут привести к очень тяжелым последствиям уже в самом скором будущем. И предотвратить их не смогут никакие локдауны.

Как Медведчук резко «снизил» количество новых случаев

Будем считать, что также по случайному совпадению количество выявленных на Украине случаев COVID-19 стало резко снижаться после того, как уже во второй раз усилиями Виктора Медведчука был поднят вопрос об использовании в нашей стране российской вакцины «Спутник V» (на минувшей неделе в соседней державе началась массовая вакцинация). Причем если два месяца назад шла речь о поставках готовой вакцины, объемы которых ввиду дефицита препарата на первых этапах выпуска и использования могли вызвать вопросы, то в этот раз предложение выглядело более перспективным.

Производитель российской вакцины «Спутник V» заявил о готовности выпускать ее на территории Украины и подать документы для ее регистрации государственными регулирующими органами. Соответствующий вопрос обсуждался 8 декабря на встрече гендиректора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, директора Института имени Гамалеи Александра Гинцбурга и главы политсовета партии «Оппозиционная платформа — «За жизнь» Виктора Медведчука.

«Выпуск готовой формы вакцины на территории Украины уже наладила одна из ведущих фармацевтических компаний — АО «Биолек». Производственные мощности «Биолек», на которых будет осуществляться выпуск вакцины, соответствуют всем действующим требованиям стандарта GMP», — сказано в сообщении пресс-службы РФПИ.

«Биолек» («Биолік» — укр.) — фармкомпания, которая находится в Харькове. На сайте указывается, что компания производит вакцины против дифтерии и столбняка, биодобавки, диагностические препараты, косметические средства, лекарства. В 2018 г. владельцем контрольного пакета акций фармацевтической компании стала Vilkom Services Limited (Кипр). Ранее «Биолек» была дочерней компанией российского «Фармстандарта».

Не нужно быть семи пядей во лбу, дабы предположить, что кипрская компания является «прокладкой», а фактический собственник остался прежним. Иными словами, россияне могут иметь доступ к управлению предприятием, а главное — располагать полной информацией о его возможностях, притом что используемые там технологии и регламенты, видимо, близки к существующим непосредственно на российских предприятиях.

Т.о. освоение производства «Спутник V» было бы там не сложнее, чем на российских предприятиях, которые активно наращивают объемы выпуска. Но это было бы уже украинское производство — нужно понимать, исключительно на украинский рынок ориентированное. Такой подход позволил бы достаточно быстро начать массовую вакцинацию на Украине.

Естественно, незамедлительно поднялась «патриотическая волна», на фоне которой «Биолек» оперативно опровергла сообщение о начале производства российской вакцины, а секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что российское предложение помощи — «это психологическая и информационная атака на Украину».

Трудно не согласиться с тем, что в данном предложении значителен элемент политтехнологий, поставивший украинскую власть в весьма непростое положение. Но разве это повод отказываться от предложения, способного спасти жизнь тысячам украинцев и значительно приблизить сроки окончания пандемии, бьющей по экономике, да и вообще по всей жизни украинцев?

Если Украина в плане выхода из эпидемии окажется в аутсайдерах по отношению не только к России, но и к другим странам (где также начинается массовая вакцинация препаратами западных компаний), это, помимо всего прочего, станет сильным имиджевым ударом по власти. И к тому все идет.

Туманные перспективы

Впрочем, возможно, российское предложение и поможет в борьбе с COVID-19, добавив украинской власти аргументов в ее усилиях получить доступ к западным вакцинам.

Так, пресс-служба Минздрава сообщила: «Министр здравоохранения Максим Степанов провел телефонный разговор с временным поверенным в делах США в Украине Кристиной Квин, во время которого обратился с просьбой рассмотреть Украину как потенциального приоритетного кандидата на получение вакцин в «режиме тестирования и использования в чрезвычайных ситуациях», ведь Украина находится в сверхсложных условиях из-за российской агрессии на востоке нашей страны.

В ближайшие две недели мы подпишем договора о поставках вакцины против COVID-19 с некоторыми компаниями-производителями. Однако это не гарантирует получения Украиной вакцин в ближайшие месяцы, ведь первая произведенная партия вакцин будет закрывать потребности GAVI COVAX», — подчеркнул Максим Степанов.

Со своей стороны Кристина Квин заверила, что она и ее команда сделают все возможное, чтобы Украина получила вакцины против COVID-19 в кратчайшие сроки. Кроме того, Кристина Квин отметила, что их команда поможет МЗ разработать алгоритм и план действий по логистике и планам вакцинации. «Мы поддерживаем официальную позицию Минздрава Украины об отказе от использования российской вакцины, которая не прошла все фазы клинических испытаний. Кроме того, уже сегодня мы проведем совещание с правительством США о поставках вакцины в Украину, где обсудим сроки и объемы поставки», — отметила Кристина Квин».

За обтекаемыми дипломатическими формулировками можно понять, что Максим Степанов «давил на жалость» и нежелательные политические последствия провала вакцинации на Украине, ведь еще 15 октября украинский министр был вызван на ковер в американское посольство, и по итогам встречи с ним американская посол самолично заявила: «Российская вакцина не будет применяться в Украине». Понятно, что, по мнению украинской власти, такая лояльность и исполнительность должна быть вознаграждена, а «издержки» компенсированы.

Что же касается GAVI COVAX, то речь идет о программе, которую Всемирная организация здравоохранения инициировала для поддержки беднейших стран мира, в основном для стран Африки и Азии. Из европейских государств туда включены лишь Украина и Молдова. При этом признается, что получить в рамках этого проекта можно максимум восемь миллионов доз, что хватит на четыре миллиона человек (учитывая, что каждому нужно вколоть по две дозы).

На основе каких-то невероятных умозаключений Центр общественного здоровья при Министерстве здравоохранения подсчитал, что этого достаточно для вакцинации 20% населения. Т. е. в Минздраве исходят из того, что украинцев осталось 20 млн., хотя вполне вероятно и то, что в пресс-службе ведомства просто забыли, что нужны две дозы. Впрочем, нельзя исключать и того, что «сыграли под дурачков», ведь если речь идет всего о 10%, рапортовать об успехах как-то совсем уж неприлично.

Но в любом случае ждать вакцину в ближайшие месяцы (по крайней мере в объемах, отличных от символических) не приходится. Очевидно, что даже для программы COVAX ведущие западные производители начнут выделять вакцины только тогда, когда удовлетворят потребности своих стран. И еще более сомнительно, что те же американцы поделятся непосредственно с Украиной, даже несмотря на «российскую агрессию», несмотря на заверения американского диппредставителя. Впрочем, и она пообещала лишь «поднять вопрос» перед своим правительством.

Для «европейцев» Украина — не Европа

О том, что для западных партнеров своя рубашка (а в данном случае — свой лес) всегда ближе к телу, свидетельствует сообщение на сайте Еврокомиссии: «Окончательное решение комиссии по урегулированию споров, созданной в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, выявило, что украинский запрет на вывоз всей необработанной древесины несовместим с Соглашением об ассоциации. Итак, ожидается, что Украина как можно скорее прекратит экспортный запрет», — говорится в заявлении.

В Еврокомиссии уточняют, что Евросоюз «поддерживает Украину различными проектами, включая поддержку охраны окружающей среды, а также государственного управления и устойчивого управления лесами». Впрочем, как отмечается, решение комиссии по урегулированию споров установило, что украинский запрет на экспорт «не соответствует ни одной из этих законных целей».

Напомню, в 2016 г. депутаты Верховной Рады предыдущего созыва, чтобы как-то оградить карпатские леса от хищнической вырубки, ввели мораторий на экспорт леса-кругляка. Брюссель стал буквально выкручивать руки Киеву, требуя отмены моратория. Украинская власть предприняла последнюю попытку отстоять национальные интересы, пытаясь решить вопрос через комиссию по урегулированию споров, созданную по Соглашению об ассоциации. Результат был вполне предсказуем.

При этом Украина является страной с самой низкой в Европе удельной площадью леса. На 60,3 млн. га Украины лесом покрыто только 9,5 млн. га. Финляндия по площади в два раза меньше Украины, но лесом там покрыто более 20 млн. га (Финляндия, кстати, дала согласие на прокладку «Северного потока-2» через свои территориальные воды лишь в обмен на сохранение низких пошлин на вывоз леса-кругляка из России). У Швеции — почти 30 млн. га леса.

В подавляющем большинстве стран Европы промышленная вырубка леса запрещена. Еврокомиссия жестко наказала Польшу, которая под предлогом санитарной вырубки деревьев, пораженных жуком-короедом, попыталась заготавливать лес в Беловежской пуще. К слову, решение о «санитарной» вырубке в польской Беловежской пуще было принято три месяца спустя после принятия Верховной Радой моратория на экспорт леса-кругляка. По мнению экспертов, за счет украинской древесины Польша довела экспорт своей деревообрабатывающей промышленности до 16,3 млрд. долл.

Украина стала абсолютным лидером по экспорту контрабандной древесины в страны ЕС. Не помешал даже действующий в Евросоюзе стандарт на экспорт древесины — EUTR, запрещающий ее импорт в случае незаконности ее получения в стране происхождения (от импортеров в Европе требуют юридической проверки продукции). Но «европейцев», на словах столь непримиримых к коррупции (в частности, на Украине), в данном случае это совершенно не волнует, как и то, что хищническую вырубку эксперты считают одной из основных причин катастрофических наводнений в Карпатах, регулярно случающихся в последнее время.

Трепетное отношение еврочиновников к сохранению лесного богатства в своих странах (в частности, в Польше, вплоть до штрафов для национальных властей) и прямо противоположное к вырубке лесов на Украине однозначно указывает: Украина в глазах «европейцев» — не Европа и никогда (ведь последствия хищнической вырубки лесов будут ощущаться десятилетиями, если не столетиями) Европой не станет. Нас видят колонией, из которой нужно вычерпать все что можно, и побыстрее.

Cергей БУРЛАЧЕНКО