Новости

Латвии в новом году угрожает дестабилизация

Завершающийся 2019 год оказался богат на политические события в Латвии. Уход с поста мэра Риги Нила Ушакова, переход под государственный контроль Рижского и Вентспилского портов, американские санкции против «последнего олигарха» Айвара Лембергса, новое правительство страны во главе с гражданином США Кришьянисом Кариньшем. Какие из этих событий наиболее значимы, а также чего ожидать жителям Латвии в следующем году, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал латвийский политолог Оярс СКУДРА.

— Г-н Скудра, какое, на Ваш взгляд, политическое событие, произошедшее в Латвии в 2019 году, Вы могли бы назвать наиболее актуальным для страны?

— Одно конкретное событие назвать нельзя. Но стоит выделить важный процесс, результаты которого мы сейчас наблюдаем. Это формирование парламентского большинства, произошедшее в начале 2019 года, и, естественно, создание правительства под руководством Кришьяниса Кариньша. Последующие действия правящих сил и борьба вокруг определенных законопроектов, на мой взгляд, и определили все, что так или иначе происходило в политической жизни страны в уходящем году.

Хотя, конечно, из основных событий можно назвать и избрание нового президента, и выборы в Европарламент, правда, существенного влияния на жизнь Латвии они не окажут.

Поэтому я считаю, что именно создание правительства и его дальнейшая работа — это основное событие года. Поскольку большинство, поддерживающее Кабмин, нестабильно, эта нестабильность сильно проявилась как раз в конце года.

Основными факторами здесь стали вопросы финансирования политических партий, отставки Рижской думы и проведения досрочных выборов в столице.

— Насколько, по Вашему мнению, сильна эта нестабильность в правительстве, можно ли ожидать его распада в будущем году?

— Предпосылки к его распаду существовали все время с момента его создания, потому что, как показало голосование по утверждению правительства, уже 23 января пять депутатов от популистской KPV LV голосовали против, что привело к выходу из фракции и исключению этих людей из партии.

На мой взгляд, KPV LV сейчас является и всегда являлась самым нестабильным элементом правительства.

Вокруг этой фракции ведется борьба как со стороны политико-экономических группировок, выступающих против Кабмина, так и, естественно, со стороны правящих, старающихся их удержать в составе правительства.

Такое событие, как случившееся в конце года голосование за роспуск Рижской думы, усилило центробежные настроения в KPV LV, и голосование только двух депутатов от их фракции против роспуска это только подтверждает.

Как утверждает независимый депутат Алдис Гобземс, покинувший в январе эту фракцию, видимо, только путем подкупа отдельных депутатов от KPV LV удается удержать на плаву правительство Кариньша.

Кроме этого, следует напомнить, что это правительство характерно частым выражением недоверия как отдельным министрам, так и самому премьеру. Да, все они окончились неудачей — министры и премьер устояли, но я не припоминаю ни одного правительства, где таких попыток было бы настолько много.

Все это указывает на то, что правительство постоянно находится под ударом, что также не добавляет ему стабильности, и очередное испытание его ждет 9 января 2020 года.

Так что я не исключаю, что в новом году правительственное большинство в парламенте может быть пересмотрено, хотя это и не означает, что та же коалиция, правда, в несколько усеченном составе, не создаст и новое правительство.

Такой сценарий полностью исключать нельзя, особенно если на выборах в Рижскую думу, которые явно произойдут в мае следующего года, KPV LV не возьмут в общий список других правящих партий. В этом случае KPV LV вполне может пойти на раздувание проблем в правительстве, и к весне правительственный кризис может окончательно сложиться, особенно если оппозиции удастся превратить выборы в Рижскую думу в своеобразный референдум о доверии правительству и выиграть на выборах.

— Вы думаете, что общий список возможен? На прошлых выборах правящие выступали с такой идеей, но в итоге так ничего и не вышло.

— Пока что все так складывается, хотя, конечно, утверждать этого нельзя. Ясно, что «Для развития/За!» пойдет своим списком, но я думаю, что Новая консервативная партия, Национальное объединение и «Новое Единство», скорее всего, создадут единый список.

И мой прогноз заключается в том, что фрагментированность нового состава Думы все равно останется. Никаких резких изменений я не допускаю.

Тем более что правительственное большинство нестабильно и составляет примерно 50–53 голоса в парламенте, что может оказать влияние и на исход выборов в Думу.

— Насколько обоснован в таком контексте роспуск Рижской думы, ведь коалиция там худо-бедно, но работает, да и мэра удалось избрать?

— Да, но эта коалиция искусственная, и Рижская дума потеряла всякое структурированное политическое содержание после того, как в ней появились группы независимых депутатов. Сначала [мэр Риги] Олег Буров попробовал создать коалицию с раскольниками из «Согласия»; не получилось, и он перешел к фракции «Риге!» вместе с Байбой Брокой, которую можно при желании назвать коалицией «друзей семьи» бывшего мэра города [Нила Ушакова].

Что же касается причин роспуска, думаю, что объяснение здесь простое. Совет по конкуренции запретил компании Tīrīga начать вывоз мусора в Риге, и, естественно, министр [регионального развития Юрис] Пуце увидел: вот же он, предлог, на основании чего можно распустить Думу, на поверхности, и инициировал соответствующий процесс, который поддерживает в первом чтении 50 голосами правящего большинства в парламенте.

— А чего в таком случае ожидать рижанам в следующем году, какое влияние роспуск муниципалитета окажет на них?

— Да, бюджет Рижской думы на будущий год пока не принят, и в нем явно могут быть какие-то сокращения, особенно в социальной сфере. Но я не думаю, что они будут до выборов, поскольку это невыгодно. Представим: если назначенная министерством по делам самоуправлений администрация решит что-то радикально сокращать, то это прямо ударит по партии господина Пуце и ухудшит ее позиции на выборах.

В свою очередь, что будет после выборов, станет решать уже новый состав Думы. Ясно, что «Согласие» и ««Честь служить Риге»» будут выступать за то, чтобы сохранить социальные программы, что может помочь им собрать голоса. Правда, лидер «Единства» в Рижской думе Вилнис Кирсис уже заявлял, что социальную часть бюджета надо бы пересмотреть, но так и не сказал, в какую сторону. Скорее всего, это будет зависеть от того, какое будет большинство и какую роль сыграет популизм в короткой и жесткой предвыборной борьбе.

Мне кажется, что со стороны оппозиционных парламентских партий будет попытка преподнести эти выборы как референдум о доверии правительству.

И в таком случае, если в Думе окажется «Союз "зеленых" и крестьян», то я не исключаю, что они могут войти в коалицию с «Согласием» и «Честью служить Риге», в том числе и по настоянию Айварса Лембергса.

— В этом году также начался и сбор подписей за роспуск Сейма. На Ваш взгляд, можно ли ожидать, что необходимое число подписей в следующем году будет собрано, ведь «Согласие» уже заявило, что поддержит референдум?

— Думаю, что здесь многое будет зависеть от исхода выборов в Рижскую думу.

Если «Согласие» останется у власти, то никакой масштабной агитации с их стороны, скорее всего, не будет.

Также «Согласие» может приостановить активность, если падет правительство и среди правящих партий окажется СЗК, правда, как мне кажется, не в полном составе.

Допускаю, что туда могла бы войти группа депутатов во главе с [бывшим премьер-министром] Марисом Кучинскисом. Он возглавляет комиссию по национальной безопасности, к нему есть доверие, и он с группой единомышленников вполне может заменить разваливающееся KPV LV.

Так что первая половина следующего года обещает быть полной жесточайших политических схваток.

Она может принести в политическую жизнь страны довольно много нестабильности и усилить разные настроения в пользу роспуска парламента.

 

Андрей Солопенко

Тэги: