Новости

Лавров на G20: глава МИД РФ о Зеленском, мире и раздвоении Запада

Во вторник, 15 ноября, на индонезийском острове Бали стартовал саммит G20. Украинские власти традиционно воспользовалась очередной международной площадкой для саморекламы и продвижения своих тезисов, в то время как министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, как вынуждены были признать на Западе, одержал там «риторическую победу».

Формула войны Зеленского

Саммит «Большой двадцатки» прошел без участия президента РФ Владимира Путина, российскую делегацию возглавил Лавров.

Не стал приезжать в Индонезию и Владимир Зеленский, который все же отметился на саммите выступлением в онлайн-формате.

В своей речи он снова обвинили Россию в агрессии против Украины, призвал мировое сообщество к разнообразному давлению на Кремль и пустился в исторические аналогии, рассказывая аудитории об «освободительной операции» ВСУ в Херсоне.

«Эта освободительная операция наших сил обороны является для Украины аналогией многих битв прошлого, которые были переломными моментами в войнах. Они символизировали такие изменения, после которых люди уже знали, чья будет победа, хотя еще приходилось воевать ради нее. Это как высадка союзников в Нормандии», — сказал Зеленский.

Главным новшеством в сравнении с последними выступлениями украинского президента для внешней аудитории стали тезисы по мирному урегулированию конфликта.

Всего их набралось десять: радиационная и ядерная безопасность, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, освобождение всех пленных и «депортированных», исполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка, выведение российских войск и прекращение боевых действий, возвращение справедливости, противодействие «экоциду», недопущение эскалации, фиксация окончания войны.

О том, что данные предложения киевского руководства не имеют ничего общего с реальным желанием прекратить боевые действия, сказал в своем выступлении на пленарной сессии Сергей Лавров.

Двадцатиминутная лекция Зеленского, как назвал ее глава российской дипломатии, выходила за все регламенты и рамки приличия.

Этот устроенный по требованию Запада перформанс — хороший пример того, как США и Евросоюз пытаются отвлечь внимание от реальной повестки дня «двадцатки» от своей доли ответственности за накопление проблем в мировой экономике, говорится в тексте речи, распространенной по итогам выступления Лаврова.

Дисциплина для Зеленского

Позднее глава МИД РФ выступил на пресс-конференции, где ответил США и их союзникам, которые попытались в очередной раз обличить Россию.

«Что касается украинской темы, то и США, и все их союзники в ходе дискуссий сегодня отметились достаточно агрессивно, обвинив Россию в, как они говорят, неспровоцированной агрессии против Украины. Вообще, знаете, чем чаще они говорят "неспровоцированная агрессия", тем больше, наверное, все убеждаются, что агрессия была спровоцирована ими. И является это не агрессией, а является операцией по защите законных интересов безопасности России, на границах которой создавались военные угрозы. И операцией по защите русского населения Донбасса», — заявил Лавров.

Он напомнил, что руководство России не отказывается от переговоров с Украиной, а если кто и отказывается от них, то это Киев. И чем дольше там будут отказываться, тем труднее будет договориться.

Министр отметил, что Россия хочет «увидеть конкретные свидетельства того, что Запад всерьез заинтересован в дисциплинировании Зеленского и объяснении ему, что так продолжаться не может, что это не в интересах украинского народа и его самого».

Политическое раздвоение Запада

В своем выступлении Лавров коснулся темы военной помощи западных стран Украине, которая идет параллельно с заявлениями этих государств о необходимости мирных переговоров.

Такую позицию глава МИД назвал «политическим раздвоением личности».

«Евросоюз и НАТО уже давно являются гибридными участниками гибридного конфликта, гибридной войны на Украине — это и поставки вооружений, тренировки, подготовка военнослужащих... Если касаться конкретного решения ЕС о запуске этой военно-тренировочной миссии, то здесь какое-то раздвоение сознания, потому что параллельно с этим и президент [Франции Эммануэль] Макрон, и канцлер [ФРГ Олаф] Шольц, и другие лидеры европейских стран говорят о необходимости перехода к мирному урегулированию. Какое-то политическое раздвоение личности», — сказал он.

К слову, на полях саммита Лавров провел короткие беседы с Макроном и Шольцем. По его словам, французский президент выразил готовность продолжать контакты с Путиным.

Провал изоляции

Первый день саммита G20 показал, что никакого бойкота российской делегации, который прогнозировали на Западе, не случился. Выступление Лаврова прошло при полном зале, ни одна из делегаций не стала устраивать демарш и покидать помещение, что вынуждены были признать иностранные СМИ.

«Зал был полон на выступлении Лаврова, массовых забастовок не было — что-то вроде риторической победы России», — пишет Bloomberg.

Не будет, судя по всему, и антироссийского заявления по итогам саммита от лица всей «Большой двадцатки». Лавров рассказал, что документ практически готов, попытки ряда государств протащить туда обвинения в адрес РФ не имели успеха.

«Запад добавил фразу, что многие делегации осудили Россию, мы записали, что были изложены и альтернативные точки зрения, мы считаем, что этого вполне достаточно», — сказал министр, добавив, что в проекте декларации есть упоминание об «обмене мнениями» сторон по вопросу украинского конфликта.

В среду, 16 ноября, саммит G20 продолжит свою работу. Министр иностранных дел России Сергей Лавров покинул Бали.

Сергей Зуев