Новости

Лукашенко научился спецоперациям в небе у Украины

Украина вслед за Польшей и странами Балтии закрыла авиасообщение с Республикой Беларусь. Такова их реакция на задержание в аэропорту Минска основателя проекта «Нехта» Романа Протасевича. В это время генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал случившееся «серьезным и опасным инцидентом», госсекретарь США Энтони Блинкен призвал немедленно освободить оппозиционера, а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пригрозила Беларуси новыми санкциями. Остается только гадать, почему все эти люди молчали, когда похожие операции планировали и проводили власти той самой Украины.

«Акт государственного авиапиратства», «угон, спонсируемый государством», «шокирующая эскалация, которая требует решительного ответа со стороны ЕС», «угроза международной гражданской авиации». Вот лишь короткий перечень определений, которые на Западе используют для описания истории с экстренным приземлением в аэропорту Минска самолета компании Ryanair.

И хотя белорусские власти отрицают, что они заставили лайнер совершить посадку ради задержания Романа Протасевича, США и ЕС уже все разложили по полочкам: это беспрецедентная циничная операция спецслужб. «Последний диктатор Европы» сошел с ума!

«Этот шокирующий акт, совершенный режимом Лукашенко, поставил под угрозу жизнь более 120 пассажиров, в том числе граждан США. Изначальные сообщения о причастности белорусских служб безопасности и использовании белорусских военных самолетов для сопровождения самолета вызывают серьезную обеспокоенность и требуют полного расследования», — говорится в заявлении на сайте американского Госдепа.

Пожалуй, слово «шок» в этом контексте используется особенно часто. На Западе подчеркивают, что «Батька» совершил нечто немыслимое, невообразимое. Раньше никому такое в голову не приходило.

Да неужели?

По факту задержание Протасевича очень напоминает операцию, которую в прошлом году готовили украинские и западные спецслужбы против граждан России.

Они планировали, что самолет с бойцами российской ЧВК «Вагнер», который будет лететь из Минска в Стамбул, совершит вынужденную посадку в Киеве. Там «музыкантов» оперативно скрутят и доставят в следственный изолятор, а потом будут показательные судебные процессы: участникам вооруженного конфликта в Донбассе дадут максимально возможные тюремные сроки.

Но что-то пошло не так. Информацию о планах Киева кто-то якобы слил Лукашенко. То есть президент Беларуси, задерживая «вагнеровцев», спас их от куда более серьезной опасности.

Так ли все было на самом деле? В данном случае этот вопрос можно вынести за скобки.

Важно другое: на Западе благосклонно восприняли саму информацию о том, что Киев собирался совершить «акт государственного авиапиратства».

По словам Петра Порошенко, именно он еще в конце 2018 года санкционировал проведение этой операции. Почему же не госсекретарь США, ни глава Еврокомиссии, ни генсек НАТО публично его не пристыдили? Почему не возмутились тем, что ради сведения политических счетов с Россией украинские спецслужбы собирались принудительно посадить в Киеве самолет с иностранными гражданами на борту?

Вот как историю с Протасевичем прокомментировал участник группы Bellingcat Христо Грозев: «Это является серьезным нарушением Чикагской конвенции и может квалифицироваться как террористический акт, ставящий под угрозу сотни жизней на борту и на земле. Если до сих пор Беларусь не была полноценным государством-изгоем, то теперь она, безусловно, стала таковым. Иран и Северная Корея не осмелились бы на это».

Тот же Грозев снимает документальный фильм о провале операции по задержанию «вагнеровцев». И ее он оценивает иначе: «Это все было придумано гениально. И вдруг сейчас ваше правительство говорит, что такого не было никогда и что это выдумка российских спецслужб. Такой хороший проект, который сделал из российских спецслужб посмешище, клоунов, а государство отказывается от этого выигрыша».

Главное тут — не запутаться, где «хороший проект», а где «террористический акт».

Какому президенту аплодировать за гениальную задумку, а какого клеймить позором за нарушение Чикагской конвенции.

Конечно, не факт, что украинская операция по захвату «вагнеровцев» вообще готовилась (представители Зе-команды это отрицают). Но в копилке майданной власти есть и другой похожий инцидент.

В 2016 году «Украэрорух» принудительно вернул в аэропорт Киева самолет, который направлялся в Минск, и снял с борта известного оппозиционного блогера Армена Мартиросяна.

Переговоры пилота с диспетчером свидетельствуют, что за невыполнение указаний последний угрожал поднять в небо боевую авиацию.

Поднять истребитель на перехват гражданского судна с людьми на борту? Поставить на кон их жизни ради того, чтобы задержать какого-то оппозиционера (которого к тому же после допроса отпустили)? Стране победившего Майдана, как выясняется, это позволено.

Еще одна любопытная история произошла совсем недавно: 3 апреля в Кишиневе похитили беглого украинского судью Николая Чауса. «Трое бросили моего мужа в автобус, еще трое — охранника. Причем охранника еще и избили: ему закрыли пленкой глаза, рот и выкинули в канаву, он потерял сознание. А когда пришел в себя, рядом никого не было. Он пришел домой через два часа. Я сразу вызвала полицию, этим занимается следственный комитет по особо важным преступлениям. Они в шоке. Тут в Молдове спокойно, и такие события для них шок. Это для них как какой-то зоопарк», — рассказала жена Чауса.

Как позже выяснилось, проворовавшегося судью вывезли на Украину.

Где именно он находится — неизвестно. По всей видимости, когда у Чауса сошли синяки, его заставили публично опровергнуть факт похищения. Соответствующее видео опубликовано в интернете — видно, что мужчина читает с листочка и сильно запинается.

«Украина фактически плюнула на молдавский суверенитет. Провела спецоперацию, как будто на вражеской территории. При этом в суде решался вопрос об экстрадиции судьи, через какое-то время его, вероятно, передали бы Украине на законных основаниях. Непонятно, для чего вообще понадобилось похищение», — недоумевает молдавский политолог Сергей Манастырлы.

Как отреагировал на эту историю коллективный Запад? Никак. До судьбы Николая Чауса никому нет дела. Что непозволительно делать «тоталитарной» Беларуси, то вполне позволяется «демократической» Украине.

Алексей Ильяшевич