Новости

Лукашенко никогда не забывал о простых белорусах - взгляд из Израиля

Пора ввести в Белоруссии военное положение с тем, чтобы немедленно прекратить общественную истерию. Далее президенту Александру Лукашенко следует начать расследование и разоблачить предателя в своем ближайшем окружении, считает историк Владимир Ружанский.

На первый взгляд, ситуация в Белоруссии выглядит более чем странной. Ведь 26 лет, целых двадцать шесть лет, белорусы были довольны своим бацькой. Еще бы! Ведь Александр Григорьевич сумел не только сохранить белорусскую индустрию и сельское хозяйство, но и модернизировать местное производство. Скажу больше: если где и сохранился сегодня средний класс, так это в Белоруссии.

Никто не мешает белорусам торговать, скажем, недвижимостью, открывать собственные предприятия, производить и продавать свою продукцию. Более того, белорусский президент и его правительство все эти годы и десятилетия прилагали немало усилий, чтобы увеличить экспорт за счет местного производства. Не буду вдаваться сейчас в детали, но Лукашенко весьма успешно интегрировал лучшее от социалистической, доставшейся ему в наследство советской и западной систем.

Да, он два десятилетия был и остается самым пророссийским политиком на постсоветском пространстве. Можно сказать и так. А может, он лучше других увидел перспективы Белоруссии без России? Такой вот он нехороший этот Лукашенко - не ринулся в Евросоюз, не захотел, чтобы Белоруссия превратилась в восточноевропейский Таиланд, как это произошло с некогда процветавшей Латвией.

Вот эти две составляющие и были основой успеха Белоруссии - пожалуй, самой успешной страны на постсоветском пространстве после Казахстана.

Заботясь об экономике страны, батька никогда не забывал о простых белорусах и, возможно, в ущерб той самой экономике отнюдь не самой богатой ресурсами страны, создавал искусственные рабочие места. Я побывал в Белоруссии еще в начале нового века. Контраст с Россией был поразительным. Да, народ жил скромно, так же, как в России, на каждом шагу были аптеки и несметное количество магазинов. Но я не видел ни одного нищего и уж точно не целые ряды бездомных, которые холодной зимой в Москве стояли, со своими пожитками, в переходах, чтобы хоть немного согреться. Буквально на каждом шагу в Минске я встречал милиционеров - батька трудоустроил огромное количество молодых людей, рванувших в мрачные девяностые из сел в столицу. Трудоустроил в том числе и в милиции.

Я все это пишу потому, что если учесть все заслуги Лукашенко перед своим народом, то по меньшей мере кажется странным желание белорусов поменять известного и заслуженного политика на какого-то блогера.

Неужели белорусы настолько поглупели и впали в амнезию - ведь девяностые годы прошлого века аукнулись даже третьему поколению в бывших советских республиках, что разом решили потерять все: рабочие места, стабильность и поступательное развитие страны? Но так ситуация выглядит, если схему рассуждений строить только на фактах.

Однако есть еще и новые факторы, главный из которых - стремительно развивающиеся технологии оранжевых революций.

Сравнивать события в Белоруссии и на Украине совершенно бессмысленно, поскольку белорусы и украинцы по-разному жили в течение прошедших десятилетий. Украинцы, изможденные коррупцией и беззаконием, массово стремились в Европу. Белорусы мудры и поэтому никогда не отказывались ни от России, ни от Европы. Союз «или», выражающий альтернативу, не для них.

Тем не менее, схема событий на Украине и в Белоруссии очень похожи. Поводом для акций протеста могло стать что угодно, но выборы - это то событие, которое просто грех было бы не использовать для противников Лукашенко. Демократические выборы - дело весьма скользкое, потому что всегда найдутся те, кто опротестуют результаты. И протесты в Белоруссии, на которые вышли, как по команде, совсем немало весьма подготовленных к подобным акциям молодых, физически крепких людей, возможно, и закончились бы ничем.

Но тут сработал еще более важный фактор: насилие со стороны властей. Причем насилие властей - это еще полбеды. Настоящая беда для Лукашенко и его правительства заключается в том, что это насилие было совершенно не избирательным. То есть вместо того, чтобы вылавливать в толпе провокаторов, местные правоохранители начали бескомпромиссную войну с толпой. И тут с толпой, руководимой подготовленными оппозиционерами, происходит мгновенная метаморфоза: боевики от оппозиции меняют петарды на букетики цветов, а место физически крепких, натренированных молодых людей заняли миролюбивые женщины, которые и голодного волка остановят своим видом.

Кадры с букетиками и женщинами сразу заставили зрителей по всему миру забыть о 127 милиционерах, пострадавших в боях с оппозицией. Да и что такое 127 раненных милиционеров в сравнении с подорвавшимся на собственной самодельной взрывчатке оппозиционером?

Кстати, если мы сравним действия белорусской милиции с их коллегами в США, во Франции или в Британии, едва ли это сравнение будет в пользу западных полицейских. Или то, что можно Цезарю, не полагается плебею? Однако сейчас все эти цифры и факты уже ничего не изменят: власть превысила меры самообороны и теперь в глазах даже тех, кто ещё вчера голосовал за Лукашенко, выглядит преступной.

Лично меня очень интересует вопрос: кто отдал этот преступный приказ: хватать и бить всех подряд? Лукашенко? Я в этом очень сильно сомневаюсь - едва ли такой опытный политик, а главное - патриот своего народа и своей страны, отдал бы подобный приказ. Это приказ врага, крысы из самого ближайшего окружения Лукашенко. Но что делает президент Белоруссии уже после трагедии? А он, вместо того, чтобы расследовать причины трагедии и разоблачить крысу, а возможно и крыс в своем окружении, едет на заводы, объяснять рабочим, чем нынешняя власть лучше для трудящихся, чем оппозиция.

Вот так батька сам загнал себя в угол. Ситуация сложилась крайне сложная, возможно даже катастрофическая и все-таки, не безнадежная для Лукашенко, который держится решительно.

Сейчас самый раз ввести в стране военное положение с тем, чтобы немедленно прекратить общественную истерию. Далее президенту придется начать расследование, но не только. Придется поднять зарплаты трудящихся, а главное - укрепить средний класс, не давая при этом поднять голову олигархии. Задачи сложные, но выполнимые и не терпящие отлагательства. В противном случае, шах Лукашенко очень быстро превратится в мат.

Я не знаю, кто разрабатывает технологии современных потрясений на постсоветском пространстве. Понятное дело, что это не один человек, а огромный коллектив, состоящий из специалистов в самых разных профессиях. Понятно, что это работа врагов, а не друзей. Но не могу не отдать должное профессионализму и творческому подходу врагов в геополитическом противостоянии с Россией, потому что они идут даже не на шаг, а на несколько шагов впереди своих российских и белорусских коллег-оппонентов. Если такая ситуация в данном противостоянии умов, опыта, талантов, задействованных в гибридной войне, продолжится, ничего хорошего славянский мир не ждет.

Как показали прошедшие десятилетия, нарушение паритета ничего хорошего миру не несет. Нарушение паритета - это хаос, это реки или даже моря крови. Это торжество элит и страдания десятков, возможно сотен миллионов и даже миллиардов людей.

Владимир Ружанский – историк, преподаватель кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского университета