Новости

Любой язык за ваши деньги, русские украинцы!

Как подписанный Зеленским закон об образовании «обеспечивает свободы» русским и русскоязычным гражданам Украины

«Никто из участников образовательного процесса не должен подвергаться никакой форме дискриминации, в частности испытывать какие-либо ограничения в образовательном процессе», – провозглашает статья 8 закона «О полном среднем образовании», подписанного 13 марта президентом Украины. Но только если «участник образовательного процесса» – представитель титульной политической нации. Ведь особый цинизм процитированной «декларации о свободах» в том, что заявляется она после статьи того же закона, которой вводится тотальная дискриминация русских и русскоязычных детей. Каковых на Украине – до половины (судя по распространённости языков внутрисемейного общения).

«Языком образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования является государственный язык» – гласит первый же пункт статьи 5. То есть государственный язык является не только обязательным к изучению (что естественно), а обязательным языком изучения всех предметов (п. 2). Вне зависимости от того, носителем какого языка является «участник образовательного процесса».

«Участники образовательного процесса»

«Участники образовательного процесса»

Исключение делается только для частных школ (п. 10). Да, по сравнению с подписанным Порошенко законом про державную мову это прогресс. Закон о мове не предусматривает даже частную форму обучения на языке «национальных меньшинств» (вообще-то, в подавляющем большинстве коренных народов силком скроенной УССР). Следовательно, свою школу не могут учредить ни национальные культурные общества, ни, скажем, религиозные организации (такие как армянская или русская церковь, мусульманская или иудейская община).

Май 2019-го. Хромые утки миссию выполнили

Закон о мове в пух и прах разбила Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия). Однако разрешение на частные национальные школы оказалось единственным учтённым «слугами народа» пунктом из доброго десятка венецианских замечаний. Да и это улучшение сомнительное. Ведь в итоге принятия закона в целом, по которому государственные и коммунальные средние школы и классы с русским языком обучения ликвидируются, половина граждан государства, чьими налогами обеспечивается условно бесплатное образование, утрачивает право на бесплатное образование для своих детей на родном языке. Так что на самом деле законом «О полном среднем образовании» от 13 марта 2020 года  декларируется: «Любой язык за ваши деньги!» Да только откуда деньги на частную школу у подавляющего большинства граждан беднейшего государства Европы?

Хоть по бедности Украина первая в Европе

В УССР, входившей в первую десятку экономик мира, великороссы на момент развала Союза составляли четверть населения республики. Поверив в обещания Кравчука о том, что «на Украине русским будет лучше, чем в России», они проголосовали за новое государство.

Прошло три десятка лет, и вот государствообразующий русский этнос на Украине переведен в разряд не просто «национальных меньшинств», а «других национальных меньшинств» – второразрядных по сравнению с носителями официальных языков Евросоюза. И «лица, принадлежащие к другим национальным меньшинствам Украины» по подписанному Зеленским закону получают в государственных, коммунальных или корпоративных учебных заведениях среднее образование на родном языке не более 20% объёма учебного времени. Чего хватит разве что на изучение родного языка и литературы.

Мало того, «правом изучать язык национального меньшинства» обеспечиваются только представители «соответствующего» меньшинства (п. 3). То есть белорусу, украинцу, еврею, армянину, татарину, болгарину и т. д. право на изучение русского языка государство Украина не гарантирует. Равно как и украинцу, возжелавшему изучать, скажем, иврит.

Разумеется, никаким русским школам закон места не оставляет. Такие школы уничтожаются. В лучшем случае останутся отдельные классы (п. 7), в которых 20% учебного времени отводится на изучение русского языка и литературы.

Зато приседание с двойным «ку» ЦэЕвропа исполняет перед «лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам Украины, языки которых являются официальными языками ЕС»: словаки, болгары, поляки, греки и, конечно же, венгры (которые вообще заблокировали «евроатлантическую интеграцию Украины» в ответ ещё только на законопроект образовательной реформы Украины 2017 года) имеют право аж на половину учебного времени на родном языке (п. 6).

К тому же новый закон допускает некие «образовательные программы учреждений общего среднего образования, которые предусматривают преподавание того или нескольких учебных предметов (интегрированных курсов) на английском или ином официальным языке ЕС» (п. 9). Ясно, что ширма всех этих «образовательных программ» и «интегрированных курсов» скрывает прописанную в законе лазейку для сохранения в первую очередь английских школ. А как же – Язык Большого Белого Босса! Повелителя планеты, по убеждению наших пацаков.

Лишь в начальных классах детям из числа русских и т. п. национальностей, не удостоившихся великой чести принадлежать к нациям Евросоюза, милостиво позволено учиться на родном языке: «Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам Украины, имеют право получать начальное образование в государственном, коммунальном или корпоративном учебном заведении языком соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком» (п. 5). Однако этот, вроде бы единственный нелюдоедский, пункт вступает в противоречие с законом о державной мове, не допускающим начальное образование на языке национального меньшинства в государственных учреждениях.

И как все эти коллизии между законом об образовании и ещё более жёстким законом о мове будут разрешаться на местах, зависит только от национальной свидомости начальника местного районо.

Однако главное даже не это. А то, что, согласно закону о мове, «языком внешнего независимого оценивания… является государственный язык» (ст. 21, п. 3). И в таком случае конкурентные преимущества при поступлении в вуз получает ребёнок, учившийся исключительно на украинском.

Такая вот «недопустимость любой формы дискриминации кого-либо из участников образовательного процесса». На деле – тройная дискриминация: и при выборе учебного заведения, и в ходе образовательного процесса, и по его окончании!

Однако почему Зеленский, который шёл на выборы как «альтернатива» свидомиту Порошенко (обещал даже провести ревизию закона о мове), подписал новый закон? Ведь не русофоб же он (ну не более чем типичный представитель юмористов, каких и на московских сценах полно). Да потому что он, как любой украинский президент, патологически боится украинских фашистов. Именно они – истинные носители украинства. А зеленские, януковичи, кучмы – под какими бы русофильскими лозунгами ни шли на выборы – становились президентами всё же Украины, которая без украинства (= русофобии) невозможна.

ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ