Новости

Макрон идёт от вилки к вилке

В истории дипломатии было множество разных переговорных стратегий. И одной из самых интересных является блеф. В том числе попытка запугать противника своей готовностью к резкому росту эскалации, иногда даже самоубийственной. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, например, подтвердит, что благодаря блефу можно одержать победу над странами, обладающими кратным превосходством в ресурсах над блефующим. Ну или как минимум добиться ничьей в конфликте.

Однако для успеха стратегии, основанной на блефе, нужно, чтобы противоположная сторона в него поверила. Нужно убедить противника в том, что вы готовы повышать ставки и идти на самоубийственные решения. Ведь если противник не поверит, если он проигнорирует угрозы или, что ещё хуже, предложит открыть карты, то блефующий окажется в очень, очень непростой ситуации.

Собственно, в ней сейчас и оказался французский президент Эммануэль Макрон. Мучительно пытаясь избежать вилки из двух ужасных вариантов (между принятием победы России на Украине и вводом французских войск для недопущения этой победы с последующей ядерной войной), мсье Макрон решил попытаться напугать Россию готовностью ввести французские войска на Украину — в надежде на то, что рассудительная и ответственная Москва не допустит войны и пойдёт на уступки Западу в переговорном процессе. Однако Россия на блеф не купилась. На французские угрозы Москва ответила словами Владимира Путина («Сейчас вести переговоры только потому, что у них патроны заканчиваются, — это как-то нелепо с нашей стороны»), а также ракетными ударами по расположениям наёмников.

И подобные ответы поставили Макрона в крайне неприятное положение. Подвели к новой вилке с двумя плохими вариантами.

В рамках первого французский президент мог бы перестать играть роль ястреба, делать воинственные заявления и постепенно отползти назад в дипломатическую тень. И вроде как этот вариант безопасный, ведь вряд ли Москва стала бы тогда его добивать. Однако проблема в том, что стали бы другие — те, кто не в восторге от амбиций Макрона, от его стремления стать лидером Евросоюза. Например, те же немцы. В итоге на своих лидерских амбициях в Европе Макрон мог бы поставить крест — как и на надеждах обратить вспять ситуацию в Африке, где французов при помощи русских выгоняют из всё большего числа стран. Если Москва не боится его угроз, то какой ей смысл идти навстречу Парижу в африканских делах?

Поэтому французский президент пошёл по второму варианту — попытался перевести блеф на новый, более высокий уровень эскалации. Заявил уже не о каком-то гипотетическом «вводе войск с целью разминирования территорий», а о готовности начать войну с Россией. «Возможно, в определённый момент придётся провести операции на месте, какими бы они ни были, чтобы противостоять российским войскам», — пояснил французский лидер. При этом дал понять, что большинство стран Европы с этим согласны. Ну и конечно, сразу же указал Москве дорожку в сторону деэскалации ситуации — мол, французского лидера устроит, если Россия согласится объявить о прекращении огня хотя бы на период Олимпийских игр в Париже (то есть в конце июля — первой половине августа).

Если Москва согласится на эти условия, то Париж, конечно, может выдохнуть. Заявить о своей дипломатической победе (ведь добились-то прекращения огня), о спасении киевского режима (ведь летом, как считают аналитики, планируется большая российская наступательная операция против выдохшегося Киева), ну и наконец об успехе тактики военно-силового давления на Россию, которую можно будет впредь повторять по любому поводу.

Однако, к сожалению для Макрона, его план вряд ли удастся.

Да, президент Путин ответил по своему обыкновению вежливо и дипломатично — заявил, что о предложении французского коллеги не знает, и добавил, что готов рассмотреть любые вопросы, но будет действовать исходя из интересов страны. А эти интересы он в недавнем интервью Дмитрию Киселёву чётко обозначил («Сейчас вести переговоры только потому, что у них патроны заканчиваются, — это как-то нелепо с нашей стороны»). Однако в МИД были более прямолинейными. «Выхожу с ответным предложением к Макрону: прекратить поставки вооружений, из которых убивают мирных граждан, а также прекратить спонсировать терроризм», — отметила представитель ведомства Мария Захарова. Ну и вдогонку предложила французскому лидеру обратиться с аналогичным предложением к сторонам арабо-израильского конфликта, ведь «от слова Франции наверняка там многое зависит».

И если Москва всё-таки проигнорирует новый блеф Эммануэля Макрона, то он снова окажется перед развилкой: отползать в сторону или эскалировать ситуацию? Не исключено, конечно, что французский лидер выберет второй вариант, но тогда, во-первых, он окажется в дипломатической изоляции. Ведь, вопреки его заверениям, большинство стран Европы отнюдь не поддерживает идею войны с Россией. Во-вторых, он вообще может оказаться на обочине всех реальных дипломатических процессов, связанных с Украиной, особенно в том случае, если в ноябре президентские выборы в США окончатся победой республиканцев. Собственно, именно поэтому большинство вменяемых европейских политиков сейчас и взяли паузу в украинском вопросе.

А Макрон не взял, за что и пострадает.

Геворг Мирзаян