Новости

Маленькие заботы о минимальной зарплате

Депутаты Верховной Рады имели шанс одним махом поднять минимальную зарплату более чем на треть, но ограничились скромными 5,5%.

25 августа депутаты Верховной Рады провели внеочередную сессию, основной задачей которой было утверждение анонсированного летом повышения минимальной зарплаты (МЗП). Это — по логике Кабмина — должно бы умеренно стимулировать потребительский спрос и заодно увеличить бюджетные отчисления, сократившиеся из-за длительного карантина и простоя бизнеса.

В июле Кабмин утвердил график поэтапного повышения МЗП с 4723 грн. до 6500 грн., предполагающий ее рост с 1 сентября 2020 г. до 5 тыс. грн., с нового года — до 6 тыс., а с 1 июля 2021 г. — до 6,5 тыс. грн.

А в начале августа Владимир Зеленский внес в ВР законопроект об изменениях в госбюджет, связанных с первым этапом этого повышения, определенный президентом как неотложный.

Вместе с этим на прошлой неделе премьер-министр Денис Шмыгаль весьма оптимистично прокомментировал «Укринформу» бюджетный дефицит в 300 млрд. грн., образовавшийся вследствие недопоступлений в казну и необходимости выплаты взятых ранее кредитов.

Он назвал эту цифру «умеренной для Украины и абсолютно посильной для бюджета». «На сегодняшний день нет кассового разрыва. И мы четко понимаем источники покрытия такого дефицита», — заявил Шмыгаль.

По его словам, почти 300 млрд. грн. дефицита соответствуют плановому дефициту, согласованному с международными кредиторами. Ситуация связана с коронавирусом, но это меньше, чем у отдельных европейских стран, где бюджетный дефицит достигает 10—14%.

«Кассового разрыва сейчас нет, и в дальнейшем правительство знает, где брать деньги. Это налоговые поступления, дивиденды от деятельности госпредприятий, внутренние и внешние займы. В общем, все идет по плану», — сообщил премьер.

Одним из источников роста налоговых поступлений за счет роста налога на доходы физических лиц как раз и является повышение МЗП, которое было утверждено депутатами ВР на внеочередной сессии 25 августа.

Примечательно, что наряду с президентским законопроектом, предполагавшим повышение МЗП менее чем на 300 грн., в повестке дня оказались и два альтернативных проекта — Юлии Тимошенко и Натальи Королевской. Гораздо более смелые, чем президентский.

Вариант, предложенный лидером БЮТ, предполагал существенное увеличение оплаты труда работников бюджетных организаций за счет приравнивания первого тарифного разряда единого тарифного коэффициента (ЕТС) к размеру МЗП. Сейчас он равен прожиточному минимуму. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, этим самым «устраняется парадоксальная ситуация, когда по номинальной ставке директор школы получает зарплату (без доплат) всего лишь в два раза большую, чем уборщица».

Кроме того, законопроект Тимошенко предполагал установить новые коэффициенты ЕТС, чтобы разница между ними была не меньше чем 10%. Сейчас — 9%. А главное, оставить для малого и среднего бизнеса на время карантина МЗП на уровне 1 января 2020 г., т.е. 4723 грн.

«Для небюджетного сектора экономики увеличение размера МЗП на 5,86% приведет к увеличению не только условно-постоянных расходов на фонд заработной платы предприятий (увеличение себестоимости товара или услуги), но и к соответствующему увеличению совокупной налоговой нагрузки (возрастет база начисления ЕСВ и военного налога).

Понятно, что это приведет к сокращению инвестиционной активности предприятий и уменьшению их привлекательности как объектов инвестирования.

В свою очередь это негативно повлияет на уровень официальной занятости, что крайне опасно в условиях пандемии, и очевидно приведет к увеличению выплат зарплат в «конвертах», следовательно, к росту тенизации трудоустройства. Больше всего пострадают физические лица-предприниматели, которые уплачивают ЕСВ, исходя из размера МЗП, — такое недопустимо в условиях резкого сокращения их экономической деятельности в результате действия карантина», — говорится в сопроводительной записке к законопроекту Юлии Тимошенко.

Еще дальше по пути устранения социальной несправедливости пошла Наталья Королевская. Ее предложение о повышении МЗП основывается на том, что этот показатель не должен быть ниже прожиточного минимума, который, по данным Минсоцполитики, в ценах июня текущего года составил с учетом обязательных платежей 5149 грн., т. е. уже превысил МЗП на 9%.

С учетом индекса инфляции на 2020 г., установленного в размере 111,6%, отрицательная разница к концу года вырастет еще больше.

Если же взять в качестве образца резолюцию Европарламента 2008/2034 (INI), рекомендующую устанавливать МЗП не ниже 60% средней зарплаты, и показатель последней на уровне 11579 грн., то уже сейчас ВР должна была бы проголосовать за МЗП в размере 6947 грн. А с учетом индекса инфляции минимальная сумма заработной платы украинцев, по мнению Натальи Королевской, составила бы 7500 грн.

Однако, как мы видим, у всякого повышения зарплаты есть обратная сторона, связанная с увеличением налоговых отчислений. И уж если бизнес вынужден сокращать объем производства товаров и услуг, то не с руки ему и увеличивать зарплаты сотрудникам.

Из-за карантина многие наемные работники были отправлены в неоплачиваемые отпуска. Теперь же работодателям предложили сделать хорошую мину при плохой игре, подняв даже не столько зарплату, сколько количество отчисляемых в казну денег.

Проголосованное парламентариями повышение МЗП до 5 тыс. грн., т.е. менее чем на 6%, никак не способно поколебать макроэкономическую стабильность. Однако это решение имеет явно выраженный предвыборный характер и коррелирует с дальнейшими более смелыми планами, предполагающими менее чем за год рост МЗП почти на четверть.

И вот эти прожекты уже действительно требуют фундаментального обоснования и расчетов, без которых попахивают дешевым популизмом.

Ведь источников для покрытия бюджетных расходов на повышение МЗП в 2021 г. Денис Шмыгаль не озвучил. Но они явно не связаны с ожиданиями ревальвации гривни, скорее наоборот.

Квинтэссенцией президентского законопроекта является необходимость ослабления национальной валюты до 30 грн./$, что положительно повлияет на экспортные возможности, но так же верно будет способствовать росту потребительской инфляции, которая, вероятно, и «съест» все социальные устремления Владимира Зеленского и его команды. Такая вот нехитрая арифметика «покращення».

Единственное, с чем трудно согласиться, это с предложением Юлии Тимошенко уже сейчас начать переговоры с международными инвесторами о реструктуризации «непомерного государственного долга «Яресько» — ценных бумаг, выплаты по которым привязаны к экономическому росту (т. н. — ВВП-варранты).

Только в этом месяце Министерство финансов выкупило на Ирландской фондовой бирже около 10% выпущенных ВВП-варрантов. Точные данные о сумме сделки отсутствуют, но, учитывая их августовскую стоимость порядка 0,86 номинала, выкуп ценных бумаг Минфином оценили в $275 млн.

Теперь же правительству предлагают сделать крутой разворот и начать шантажировать кредиторов дефолтом, который, несомненно, ухудшил бы доступ к внешним заимствованиям и, с большой долей вероятности, привел бы к более серьезным экономическим сбоям — таким как кризис платежей и остановка отдельных предприятий, и без того ослабленных пандемией и карантином, возможный дефицит отдельных групп товаров, потребительская паника и т.д.

Правда, извиняет авторов подобных предложений их политическая заинтересованность в досрочном прекращении полномочий действующего президента.

Однако для Зеленского дефолт Украины стал бы и его личным дефолтом. Со всеми вытекающими обстоятельствами. И президент это, очевидно, понимает.

Ярослав ДМИТРЕНКО