Новости

Май в Одессе непобежденной

В Одессе все как обычно в последние четыре года. В преддверии 2 и 9 мая город переводится на сверхособый режим безопасности. Сверхособый – потому что т.н. «оранжевый», т.е. особый уровень продолжает действовать с 2014 года. Уже никого не удивляют 2,5 тысячи украинских силовиков, стянутых по этому случаю в город у моря: ведь он по-прежнему город-герой. Патрули эсбэушников с собаками, БТРы на центральных улицах также стали привычной составляющей Одессы в начале мая при нынешней власти.

В конце апреля традиционно прошли антитеррористические учения СБУ с участием ВСУ, Нацгвардии, полиции, ГосЧС, пограничников и даже чиновников областного уровня. «Подразделения, привлеченные к учениям, продемонстрировали готовность противодействовать террористическим диверсионным угрозам и эффективно выполнять свои функции в экстремальных условиях», – написано в официальном сообщении. Примерно то же самое можно сказать и в отношении артиллерийских стрельб, проведенных вблизи с границей с Крымом практически в то же время.

Но, пожалуй, своеобразной вершиной оккупационной процедуры является показательный смотр подразделений полиции и Национальной гвардии. Он проходит на Куликовом поле накануне Дня Одесской Скорби – 2 мая: сотни силовиков в полном боевом вооружении, выстроенные «коробками», включая спецбатальон полиции «Корд», засекреченную «Омегу» и группы боевых пловцов «Дельфины» и «Мангусты», не говоря уже о спасателях и кинологах; бронемашины и автозаки. Такой себе апофегей вроде как победившего майдана. Ведь 2 и 9 мая становится ясно с особой отчетливостью – Одесса так и не стала украинской.

Пожалуй, характерной особенностью нынешних майских праздников в Одессе стало участие представителей Консультативной миссии Европейского союза (КМЕС) в «новом формате» консультаций с общественностью и правоохранительными органами. «В контексте диалоговой платформы с представителями общественности и правоохранительных органов обсудили вопросы свободы собраний и общественного порядка во время проведения мероприятий 2 и 9 мая», – сообщила пресс-служба Одесской областной госадминистрации. Также в местах проведения массовых акций была замечена «полиция диалога» – новое подразделение, состоящее из психологов, которое по идее должно предотвращать конфликты. Однако, скажем сразу, относительно спокойно прошедшие 2 и 9 мая в Одессе – это, скорее всего, результат не их кропотливой работы, а отсутствия финансирования националистических группировок, активисты которых прибывают в Одессу на «заработки». Так, на Аллее Славы были задержаны только двое таких «гастарбайтеров» – правосеки из соседнего Николаева.

Между тем нельзя сказать, что провокаций не было вообще, Начались они где-то с середины апреля – так нацисты перед майскими днями стремились показать, кто в городе хозяин. Но получилось ли? Конечно, нет, ведь сами акции вызвали осуждение практически у всех. Взять хотя бы «инсталляцию» возле генконсульства РФ с участием пьяных бомжей в тельняшках и ушанках с плакатами: «Я – россиянин, давай обнимемся». Или представление с резиновой куклой из секс-шопа, наряженной в военную форму с надписью «ватная рассея» и усаженной рядом с палаткой, символизирующей российское консульство. Свидомое непотребство установили возле здания городского Совета на Думской площади. Этот хамский флешмоб был заявлен как бессрочный, но кукла и палатка бесследно исчезли в первую же ночь…

Совсем иной уровень провокации показали неонацисты из организации С14. Ночью, как воры, они закрасили красной краской названия российских городов-героев на памятных плитах, расположенных вдоль мемориальной Аллеи Славы. «Вместо российских городов-героев на Аллее теперь нанесены надписи: «ДАП», «Иловайск», «Дебальцево», «Краматорск» и «Мариуполь». Надписи, которые значат для Украины значительно больше, чем Тула или Смоленск, – бахвалились радикалы на своей странице в Facebook. Примечательно, что для полиции они, как всегда, остались «неизвестными», а значит, ненаказанными.

Но одесситы восприняли сие «патриотическое» начинание как акт вандализма и нагнетания страстей. Широкий резонанс преступление получило и за пределами Одессы. Коммунальщики уже следующим утром полностью очистили памятные плиты от неонацистских «художеств». А еще «неизвестные вандалы» разрисовали мемориал «Крылья победы» на площади 10 апреля. Атаке нелюдей подверглась нижняя часть массивной стелы с фамилиями героев Советского Союза – жителей Одесской области.

Упомянем и уже ставший скандальным неонацистский «марш победы», прошедший вечером 2 мая по центральным улицам Одессы. Чего стоит лишь заявление одного из организаторов о том, что тот не считает сожженных в Доме профсоюзов одесситов людьми. По окончании разразился еще один грандиозный скандал из-за заявления новой лидерши правосеков: «Украина для украинцев без ж..дов». Как говорится, от избытка сердца уста глаголют. Ну и сам «марш», на который собралось всего-то 400-500 «побратимов» из самых разных городов. Для одесских неонацистских «маршей», обычно насчитывающих от 20 до 50 участников, в основном школьников, это, наверное, много. Но основная «фишка» в том, что охраняло это «победное» шествие 1,5 тысячи полицейских и нацгвардейцев. Можно как анекдот рассказывать…

А вот ответ настоящих одесситов. В тот день, 2 мая, тысячи одесситов с 7 утра и до поздней ночи шли на Куликово поле. Огороженное металлической сеткой с пунктами пропуска, на которых всех проверяли металлоискателями и выборочно обыскивали. Заблаговременно проверенное кинологами на предмет взрывчатки. По периметру заблокированное полицией. Это место трагедии, массового убийства мирных одесситов 2 мая 2014 года по-прежнему остается символом непокоренности. По подсчетам полиции, одновременно на площади находилось до 500 человек – больше не помещается. А общий счет шел на тысячи.

Почти спокойно прошел митинг-реквием куликовцев. Они зачитали краткие биографии всех убитых нацистскими молодчиками и выпустили в небо черные шары и белых голубей. Со стороны националистов не обошлось без попыток подраться, но их быстро успокоили полицейские. Однако по дороге на Куликово поле был избит парень, шедший с цветами к Дому профсоюзов. 7 мая гопники сильно избили женщину, которая ухаживала на Куликовом поле за цветами и лампадками. Национал-уроды нападают только скопом и на беззащитных.

Горы живых цветов находились у забора, по-прежнему ограждающего Дом профсоюзов, на протяжении нескольких дней. В ночь на 5 мая их вывезли националисты. По словам одного из правосеков, это – «сепарская свалка» и «мемориал дохлых коллаборантов». В комментариях к этому посту в Facebook были призывы «отправить всех скорбящих на кладбище». То есть практически все население Одессы. Но, как мы видим, на самом деле эти мелкие подонки бывают смелыми только в социальных сетях, под покровом ночи и под охраной силовиков. Но уже в воскресенье, 6 мая, на Куликовом поле вновь появились живые цветы, и состоялся очередной митинг…

Следующим днем триумфа непобежденной Одессы стало 9 мая. Народным местом памяти благодарных потомков является Аллея Славы с памятником Неизвестному Матросу в парке Шевченко. Как и Куликово поле 2 мая, мемориал был огорожен металлической сеткой с пунктами пропуска, где проверяли всех желающих посетить мемориал. Здесь же отфильтровывали тех, кто все же рискнул прийти с «запрещенной символикой». Так, были задержаны двое одесситов за георгиевские ленточки. Причем украинские СМИ тут же распространили «новости» о задержанных «сторонниках агрессии России».

Отдельного упоминания заслуживают случаи возбуждения уголовных дел за вывешенные Знамена Победы на домах граждан – таковых три. И, конечно же, – полицейская погоня за автомобилем с красным знаменем и надписью: «На Берлин». А ведь совсем недавно, еще в 2013 году, Знамена Победы украшали все здания Одессы 9 мая...

Но вопреки всему в одесское небо на праздничных шарах взмыла гигантская георгиевская лента и на протяжении всего дня, носимая ветром, пролетала над разными районами Одессы. Украинские СМИ стыдливо назвали ее гвардейской.

Официальные мероприятия прошли рано утром. А потом целый день не прекращался людской поток к памятнику Неизвестному Матросу, желающим возложить цветы приходилось даже ожидать своей очереди. Утопали в цветах и мемориальные могилы героев обороны и освобождения Одессы, расположенные на Аллее Славы. К 13.00 полиция насчитала 1,5 тысячи, а к концу дня был установлен абсолютный рекорд – 50 тысяч одесситов и гостей города пришли на Аллею Славы. А ведь в городе есть еще и другие мемориалы, где также было великое множество людей с цветами.

 Примечательно, что даже обещанные синоптиками сильный дождь и шквал не состоялись, был приятный теплый и в меру солнечный день. Пришедшие целыми семьями люди радовались Великому Празднику, дарили цветы ветеранам…

Шествие «Бессмертного полка» стало многотысячным. Конечно же, были и провокации националистов. В ответ на их «коммуняку на гиляку» неслось «бандеровские бесы вон из Одессы» и «Донбасс, мы с тобой». И, конечно же, – песня «Священная война». Примечательно, что полицейские заставили заклеить белой бумагой красные звезды орденов на плакатах…

Отметим, что «европейский» день «памяти и примирения» 8 мая, официально празднуемый теперь на Украине, в Одессе вообще не заметили. Абсолютно невостребованной оказалась выставка т.н. жертв т.н. российской агрессии, которую национал-активисты развернули 8 мая на Аллее Славы.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Невозможно обойти вниманием уличный опрос, проведенный известным местным видеоблогером в режиме «один кадр». На вопрос: «Какой день Вам ближе – 8 или 9 мая?» 12 из 13 прохожих ответили, что Днем Победы они считают именно 9 мая. Только один молодой человек, сначала высказавшись за 8 мая, потом уточнил, что он «в этом не сильно разбирается». Это ответ одесситов на попытки запрета Дня Победы. Ведь если даже восторжествует «победобесие» директора Института национальной памяти Вятровича (теперь все может быть) и 9 мая сделают рабочим днем, День Победы все равно останется народным праздником, и тысячи одесситов вновь придут на Аллею Славы, чтобы возложить цветы к памятнику Неизвестному Матросу.

Наверное, поэтому националисты и заговорили о том, что этот мемориал, который они называют «иглой», нужно снести. Во Львове монумент Славы уже огородили забором и готовят к демонтажу…

фото: ritmeurasia.org

 Яна Гордиенко