Новости

Меньшинство, которое право

Одна из моих самых любимых цитат из романа Джорджа Оруэлла «1984» звучит так: «Даже если ты в меньшинстве, даже если всё меньшинство — это ты один, это ещё не значит, что ты сумасшедший». В современной Европе есть такое «меньшинство из одного человека» (или, вернее, одной страны). Это Венгрия премьер-министра Виктора Орбана. Официальный Будапешт упорно гнёт прагматичную линию по отношению к украинскому конфликту и в результате удостаивается от прочих государств ЕС различных нелестных эпитетов. И вот появился шанс, что это меньшинство расширится. Роберт Фицо был премьер-министром Словакии в 2006—2010 и в 2012—2018 годах. Сейчас он вновь рассматривает возможность побороться за кресло главы правительства. И вот как выглядит его внешнеполитическое кредо.

Цитирую интервью бывшего премьер-министра Словакии агентству Bloomberg по сайту РИА Новости: «Я не хочу поставлять смертоносное оружие Украине просто ради хорошего образа среди западных стран. У нас есть право иметь собственное мнение», — сказал Фицо. По его мнению, обсуждение вступления Украины в НАТО является «огромной чепухой», которая сделает конфликт глобальным. Кроме того, бывший премьер-министр Словакии призывает начать мирные переговоры для завершения украинского кризиса как можно раньше. У приведённой выше цитаты Оруэлла есть продолжение: «Есть правда и есть неправда. И если ты придерживаешься правды, а весь мир против неё, это ещё не значит, что ты сошёл с ума». Звучит настолько возвышено и пафосно, что я, честно говоря, долго колебался, перед тем как использовать эту цитату для описания действий и заявлений политиков типа Виктора Орбана и Роберта Фицо. И действующий премьер-министр Венгрии, и бывший (и, надеюсь, будущий) премьер-министр Словакии — это очень приземлённые политические лидеры. При всех очевидных (по крайней мере с российской точки зрения) достоинствах их, наверное, довольно сложно назвать праведниками в библейском смысле этого слова.

Но что конкретно означает «быть праведником» в современном мире? Бороться за сохранение этого современного мира, говорить правду о нынешних стратегических реалиях, даже если эта правда считается неудобной и неполиткорректной.

Роберт Фицо это однозначно делает: «Принятие Украины в НАТО будет означать начало третьей мировой войны, поэтому у нас с этим серьёзные проблемы». «У нас серьёзные проблемы» с принятием перспективы третьей мировой войны — звучит как недосказанность года, или, если выражаться по-английски, understatement of the year. «Серьёзные проблемы» с принятием перспективы третьей мировой войны должны быть у всех. Но по факту в ЕС они сейчас наличествуют лишь у тех лидеров, которые в глазах местных «законодателей мод» считаются если не политическими маргиналами, то уж точно политическими эксцентриками.

Впрочем, почему только считаются? Роберт Фицо — это на самом деле ярко выраженный политический эксцентрик и человек, который, мягко выражаясь, не особо любит критику. Вот фрагмент из статьи англоязычного издания The Slovak Spectator далёкого декабря 2008 года: «Премьер-министр Роберт Фицо назвал журналистов крупнейших ежедневных изданий страны «идиотами» за то, как они освещали его официальный визит во Вьетнам, перестановки в правительстве, посольство Беларуси и финансовый кризис. «Вы нападаете на правительство глупым, идиотским образом, — сказал он. — Ложь, ложь и ещё раз ложь. Я прошу вас по крайней мере быть немного аккуратнее по отношению к этому правительству. Коммунистическая пресса раньше была более терпима к диссидентам, чем вы к демократическому правительству Словакии... Только идиот стал бы публиковать на первой полосе изображение сотен людей, теряющих работу (из-за кризиса), и иллюстрировать это заголовком, который гласит: «Фицо гонится за миллиардом крон».

Какого известного российского политика напоминает такой стиль общения? Конечно же, незабвенного Владимира Вольфовича Жириновского.

И вот что я, ни в коем случае не являясь поклонником покойного лидера ЛДПР, хочу напомнить о Владимире Вольфовиче. Жириновский был очень тонким и глубоким политическим мыслителем. Конечно, эту грань его характера видели далеко не все. Жириновский как политический мыслитель по-настоящему раскрывался лишь вдалеке от телекамер, в кругу людей, которым он доверял. Любопытный феномен, правда? Думаю, что не просто любопытный, а очень любопытный. И Роберт Фицо — это тоже исключительно любопытный политический феномен.

Я не являюсь специалистом по Словакии и словацкой политике. И потому не готов делать какие-то выводы о наличии связи между склонностью того или иного государственного деятеля к политической эксцентрике и его способностью чётко видеть стратегические реалии. В силу этих причин назову всё нижеследующее только своей гипотезой. Быть эксцентриком означает, помимо прочего, быть не как все, не плыть в основном потоке. Это точно дано не каждому. В ином случае того, что принято считать политическим мейнстримом, просто не было бы. И вот как сейчас выглядит участь политических эксцентриков (не всех, конечно, не всех, но многих) в современной Европе. Они видят, что политический мейнстрим в ЕС свернул куда-то сильно не туда. Видят, имеют мужество говорить об этом публично — и лишь укрепляют этим свою репутацию эксцентриков. Вряд ли подобную ситуацию можно назвать удовлетворительной. Но то, что такие эксцентрики в ЕС всё же есть, уже хорошо.

Михаил Ростовский
Обозреватель газеты «Московский комсомолец»