Новости

Местные выборы на Украине: Киев теряет власть

Чем ближе 25 октября – день, когда в стране пройдут очередные местные выборы, тем больше проблем у Киева как центра украинской власти. Можно констатировать, что Владимиру Зеленскому и пропрезидентской партии «Слуга народа» откровенно не повезло с пандемией: коронавирусный кризис обнажил не только экономические проблемы государства, но и элементарную охлократию, с которой совсем не хотят мириться регионы.

Очередной раскол в украинское общество внесло решение киевских властей о делении страны на четыре зоны с разными режимами карантина. Оно не понравилось ни властям на местах, ни жителям страны – и это неминуемо скажется в ходе избирательной кампании.

Кажется, что органы управления на местах устроили чемпионат по неподчинению Киеву. Провластные реакционеры не остались в стороне. Одиозный заместитель министра внутренних дел Украины Антон Геращенко пригрозил мэрам ответственностью за отказ усиливать карантин в «красной зоне», по его выражению, «за каждого погибшего в своих городах».

Кто проявил больше всего самодеятельности? Например, власти Луцка и Тернополя. Они отказались вводить дополнительные карантинные ограничения. В Луцке решения украинской верхушки по противодействию коронавирусу прямо назвали непрофессиональными и подчеркнули, что они довели страну до экономического коллапса. Луцкий городской совет не будет принимать никаких решений по остановке транспорта или закрытию любых заведений.

В Тернополе, где тоже не подчинились решению центра, показалось, что кому-то выгодно запугивать галичан подобным образом.

Это уже похоже на отказ взаимодействия с Киевом. И при всём при том – это особенности украинской предвыборной гонки. Противодействуя центру, местные депутаты и градоначальники надеются получить гораздо больше голосов, чем инициировавшие карантинные меры «зелёные» (так называют команду Владимира Зеленского). Кроме того, большое недоверие у местных властей вызывает само проведение выборов в так называемой «красной зоне», где можно устроить наплыв «мёртвых душ», чтобы обеспечить себе хороший результат..

В «красную зону» загнали часть Западной Украины. Формально это справедливо, поскольку именно там полыхает COVID-19. Но с политической точки зрения у «Слуги народа» и прежде там шансов победить практически не было, а сейчас, при резко выросшем недоверии к действиям центра, западная часть страны походит на совершенно отдельную республику с собственным самоуправлением. Разве что пока не машет своими флагами.

Отказ следовать указаниям Киева на Волыни и Галичине – не первые «ласточки». Просто в преддверии выборов они более заметны. Помнится, ещё в мае мэр Черкасс Анатолий Бондаренко не согласился с карантинными ограничениями Киева. А в ответ на угрозы главы МВД Арсена Авакова указал, что полиции нужно расследовать нераскрытые дела, а не заниматься вопросами карантина. Черкасские власти поставили свои решения выше, нежели решения правительства.

Долго «показывал клыки» мэр Харькова Геннадий Кернес. Ещё в марте он заявил, что он не будет выполнять распоряжения президента Владимира Зеленского о противодействии коронавирусу. Правда, метрополитен он всё-таки закрыл и открыто дерзить центру перестал, однако, как известно, сплотил вокруг себя местных бизнесменов в противодействии COVID-19. Харьков выплывал из ситуации с коронавирусом благодаря этому более чем достойно. Кернес перестал сыпать публичными заявлениями в адрес центра, но это ничего утешительно для команды Зе не означает.

А в предвыборном штабе «Слуги народа» кипит работа – там думают о новых лозунгах и смыслах для избирателей. Например, лозунг «Решим это вместе» заменил хулиганский слоган времён кампании Владимира Зеленского «Сделаем их вместе». Месседж «мы – они» нынешней власти не подходит. Кто – «они»? Соратники Порошенко, националисты, сторонники Партии Шария или все, вместе взятые? Образ единого врага сформировать не выходит. Поэтому «слуги народа» переходят к иному посылу – «Мы вместе».

Однако единое сообщество за два с половиной месяца до местных выборов – это не просто выдача желаемого за действительное, а откровенная ложь. Почему местные советы и градоначальники не подчиняются официальному Киеву? Потому что ставят на свою победу, и эти ставки вполне логичны: доверие к центральной власти и к президенту Зеленскому у народа активно снижается, значит, противодействие Киеву сулит успех у избирателей. Простая и действенная технология: подниматься за счёт падающих.

То, что полномочий у Киева после 25 октября неофициально поубавится, это и к гадалке не ходи. Без «своих людей» в местной власти подчинение решениям центра целых регионов станет огромной проблемой. На смену вертикали власти неминуемо приходит семибоярщина, а там и до федерализации рукой подать.

Нежелание сотрудничать с правящей верхушкой привело к тому, что мэры шести городов – Днепра, Кропивницкого, Черновцов, Николаева, Каховки и Житомира – учредили партию с названием «Пропозиция», более известную как «партия мэров». Не самая устойчивая конструкция, но городские головы указывают на недоговороспособность центра как на аргумент для создания собственной политической силы. Это относится и к премьер-министру Денису Шмыгалю, и к главе офиса президента Андрею Ермаку, и к самому президенту Владимиру Зеленскому.

В борьбе с партией власти покажут себя и все остальные политсилы Украины. Кроме «Европейской солидарности» бывшего президента Порошенко, свой кусок пирога хочет урвать и «Батьківщина», и другие менее значимые проекты. Но им тоже придётся несладко: местные руководители, почувствовав в себе силы быть хозяевами на «своей» территории, не очень-то будут рваться под флаги политических лидеров, особенно в условиях, когда центр ответственность за социальную сферу перекладывает на регионы. Киев становится всё менее влиятельным и всё более слабым – и финансово, и политически. Центр, способный только на решения, не подкреплённые деньгами и политической волей, для местных руководителей – уже «потешная власть».

Подходим к выводу. «Сепаратистское восстание», которым пугают с 2014 года, происходит прямо на наших глазах. И причиной тому оказались не пресловутые «агенты Кремля», а, во-первых, неспособность центра управлять провинциями через областные администрации (на что они могут повлиять, если, например, Киев спускает все издержки той же медицинской реформы вниз и рекомендует местным лечебным учреждениям искать финансы в городских и областных бюджетах?); во-вторых, снижающаяся поддержка правящей силы у населения. К тому же «единой страны» нет как и прежде, и любые соперники «слуг народа» на выборах имеют шанс получить поддержку только части избирателей. Например, за представителей силы Порошенко категорически не станут голосовать на юго-востоке, а силу Бойко-Медведчука отвергнут на западе. И если до 2014 года страной как-то удавалось руководить то «оранжевым», то «донецким», то сейчас, после ухода Крыма и куска Донбасса, регионы будут крайне остро реагировать на политические амбиции чуждых местному населению политиков. Зеленского и команду «слуг» украинским гражданам удалось подсунуть только благодаря тому, что его предвыборные обещания давали надежду на окончание войны и, главное, избавление от Кондитера и его кровавой камарильи. Но ни того ни другого не случилось.

Президентская власть на местах слабеет день ото дня, и риск превращения Украины в страну удельных княжеств для Киева как никогда велик. И на этот раз центральной власти абсолютно нечего этому противопоставить: удержать регионы в повиновении невозможно ни войной, ни политическими уловками. А других инструментов просто нет: заливать потенциально мятежные регионы деньгами, как это делалось при Януковиче, у Зеленского не могут. Выполнить пожелания местных властей и местного бизнеса, особенно юго-востока Украины, рвущегося восстановить экономические связи с Россией, не позволят заграница и радикалы. Что может предложить местной власти Киев, чтобы та оставалась ему покорной? Ровным счётом ничего, кроме насквозь фальшивого лозунга «Мы вместе».

Артем Бузила