Новости

Месяц до продажи земли: чего ждать жителям Украины

С 1 июля 2021 года открывается украинский земельный рынок.

Начинают действовать принятый в 2019 году при Владимире Зеленском закон № 2178-10 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ряд других законодательных актов. До этого Украина наряду с Кубой, Северной Кореей, Венесуэлой, Туркменистаном и Конго была редким в современном мире исключением, где продажа сельхозземель не разрешалась.

Приближающееся событие станет поистине знаковым – мало какая тема вызывала в украинском обществе такой общественный резонанс. 20 лет в стране действовал мораторий на продажу земель – открывать рынок не хотели ни сельхозолигархи, ни простые аграрии, ни общество в целом. Они опасались, что земля будет продана нерезидентам, а украинцы лишаться права распоряжаться ею. Любые соцопросы показывали в среднем до 80% тех, кто против продажи земли иностранцам.

То, что международные организации постоянно настаивали на введении на Украине рынка земли, явно показывая заинтересованность стоящего за ними иностранного бизнеса. Например, МВФ ставил земельный рынок как одно из ключевых условий предоставления Украине кредитов.

Так насколько оправданы высказанные выше опасения и чего на самом деле можно ожидать гражданам страны?

Что стоит на кону

Украина действительно была исключением – в отличие от других нерыночных в смысле сельхозземли стран, мало влияющих на мировой продовольственный сектор (за частичным исключением разве что Кубы с её заметным в общих объёмах производством тростникового сахара). На кону – 42 миллиона гектар плодородных земель (правда, в зоне умеренно рискованного земледелия), включая 40% лучших мировых чернозёмов. Они производят очень значительную часть продовольствия (в первую очередь – зерна и масличных), поступающего на мировой рынок.

Эти земли давно поделены. 31 миллион гектаров (74%) находится в частной собственности, 11 млн. га (26%) – государственная земля.

Из всей земли 28 миллионами гектаров (67%) владеют селяне-паевики, которые до недавнего времени продавать свою землю не могли. Большую часть этой земли (24 млн. га) они сдают в аренду агрохолдингам и крупным фермерам. Часто – за сущие копейки или даже за натуроплату, а сами работают на своих арендаторов как простые сельхозрабочие.

В свою очередь, крупные арендаторы сосредоточили у себя около 27 млн. га (65%), прихватывая к селянским 24 ещё 3 млн. га у государства.

Около 12 млн. га (28%) земли (4 – своей и 8 – арендованной у государства) обрабатывают единоличники и мелкие фермеры. Примерно 3 млн. га земли (7%) не обрабатывается.

Многие эксперты считают, что мелкие собственники-паевики давно утратили фактическое право на свою землю, сданную в аренду агрохолдингам на длительный срок. И что, мол, из-за этого введение земельного рынка ничего не изменит.

Однако это не совсем так. Здесь важен сам принцип – земля сможет законно переходить от одного частного владельца к другому. Крестьяне, возможно, и не вернут свои паи, но вот другие игроки вполне смогут переделить землю в свою пользу – ведь рыночные механизмы будут работать.

Кому будут и кому не будут продавать землю

После всех коллизий с земельным законом парламентарии постановили, что с 1 июля 2021 года право приобретать землю в частную собственность в размере не более 100 га получат физические лица из числа граждан Украины. С 1 января 2024 года такое право обретут и юридические лица, основанные украинскими гражданами. Ограничение – 10 тысяч гектар.

Иностранные физические и юридические лица, включая совместные предприятия с Украиной, по принятому законодательству не получают прав на покупку украинских сельхозземель. Несмотря на всё давление МВФ и других международных структур, законодатель не открыл рынок земли для иностранцев. Согласно закону этот вопрос решено вынести на общенациональный референдум. Если народ разрешит – иностранцам будут продавать землю, если нет – то нет.

Однако дата референдума не назначена, подготовку к нему власти не ведут. А с учётом общественных настроений остаётся мало сомнений, что референдум скажет «нет». Более того, представители власти в последнее время особо подчёркивают, что иностранцы не смогут покупать украинскую землю – совсем. Об этом, например, 29 мая напомнил по центральному телевидению советник главы Офиса президента Тимофей Милованов.

Тогда почему, например, МВФ прекратил требовать от Украины предоставления для иностранцев права покупать сельскохозяйственную землю? Дело в том, что законодатели, а точнее – вся действующая власть, приняли несколько нормативных актов, прямо не разрешающих такой процесс, но создающих для него реальные обходные пути. Так, мартовский этого года земельный закон 552-IX от окончательно закрепил за банками право отчуждать в свою частную собственность земельные участки, внесённые как залог по просроченным кредитам. А банковскую сферу украинская власть целенаправленно сдаёт иностранцам, причём гораздо успешнее и быстрее, чем земельную.

Но самую большую лазейку создал майский закон № 2194, который президент Зеленский назвал «земельной конституцией». Этот закон среди прочего разрешает передачу земель государственной в коммунальную собственность территориальных общин. Даже Главное юридическое управление Верховной Рады высказало опасения, что это положение нивелирует запрет для иностранных физлиц и бизнеса покупать земли сельскохозяйственного назначения: местные власти смогут по своему произволу переводить земли из сельскохозяйственных в другие категории и продать их иностранным покупателям. Поэтому понятно, почему власти так акцентируют внимание общества на формальном запрете – чтобы отвлечь внимание от заложенной ими в законодательство обходной схемы.

Так скупят или нет?

Даже если иностранцы получат возможность обходными путями покупать украинскую землю с 1 июля 2021 года, с непредвзятой точки зрения опасения о массовой скупке представляются сильно преувеличенными. Теоретически им станут доступными 11 млн. га государственной собственности – четверть всех сельхозземель. Ещё какая-то часть частных земель может быть отчуждена в пользу иностранцев через банки.

Но, конечно, все 11+ миллионов гектаров иностранцы не смогут отчудить, да это им вряд ли и нужно. До сих пор нерезиденты из числа собственно бизнеса проявляли весьма умеренный интерес к украинской земле, принципиально вопрос ставили только идеологически заряженные международные структуры. И эти земли надо ещё у кого-то изъять, ведь большая часть из них уже сдана в аренду. Украинские фермеры и агрохолдинги – достаточно крепки в юридическом и экономическом смысле, чтобы не сдаться без боя.

Никаких масштабных сражений, как можно предположить, и не будет. Постепенно часть земли перетечёт к нерезидентам, которые займут свою нишу в украинском сельском хозяйстве. Нельзя исключить, что там они организуют высокотехнологичное производство с минимумом персонала и использованием земель на износ. Граждане страны потеряют ещё часть рабочих мест, а экологическая обстановка ещё несколько ухудшится. На фоне постоянной экономической деградации Украины это станет просто дополнительным фактором этого процесса.

Но и никакой макроэкономической пользы от прихода иностранцев на рынок земли Украина, конечно, не получит. Разговоры об инвестициях и рабочих местах – пустопорожняя болтовня в пользу бедных. И даже власть, рассчитывающая получить от продажи государственных земель несколько миллиардов долларов для затыкания дыр в бюджете (и, разумеется, дерибана), вряд ли получит ожидаемое в полном объёме. Никакие украинские планы приватизации никогда не выполнялись и на 10%.

фото: Американская топ-модель Эшли Грэм в образе селянки в поле

Фёдор Сумченко