Новости

«Метод Смелянского»

Недавно генеральный директор «Укрпочты» Игорь Смелянский отчитался о финансовых показателях компании за 2020 г., назвав их «крутой победой».

Главный почтальон Украины также подвел итоги почти пятилетней работы своей команды во главе государственного почтового оператора, заявив об удвоении показателя доходности компании за это время.

Даже сама формулировка «крутой победы» относительно оценки роботы г-на Смелянского выглядит скорее как насмешка, нежели как отчет высокопоставленного чиновника крупной государственной компании. И при более детальном рассмотрении показателей почтовой госкомпании становится понятно, что насмехается-то как раз «почтовый реформатор».

Пятилетка Смелянского

На своей страничке в Facebook гендиректор «Укрпочты» Игорь Смелянский заявил, что по итогам 2020 г. прибыль госкомпании составила около 185 млн. грн., а с 2016 г. показатель чистого дохода компании вырос в два раза.

«С момента прихода новой команды в 2016-м мы УДВОИЛИ (или, как говорил классик — помножили на 2) доход компании с 4,6 миллиардов в 2016-м до 9,2 миллиарда гривен в 2020 году. И я считаю это повод для гордости. Мы сегодня раскрываем свои результаты за 2020 год и радуем наших акционеров», — без лишней скромности похвастался Смелянский.

Гендиректор «Укрпочты» поблагодарил сотрудников центрального и региональных офисов компании за проделанную работу. В весьма пафосном стиле Смелянский отдельно написал о работе рядовых почтальонов.

«И клиенты, и государство, к сожалению, иногда забывают вам сказать спасибо, когда вы пешком, в горах Закарпатья или бездорожья Черниговщины, тратите по 4 часа, чтобы доставить всего 7 пенсий, ведь машина через заносы уже проехать не может, а пенсионер вас ждет. За них сегодня это сделаю я — спасибо за то, что вы делаете!» — написал в посте гендиректор.

Впрочем, слова благодарности и заботы в адрес рядовых сотрудников (которые зачастую работают на 0,25 ставки от размера минимальной зарплаты) из уст топ-менеджера с доходом почти в 2 млн. грн. выглядят несколько фальшиво. Но с вопросом зарплат разберемся отдельно и чуть ниже.

Кроме подведения итогов, Смелянский также очертил планы компании на 2021 г: «Год, где должны поехать тысячи новых машин, начаться строительство первого за 40+ лет автоматического сортировочного центра и еще много чего хорошего (включая банк)».

Перспективы превращения «Укрпочты» в большой «сельский банк» широко обсуждались еще в начале прошлого года, когда главный почтальон страны объявил это своей «идеей фикс». Эти грандиозные планы не вызвали никакого энтузиазма ни у кого, кроме самого «идеолога», желающего найти простые и непрофильные пути заработка компании, готовя ее к частичной приватизации. В феврале текущего года г-н Смелянский вновь вернулся к этому вопросу, подчеркнув, что у компании есть два варианта на пути становления «Укрпочты» прототипом своеобразного «сельского «Привата».

Первый вариант — принятие закона «О почтовом банке». Второй — покупка финансового учреждения. «Мы — акционерное общество, поэтому можем это сделать», — заявил Смелянский, комментируя перспективу покупки «Укрпочтой» банковского актива.

Тарифный терроризм и «оптимизация» штата

Но вернемся к финансовым показателям «Укрпочты», которые г-н Смелянский без излишней скромности назвал «крутой победой». За основу возьмем озвученные гендиректором компании показатели прибыли за 2020 г. (184,5 млн. грн.) и удвоение чистого дохода нацоператора в 2016—2020 г. (с 4,6 млрд. до 9,2 млрд. грн.). Разберем эти показатели в разрезе нескольких факторов, непосредственно влияющих на итоговые результаты операционной деятельности «Укрпочты».

Фактор №1 — тарифы, новые услуги и «пенсионный шантаж».

Что касается факторов, повлиявших на прибыльность в 2020 г., кроме того, что «Укрпочта» с начала прошлого года в среднем повысила тарифы на свои базовые услуги на 10,5—12,5% , также в декабре 2019 г. правительство подняло тариф на доставку пенсий. Это стало результатом «пенсионного шантажа» в исполнении руководства «Укрпочты».

В результате угроз г-на Смелянского прекратить доставку пенсий, закрыть «нерентабельные» сельские отделения «Укрпочты» и уволить до трети всего штата сотрудников Кабмин (тогда еще во главе с Владимиром Гройсманом) изыскал дополнительные средства для финансирования почтового оператора.

В 2019 г., например, Пенсионный фонд дополнительно перечислил «Укрпочте» 500 млн. грн. за услуги по доставке пенсий. В 2020 г., по заявлению экс-премьера Алексея Гончарука, на доставку пенсий правительство предусмотрело дополнительно 900 млн. грн. В декабре прошлого года Смелянский вновь прибегнул к тактике «пенсионного шантажа», угрожая прекратить доставку пенсий населению с 1 января 2021 г., если тариф на эту услугу не будет пересмотрен в сторону повышения.

Безусловно, вопрос тарифа на доставку пенсии почтовым оператором имеет место быть, и вопрос действующей ставки на эту услугу действительно необходимо пересматривать. Но вместо аргументированной позиции и спокойных финансовых расчетов руководство «Укрпочты» злоупотребляет методами шантажа, угрожая оставить стариков без их законных пенсионных выплат.

Необходимо также отметить, что за последние четыре года «Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на новых видах услуг, которые, мягко говоря, не свойственны почтовому оператору. Например, в сентябре 2017 г. Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), выдала ПАО «Укрпочта» лицензию на поставку природного газа.

Фактор №2 — распродажа имущества, кадровые чистки и политика занятости.

В 2020 г. «Укрпочта» начала процесс масштабной распродажи «непрофильного имущества». Как заявляли в компании, только за первое полугодии 2020-го через торги на площадке Prozorro нацоператор продал недвижимости на сумму около 90 млн. грн.

Весьма специфической была и политика занятости «Укрпочты». В сентябре 2020 г. Игорь Смелянский похвастался разработкой собственной методики «безостановочной работы в период пандемии коронавируса». Секрет «методики» заключался в банальной отправке части сотрудников в принудительный отпуск.

«Поскольку никто не знал, как с этим работать, я разработал свою методику. Я принудительно отправляю 20% работников из каждого подразделения в отпуск. И таким образом, когда кто-то заболеет в подразделении — мы отправляем людей на тесты и карантин, если это необходимо, дезинфицируем подразделение и выводим людей из отпуска, чтобы они работали. И так по всем объектам», — поделился своим трудовым ноу-хау Смелянский.

Что же касается в целом штата «Укрпочты», то численность сотрудников госкомпании сократилась с 76 тыс. человек в 2017 г. до 59,9 тыс. человек к 2020-му. В конце 2019-го численность работников планировали повысить до 61,5 тыс. человек. По заявлениям самого Смелянского, в течение 2020 г. в компании работали до 65 тыс. сотрудников.

Т. е. за время руководства «Укрпочтой» г-на Смелянского и его команды «реформаторов» штат компании сократился на 14,5—11 тыс. чел. Несомненно, это весьма благоприятно сказалось на расходах на фонд оплаты труда.

Фактор №3 — зарплата тем, «кто заслужил».

Согласно данным «Укрпочты», 70% всех расходов компании составляет фонд оплаты труда; более 80% расходов идут якобы на оплату труда почтальонов, операторов и других работников технических специальностей.

С учетом того, что в 2016—2020 гг. штат компании значительно поредел, ежегодный рост показателя средней зарплаты по «Укрпочте» рос не столь впечатляющими темпами. В среднем в год этот показатель увеличивался на 15—18%. В 2018 г. средняя зарплата в компании составляла 6,8 тыс. грн., в 2019-м — 7,4 тыс. грн., а в 2020-м — 8,6 тыс.

Заметнее всего за это время выросла зарплата непосредственно гендиректора Игоря Смелянского. Если в 2018-м ежемесячный доход главного почтальона страны составлял чуть более 570 тыс. грн., то в 2019 г. среднемесячный оклад (+ премиальные и надбавки) г-на Смелянского резко подскочил до 1,4 млн. грн. В 2020-м ежемесячный доход гендиректора также солидно «индексирован» — почти до 1,9 млн. грн.

Вот где и спрятан главный драйвер среднегодового повышения показателя средней зарплаты по «Укрпочте» на 15—18%. Если рядовые сотрудники получали прибавку к окладу в размере 800—900 грн., то топ-менеджмент — в несколько сотен тысяч гривен.

Фактор №4 — дутые показатели.

Приведем общие показатели чистой прибыльности «Укрпочты» за пятилетку крутых побед команды Смелянского:

2016 г. — 6,9 млн. грн.;

2017 г. — «минус» 203 млн. грн.;

2018 г. — «минус» 627 млн. грн.;

2019 г. — 607 млн. грн. (с учетом дополнительных 500 млн. грн. от ПФУ на доставку пенсий);

2020 г. — 184,5 млн. грн. (с учетом начала распродажи имущества компании, действия новых тарифов и дополнительного финансирования из госбюджета на предоставление услуги по доставке пенсий населению).

Трансформация победы

В целом, как можно судить по цифрам, показателям финансовой успешности компании и ряду других факторов, заявленная Игорем Смелянским «крута перемога» больше похожа на «дорогостоящую зраду» (с учетом баснословного оклада гендиректора).

По большому счету, заявленное «удвоение» показателя доходности компании — это результат комбинации привычных для отечественных «реформаторов» методов:

— повышение тарифов на услуги;

— сокращения штата сотрудников;

— сохранение крайне низких темпов индексирования зарплат рядовых сотрудников;

— внутренняя большая приватизация по распродаже т. н. непрофильных активов компании.

Хуже всего то, что подобные достижения подаются властью как успешные примеры внедрения реформы корпоративного управления государственной собственностью. Де-факто для широкой общественности приводятся некие успешные финансовые показатели, которые объясняются работой сверхдорогого топ-менеджмента госкомпаний и деятельностью наблюдательных советов, состоящих из иностранных граждан (непонятно, чем они заняты, но вознаграждение получают в размере 200—400 тыс. грн. в месяц).

Самодовольный пиар г-на Смелянского на де-факто отрицательных финансовых показателях компании, повышении тарифов и «методе» увольнения сотрудников в разгар пандемии (когда у людей и так нет доходов для существования) — это «почтовый менеджмент» и «реформы», которые мы заслужили.

Роман ГУБРИЕНКО