Новости

Международный уголовный суд выдал ордер на арест Владимира Путина. При чем здесь визит Си Цзиньпина

Что такое МУС

Международный уголовный суд функционирует с 2002 года. Штаб-квартира – Гаага.

Его основа – Римский статут, договор, по которому был учрежден МУС. В компетенции суда – преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, а также преступления агрессии.

Всего по состоянию на 2023 год Римский статут подписали 137 государства, а ратифицировали 123 страны. Среди тех, на кого не распространяется этот документ (не ратифицировали договор, отозвали подпись или же не подписывали его изначально), Россия, США, Китай, Украина и т.д.

Международный уголовной суд не входит в структуры Организации Объединенных Наций, он может возбуждать уголовные дела по представлению отдельных стран, Совбеза ООН или же в результате расследования прокуроров МУС, которые они проводят по собственной инициативе.

В чем обвиняют Путина

Президенту РФ Владимиру Путину вменяют в вину "незаконный вывоз детей" с территории Украины. Вместе с ним ордер был выписан на уполномоченного по правам ребенка в России Марию Львову-Белову.

"Детскую" тему в российско-украинском конфликте последнее время активно развивали западные СМИ. Лейтмотив этой кампании – РФ якобы насильно вывозит к себе юных украинцев.

Оставим за скобками абсурдность этих обвинений и то, почему для демонизации Кремля выбрали именно этот тезис. Так или иначе тысячи детей из зоны конфликта были усилиями Москвы спасены от боевых действий и взяты под опеку российского государства.

В данном случае прокуроры и судьи МУС скорее воплотили известный постулат "был бы человек, а статья найдется". Черную метку России и лично ее президенту нужно было выносить как можно скорее.

Юридический аспект

В уставных документах МУС прописана четкая процедура выдачи ордера на арест того или иного лица, который должен быть одобрен специальным комитетом из трех судей, на основании правовых принципов и доказательств, которые представляет прокурор.

Как происходил процесс в отношении Путина и Львовой-Беловой, можно только догадываться.

По правилам компетенция Международного уголовного суда не может распространяться на страны, которые не являются подписантами Римского статута, то есть по своей инициативе тот или иной прокурор МУС не имел право инициировать дело против Путина (РФ отозвала свою подпись из Римского статута в 2016 году).

Есть два исключения.

Первое – если представление о возбуждении уголовного дела поступает от Совета безопасности ООН. В данном случае, такого постановления СБ ООН не было и быть не могло, учитывая право вето у России.

Второй путь заключается в том, что не являющееся подписантом статута государство может подать секретарю МУС заявление о совершении конкретного преступления и признать юрисдикцию Международного уголовного суда в отношении этого преступления.

Теоретически, таким государством могла быть Украина, также не входящая в систему МУС.

Вопрос, были ли вообще соблюдены какие-либо формальности при вынесении решения по Путину или же это было сделано волюнтаристски под чью-то диктовку, остается без ответа.

В любом случае, как подчеркнули российские власти, решения Международного уголовного суда ничего не значат для России.

Почему именно сейчас

Объявление об ордере на арест Путина было сделано синхронно с заявлением Москвы о визите в Россию председателя КНР Си Цзиньпина.

Торпедировать сам визит это решение МУС вряд ли могло, а вот послать четкий сигнал как российскому, так и китайскому лидерам – вполне. Косвенно это подтвердили в Киеве.

"Относительно объявленного визита лидера КНР в Москву: думаю, что для Китая будет довольно непростая ситуация. Непростая ситуация – [встретиться] с человеком, которого подозревает Международный уголовный суд в преступлении в отношении украинских детей", - сказал в тот же день секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов.

 

Действия МУС против Путина и РФ говорят о растущем беспокойстве в США по поводу перспектив российско-китайских отношений.

Поездка главы Китая в Москву – вызов Соединенным Штатам и их союзникам, написала 19 марта в своей статье обозреватель американской газеты The Hill Эллен Митчелл. По ее словам, встреча будет способствовать укреплению союза РФ и КНР, что тревожит Вашингтон.

Сергей Зуев