Новости

МИХАИЛ ОНУФРИЕНКО: Повторение истории, или Как Харьков стал русским будущим Украины

 Так уж устроено человеческое сообщество, что время от времени между гражданами одной страны могут возникать конфликты, порой переходящие в полноценные междоусобные войны. Причины у них могут быть разные: социальные, этнические или религиозные. Но есть в мире страна, где одни граждане готовы убивать других граждан только за то, что последние не желают менять свою национальность. И эта страна – Украина.  Происходящее сегодня в ее пределах не оставляет места  ни для каких сомнений.

 

Национально озабоченные «патриоты», отказывая части своих сограждан в праве считать себя русскими, даже придумали им «неэтнические» определения, такие например как "ватники" или "колорады", которых проще убить, чем согласиться с их мнением. Это подтвердил Харьков 14 марта 2014 года, Одесса 2 мая 2014 года, это подтверждается каждый день в Донбассе. Но какие  перспективы ждут развязавших гражданскую войну строителей "единой нации"? На этот вопрос как всегда помогут ответить уроки истории.

 В качестве примера возьмем уже ранее упомянутый Харьков.

 

После Октябрьской революции 1917 года в России началась Гражданская война, которая в полной мере коснулась Слобожанщины и главного ее города Харькова. Харьковчане  всегда считали себя русскими, что в конечном итоге и отразилось на их поведении в сложных условиях развернувшейся братоубийственной войны.

 

 20 ноября 1917 года киевская сепаратистская Центральная Рада в своем III Универсале, игнорируя мнение местных жителей, безоговорочно и в одностороннем порядке объявила Харьковщину "украинской территорией". Это привело к тому, что харьковчане стали больше симпатизировать большевикам, которые в тот момент еще не требовали от них "украинскости" (большевистская «украинизация» развернется в конце 20-х годов ХХ века. Её рассмотрение в задачу данной темы не входит).  Поэтому все решения 1-го Всеукраинского съезда Советов, проходившего в Харькове с  24 по 25 декабря 1917 года, были восприняты русским населением с одобрением.

 

А между тем, кроме того, что Съезд заявил о свержении власти Центральной Рады, он провозгласил и о создании Советской Украины. Видимо харьковчан вполне устраивало это новое "нерусское" образование, так как официально объявлялось об установлении федеративных связей с Советской Россией. Харьков так же активно поддержал решения четвёртого областного съезда Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов ( 9-12 февраля 1918 г.), когда  была провозглашена Донецко-Криворожская республика.

 

ДКР, со столицей в Харькове, стала ответом на стремление некоторой части "украинских" большевиков «впихнуть» регион в составе Украины – жители русского шахтерского края  ни под каким предлогом не хотели выходить из России.  Однако в результате Брестского мира (март 1918) Харьковщина и ДКР попадают под контроль германских оккупационных войск. Благодаря немцам, союзникам УНР, в начале мая 1918 года здесь устанавливается власть марионеточного правительства гетмана Скоропадского.

 

 Несмотря на то, что некоторая часть харьковчан из числа, как бы сейчас выразились, "активистов" поддержала "украинское правительство", гетману все же приходилось заигрывать с местным русским населением. Так, например летом 1918 года с согласия Киева в Харькове при большом стечении народа прошла панихида по убиенному русскому царю Николаю Второму. Немцев это интересовало мало, а вот  доморощенные "украинизаторы" вынуждены были молча проглотить эту пилюлю.

В ноябре 1918 года в Германии произошла революция. Это событие заставило немцев вывести свои войска с оккупированных ими территорий, в том числе и из Харькова. Гетман Скоропадский потерял единственную реальную для себя опору, чем и поспешили воспользоваться "радикальные украинцы". 18 ноября 1918 года в оставленном немцами Харькове власть фактически перешла к Директории. Местное население встретило "украинцев"-петлюровцев с глухой враждебностью, поэтому не удивительно, что Директория продержалась в городе всего полтора месяца.

 1 января 1919 года в Харькове началось подготовленное большевиками восстание, которое горожане в своем большинстве поддержали. Благодаря  помощи подошедших частей Красной армии уже 3 января город был полностью очищен от петлюровцев. В Харькове во второй раз установилась Советская власть, которая  харьковчанами воспринималась как власть «прорусская». В некотором смысле так оно и было, на тот момент еще никто не заставлял жителей города менять свою национальность.

Однако Харькову все же было суждено испытать все ужасы Гражданской войны. О работе харьковской ЧК того времени до сих пор ходят страшные рассказы. Цифры о жертвах кровавых расправ чекистов рознятся, но одного факта существования в черте города концентрационного лагеря вполне достаточно для понимания того, какими методами устанавливалась на Харьковщине «социальная справедливость». 

 

Естественно, все это не могло не оттолкнуть от большевиков значительную часть местного населения, которое в июне 1919 года будет встречать Белую армию как освободителей. Вот как описывает приветственную картину участник тех событий белогвардейский офицер А.В.Туркул в своих мемуарах «Дроздовцы в огне. Картины гражданской войны 1918-1920 гг.»:

 

«Мы быстро построились и с песнями двинулись на Сумскую, к Николаевской площади. И со смутным ревом Харьков, весь Харьков, как бы помчался и полился на нас жаркими тесными толпами. Нас залило человеческим морем. Этого не забыть; не забыть душной давки, тысячи тысяч глаз, слез, улыбок, радостного безумства толпы.  Я вел батальон в тесноте; по улице вокруг нас шатало людские толпы, нас обдавало порывами «ура». Плачущие, смеющиеся лица. Целовали нас, наших коней, загорелые руки наших солдат. Это было безумство и радость освобождения. У одного из подъездов мне поднесли громадный букет свежих белых цветов. Нас так теснили, что я вполголоса приказал как можно крепче держать строй…  

 

На четвертые сутки прибыл Главнокомандующий, генерал Деникин. Парад на Николаевской площади. Громадные толпы. Все дамы в белых платьях, цветы. Торжественное молебствие. Главнокомандующий пропустил церемониальным маршем Дроздовские офицерские и Белозерский полки. От города генералу Деникину были поднесены икона и хлеб-соль. После парада он отбыл в городскую думу на торжественное заседание».

 

 Хочется обратить особое внимание на то, что Белое движение боролось за «единую и неделимую Россию», что, как видим, также соответствовало чаяниям харьковчан.  

 

А.В.Туркул описывает любопытный случай, который, не имея прямого отношения к теме, позволяет лучше понять Харьков как город предприимчивых людей:

«…пополнились мы так, что 2-й офицерский полк развернулся после Харькова в целых три полка. Все наши новые добровольцы торопились «построить» себе дроздовские фуражки, надеть погоны. Город, можно сказать, залило нашим малиновым цветом, тем более что на складах нашлась бездна цветного сукна. Нас так ждали в Харькове, что один тамошний шапочник заранее заготовил сотни фуражек белых полков и теперь бойко торговал ими».

 

Остается непонятным, куда же смотрела "чрезвычайка". Но более интересно, что "шьют" сегодняшние харьковские "шапочники"? А ведь наверняка "шьют"…

 

  Осенью 1919 года в Гражданской войне наступил  перелом. Белым так и не удалось завершить свой поход на Москву, и они были вынуждены начать отступление. 12 декабря Добровольческая армия покинула Харьков, после чего в город вошли войска РККА. На этот раз Советская власть устанавливается здесь окончательно, а сам Харьков через неделю был объявлен столицей Советской Украины.

 

Чтобы не сложилось впечатления о том, что харьковчане были поголовно "пробелые" приведем цитату из книги П. И. Долгина "Кровавый путь деникинщины":

 

"11 декабря 1919 года. День выдался пасмурный, сыроватый. Но радость, огромная радость заполняет сердца горожан. В Харьков вступает Красная Армия. Сначала показались конные разведчики начдива-41 Ю. Саблина. Они спустились с Холодной горы, проскакали по Екатеринославской улице, свернули на Павловскую площадь и дальше направились к центру. Их встречали харьковчане, простые рабочие люди. "Наши! Наши! Наконец-то!" — раздавались возгласы".

В книге так же приводятся воспоминания очевидцев о зверствах чинимых деникинской контрразведкой в период нахождения Добровольческой армии в Харькове. Как мы уже говорили, городу суждено было испытать на себе все ужасы Гражданской войны.  

 

 Но что характерно, во время встреч и "белых" и "красных" в Харькове никогда не звучали лозунги типа "Да здравствует вильна Украина"! Как мы смогли убедиться, если здесь и была установлена власть "украинцев", то вовсе не по желанию харьковчан. Лишь иностранная военная интервенция заставила жителей города на какое-то время смириться с "этническими" сепаратистами. Похожее повториться еще дважды. Один раз во время Великой Отечественной войны, когда фашисты привлекут к управлению городом самых оголтелых украинских националистов.

 

 Вторая попытка, но уже при поддержке европейцев и американцев,  происходит сегодня на наших глазах. Уже всем понятно, что только внешняя русофобская сила способна продлить Гражданскую войну на Украине, в том числе и обеспечить необандеровскую власть в Харькове. Не без "помощи" России эта сила уже явно слабеет и рано или поздно иссякнет полностью. Что тогда? Не трудно догадаться, что  "украинские" горда Юго-Востока, проявив в полной мере свою русскость заживут своей правдой.

 

В первую очередь будут налажены максимально тесные связи с Российской Федерацией, при этом "украинских" русских совершенно не будет интересовать вопрос, кто сегодня руководит Россией, условно говоря, "белые" или "красные".

 

Как это произойдет, более-менее мирно или в результате вооруженных столкновений, сейчас не сможет сказать никто. Пример Донбасса показал, что киевская хунта готова пойти на самые крайние меры, однако ее ресурсы ограничены, бандеризировать всю Украину ей так и не удалось. Впрочем, не удастся никогда. Возвращение Русского Мира на Украину – это вопрос времени. Пример Харькова тому подтверждение.

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.